ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

ПОИСК


 

Православному человеку невозможно прожить без храма Божия. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его»(Пс.26:4). Приходя в церковь, участвуя в общих молитвах, получая благодать Святого Духа, приобщаясь Святых Таинств Христовых, христианин наполняет свою душу миром, благодатными энергиями, которые преизобильно проистекают от Подателя всяческих Христа-Спасителя. Вот почему, всегда на Православной Руси основание нового города начиналась с постройки храма Божия, который принимал под своими сводами целые поколения городских жителей.

Но иногда, в силу каких-то особых обстоятельств, сооружались и более простые молитвенные помещения, в которых, в отличие от храма, не имелось алтарей, то есть не было возможности для совершения в них Божественной Литургии. 

Такие молитвенные дома именовались часовнями,  и представляли собой небольшие здания, предназначенные  для  общественной  молитвы  -преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в  том числе  часов, откуда происходит название.  В книге «Практическое руководство для священнослужителей», изданной в 1887г. указывалось, что  построенные «благочестивым усердием православных предков часовни в честь некоторых святых икон, или в благочестивое воспоминание событий церковных и отечественных» имелись издревле. Согласно законам Российской империи построение новых часовен в провинциальных городах и селениях могло было допускаться с разрешения епархиальных архиереев, а в столицах (Санкт-Петербурге и Москве) с Высочайшего соизволения Государя Императора. Все построенные часовни состояли в ведении духовного начальства и должны были быть приписаны к каким-либо храмам или монастырям и находились под наблюдением настоятелей церквей.

В дореволюционном Семипалатинске была построена часовня, которая и сегодня является настоящим украшением левобережной части города. Сегодня эту часовню знают под именем Никольской, как освященной в честь великого угодника Божия Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца († ок. 345г.). Однако лишь немногим любителям семипалатинской старины известно, что в прошлом эта часовня была посвящена   память Великомученика  и целителя Пантелеимона († 305г.).

Несмотря на то, что часовня сохранилась в нашем городе до настоящего дня, многие страницы её истории загадочны и все ещё ждут своего будущего исследователя. 

История построения этой часовни тесно связана с историей существования и деятельности на территории Семипалатинской области Киргизской духовной православной миссии.  В 1866 г. группа казахов переселившихся на Алтай обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Они приняли православие и поселились в селах Черный Ануй и Тадрала. В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архимандрит Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Святейшему Синоду о необходимости миссионерства среди казахов. В 1882 г. Синод позволил открыть Киргизскую миссию, как часть Алтайской, миссионером был назначен священник Филарет Синьковский.  Основная деятельность миссионеров была направлена на проповедование местному казахскому населению Христова Евангелия и приобщения казахов к Православной христианской вере. Причем строжайше было запрещено оказывать какое-либо давление, основное внимание должно было уделяться беседам с людьми, которые проявляли интерес к Христианской вере, а их, в конце XIX  - начале XX вв., было немало. Работа миссионеров в Киргизской степи была очень нелегка – огромные малозаселенные территории; суровый климат; отсутствие достаточного количества средств, для снабжения новокрещеных всем необходимым, построения школ и храмов, печатания литературы на казахском языке; противодействие со стороны мусульманского духовенства – все это приближало миссионерский труд к труду святых апостолов. Даже по сравнению с Алтайской миссией служение киргизских миссионеров было исполнено гораздо большим количеством скорбей и препятствий.

Ясно, что в этих непростых условиях для плодотворного существования и развития деятельности Миссии нужна была особенная молитвенная обстановка, которая поддерживалась бы взаимной молитвенным подвигом многих православных христиан по всему миру. Поэтому, для духовной поддержки молодой Киргизской миссии ей в самом конце XIXв. была прислана из русского Афонского Пантелеимоновского монастыря  икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его многоцелебных мощей. 

Эта икона была хранима в Никольском храме в миссионерском стане в Буконском поселке (п. Большая Буконь). Священник-миссионер о. Ефрем Елисеев, прибывший в 1892г. в Буконь уже застал там эту святую икону. Этот миссионер пишет: «По благоволению промысла Божия дарованная Киргизской миссии русским Афонским Пантелеимоновским монастырем   святая икона не раз проявляла свою чудодейственную силу и сделала Буконь местом, куда часто издалека стекались поклонники и богомольцы». Такое духовное сокровище миссионеры не оставляли лежащим под спудом. Икона часто в летнее время переносилась по близлежащим крестьянским и казачьим поселкам по рекам Большому Нарыму и Бухтарме, вплоть до самого Усть-Каменогорска. Везде святыня была принимаема с большим усердием и благоговением. Икона привлекала к себе внимание и неправославного населения. Отец Ефрем Еоисеев пишет: «Во время шествия святой иконы, в каждом ауле киргизы выходили  к нам навстречу и спрашивали: «какой это пророк?» Пользуясь этим случаем, я подходил к собиравшимся группам и  по-киргизски повествовал им  о жизни и деяниях Святого. Во многих аулах по просьбе киргиз был объяснен тропарь Великомученику». 

Через несколько лет после прибытия отца Ефрема Елисеева в Буконский поселок им задумано было перенести центр миссионерской деятельности в глубь степи, для этого в1896году состоялось открытие поселка для православных казахов. «Новообразованный поселок назван Преображенским (ныне с. Преображенка Кокпектинского района  - А.С.)  потому что мы хотели посвятить его милости Господа во славу имени Которого мы служим». В поселке вскоре была построена церковь, куда и была перенесена святая икона Великомученика Пантелеимона. Храм так же был освящен в честь этого великого угодника Божия.

Однако святая икона великомученика Пателеимона недолго пробыла в новопостроенном храме. В 1895г. начальником Киргизской духовной миссии становится архимандрит Сергий (Петров). При нем в устройстве миссии произошли существенные перемены. Киргизская миссия получает самостоятельное устройство в отношении к миссии Алтайской. Центром деятельности киргизских миссионеров становится Семипалатинск, точнее Заречная слобода при Семипалатинске, где начинается строительство центрального стана Киргизской миссии. Поэтому и главная святыня миссии – икона великомученика Пантелеимона должна была находиться на территории центрального стана. 

«В понедельник 12июня 1895 г. была совершена в Заречной слободе Семипалатинска закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделами во имя св. Благоверного князя Владимира и Святого великомученика Пантелеимона (разрушена в октябре 1934г.), и дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью в во имя св. апостолов Петра и Павла (ныне здание Знаменско-Петропавловского женского монастыря в Жанасемее –А.С.)». Руководство Киргизской миссии решило не ограничиваться только возведением  в Заречной слободе Благовещенского храма и резиденции начальника миссии. Для подобающего хранения главной святыни киргизских миссионеров – иконы Великомученика Пантелеимона, с частицей его святых мощей было задумано построить, недалеко от центрального стана в месте где была проезжая дорога, часовню в честь этого дивного угодника Божия. 26 июня 1897г. начальник Киргизской миссии архимандрит Сергий (Петров) - см. фото)предоставил на рассмотрение и утверждение военному губернатору Семипалатинской области генерал-майору Карпову проект предлагаемой к постройке в Заречной слободе миссионерской часовни во имя св. Великомученика Пантелеимона.

Однако строительство часовни не удалось осуществить в короткие сроки. Связано это было видимо с острой нехваткой средств у миссии. 

Лишь 23 августа 1901г. Семипалатинский уездный начальник выдал предписание на изыскание местности по постройке часовни. 11 сентября того же года чертежником Семипалатинского Областного Правления совместно с помощником начальника миссии иеромонахом Киприаном (Комаровским) - см. фото) измерил место выбранное под строительство часовни и отметил его межевыми знаками. И лишь в 1902г. было завершено строительство Свято-Пантелеимоновской часовни на «общественные и частные суммы». 

На фото - часовня 1901-02 г.г.






Дело благоустройства Киргизской миссии шло медленно. Большой заботой миссионеров было завершение постройки в Заречной слободе Семипалатинска главного храма миссии в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Главным препятствием к достройке храма было отсутствие необходимой суммы денег. Чтобы собрать нужный капитал, по ходатайству епископа  Омского и Семипалатинского Сергия (Петрова), Священный Синод разрешил приносить чтимую икону великомученика Пантелеимона в Омск, где перед ней служили молебны.  В 1901-1902гг. икона передвигалась по всей Омской епархии для сбора средств для завершения строительства Благовещенской церкви.


Святая икона великомученика и целителя Пантелеимона не постоянно находилась в часовне. Когда в 1904г. Семипалатинск посетил с архипастырским визитом  епископ Омский и Семипалатинский Михаил (Ермаков) - фото), икона была принесена в домовую церковь дома начальника Киргизской миссии, где перед ней прибывший епископ Михаил с семипалатинским духовенством служил молебен с чтением акафиста.

Благодаря  молебнам перед иконой вмч. Пантелеимона и щедрой помощи благотворителей со всей России была собрана нужная сумма для достройки главного храма миссии. 

В 1910г. совершилось торжественное освящение Благовещенского  храма. На эту торжественную службу были привезены главные семипалатинские святыни – Семипалатинская Знаменско-Абалацкая икона Божией Матери из Знаменского собора и икона великомученика и целителя Пантелеемона с частицей его святых мощей.  После освящения Благовещенской церкви часовня в честь святого великомученика Пантелеимона оказалась приписанной к этому храму.

После революции 1917 года новая власть поставила вопрос о закрытии Киргизской миссии. Несмотря на энергичные действия епископа Семипалатинского Киприана по предотвращению закрытия миссии, этого избежать не удалось и миссия была закрыта, а все храмы стали обычными приходскими церквями. Та же участь постигла и Благовещенскую церковь с принадлежащей ей часовней. В ЦДНИ нашего города сохранился документ описывающий состояние часовни на 16 ноября 1920г.


«Часовня св. Великомученика Пантелеимона.

Часовня каменная снаружи и внутри оштукатуренная, выбелена покрыта железом, крыша выкрашена зеленой краской, над часовней купол, над которым утвержден железный золоченый крест, в часовне имеется подвальное помещение, два окна с двойными рамами с железными решетками, в часовне одни двери двойные, пол деревянный крашеный, потолок сводом.

В часовне три деревянных киота с иконами и пред ними висячие лампадки

Деревянный стол со скатертью.

Шкафчик для свеч один.

Два старых деревянных аналоя

 Один кусок красного сукна ».


Однако, разруха, неизменно следующая за революцие и гражданской войны не обошла стороной и часовню – имущество часовни было разграблено. В уже цитируемом нами документе указано на полях написано другим почерком «обокрадено».  К сожалению, в архивных документах не указывается судьба чудотворного образа святого Великомученика Пантелеимона с частицей его святых мощей. На сегодняшний день мы не можем сказать, что произошло с иконой после революции и гражданской войны. Но часовня в честь этого дивного угодника Божия продолжала своим видом украшать собой левобережную часть города.

Тем временем тучи революционного безбожия продолжали сгущаться над православной общиной Благовещенской церкви. Используя древнейший принцип: «разделяй и властвуй», большевистское правительство решило нанести удар по Православной Церкви изнутри. Для этого советской властью было поддержано движение ряда священников за так называемое «революционное обновление» церковной  жизни. Эти обновленцы стремились к уничтожению монашества, полному изменению богослужебного устава, возможность свободных супружеских отношений для священников. Эти люди не понимали, что разрушение православного обряда со временем приведет и к необратимым изменениям в догматическом учении православной Церкви. Подобно тому, как невозможно удержать вводу в стакане без дна, так не возможно сохранить истины Православия отказавшись от самой сути православного богослужения и уклад жизни Церкви. 

Движение обновленцев не имело почти никакой поддержки в среде верующих, стоящие во главе его священники преследовали лишь свои корыстные цели – жажда власти, славы, возможности не совершать продолжительных богослужений, упразднить пост. НО это движение было поддержано властью и обновленцы ринулись захватывать православные храмы.  В 1922г. обновленческие структуры появляются в Семипалатинске, а после ареста и ссылки епископа Киприана обновленцы захватили все храмы Семипалатинска  и Усть-Каменогорска.  Ту же судьбу разделил и Благовещенский собор с приписанной к ней часовней. Однако очень скоро верующие люди разобрались с утью обновленчества. Православные переставали ходит в те храмы, где совершалась служба священниками=обновленцами, они предпочитали собираться для молитвы на частных квартирах, на природе, но не в тех храмах, где уже мало что остаосьб от Православния. Власти вынуждены были учитывать этот процесс и постепенно передавать храмы от обновленцев к православным. Но в Жанасемее (или как тогда писали г. Алаш) была всего одна православная церковь – Благовещенский собор (домовой храм в центральном стане миссии в честь апостолов Петра и Павла был закрыт еще в 1921г.) Поэтому православные пытались использовать маловместительное здание часовни для совершении там богослужений. Сохранился уникальный документ, который мы можем привести полностью.


«В Семипалатинский губернский административный отделграждан г. Алаша.

Прошение

Мы граждане Алаша – староцерковники просим разрешить службу на нашем кладбище около часовни и в случае ненастной погоды в самой часовне 12 июня 1927г. в 9 часов утра. Священник будет приглашен из Семипалатинской кладбищенской церкви. Гербовый сбор два (2) рубля при сем прилагается. Подать настоящее прошение поручаем гражданке г. Алаша Марии Самохваловой. Июня (число не указано –А.С.) дня 1927года. К сему подписуемся.» Всего 18 подписей от инициативной группы верующих.


Из этого ценного документа видно, что православные верующие поставленные в тяжелые условия без храма использовали часовню для совершения служб. К сожалению не указано, какую службу планировалось проводить. Но учитывая, что на 12 июня 1927г приходился день Святой Троицы (Пятидесятница), и что служба совершалась в утреннее время и для этого был приглашен священник, можно предположить, что была совершена Божественная Литургия. В таком случае часовня могла быть использована как алтарь, где могли установить переносной престол.  Такие службы на природе перед часовней могли совершаться только в теплое время года.  Зимой православная община Алаша (Жанасемея) собиралась на частной квартире.Однако  такое использование часовни было недолговременным. Во время постройки железнодорожного моста через Иртыш при строительстве Туркестано-Сибирской магистрали часовня попала в пределы полосы отчуждения. Таким образом часовня была изъята у верующих без всякой санкции на то от властей. Причем жалоба верующих на столь бесцеремонные действия была отклонена.

Однако, благодаря этому часовня уцелела от разрушения и смогла простоять не утратив первоначального архитектурного вида до наших дней.

Так была закрыта православная часовня в Семипалатинске – зримое проявление молитвенности и любви православных христиан к святому Великомученику Пантелеимону. Хотя здание часовни не было разрушено, как было сделано с большинством православных храмов в Семипалатинской области, но гонителям Церкви удалось немало -  в памяти народной совершенно было утрачено при каких обстоятельствах  и в честь какого святого была поставлена часовня. Долгие годы часовня использовалась не по назначению, стояла фактически бесхозная, не подвергаясь реставрации. Но, по словам премудрого Соломона многое возвращается ан круги своя (Еккл.1:6). Прошли годы, с течением времени выяснилось, что общество построенное на отрицании Бога может идти только по пути саморазрушения. Наступили времена, когда уцелевшие после гонений церковные здания вновь стали передаваться в руки верующих.

Но, к сожалению, первоначальное имя часовни было утрачено, поэтому тогдашний правящий архиерей Алматинско-Семипалатинской епархии, архиепископ Алексий (Кутепов), благословил освятить вновь открытую часовню во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Это было сделано  с целью увековечивания памяти существовавшего в Семипалатинске в 1901-1936гг. Никольского храма. Верующий человек знает, что в жизни не бывает ничего случайного.

Свидетельством того, что Святитель Николай принял семипалатинскую часовню под свое покровительство, является то, что в часовне по молитвам верующих людей совершилось и совершается множество знаменательных случаев и настоящих чудес Божиих. 

Огромное количество православных семипалатинцев и даже верующих из других городов постоянно прибегают к предстательству Святителя Николая, заказывая молебны в часовне, которые по заведенному обычаю совершаются тут каждый четверг духовенством Воскресенского собора нашего города.   

            

 

Священник Ефрем Елисеев. Записки миссионера Буконского стана Киргизской  миссии за 1892-1899гг. – СПб, 1900. – С.6.

Там же –С.11.

Там же . _ с. 87.

Семипалатинские областные ведомости  №45-46, 1898г. Часть неофициальная. – С. 175.

Цит. по В.Н. Кашляк. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2006. – С.266-267.

В.Н. Кашляк. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2006. – С. 348.

 Там же.

Там же с.277.

Омские епархиальные ведомости 1904г. № 17-19. Часть неофициальная.

ЦДНИ ВКО Ф о 48, оп.1. № 6.

ЦДНИ ВКО Ф96.Оп. 1. № 97 «а». Л12 об.

Там же.

Иеромонах Иустин (Ларионов).Из истории православного Семипалатинска в 20-30-е годы XXв. Обновленческий раскол // Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. –Усть-КАменогорск,2006. –С.31.

Ныне Жанасмей

Т.е православные-необновленцы.

В честь Всех святых на городском кладбище.

ЦДНИ ВКО Ф96.Оп. 1. № 97 «а». – Л. 205.

 

Там же. Л 230.

ЦДНИ ВКО Ф 74. Оп.1 № 208. Л. 5.

КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ