Благовещенская церковь
/1895 - 1934/
На левом берегу реки Иртыш, недалеко от Киргизской православной миссии (впоследствии - топографический техникум, сейчас - храм и женский монастырь при нем) в 1895 году была заложена Благовещенская церковь. Строилась она с затяжкой из-за постоянной нехватки средств. По некоторым сведениям энтузиасты-подвижники из числа верующих устраивали шествия с иконой Святого Пантелейимона и таким образом собирали пожертвования на строительство. Увы, на внешнюю отделку и устройство отопительной системы денег так и не удалось наскрести. Сложенная в византийском стиле Благовещенская церковь стала настоящим украшением левобережного Семипалатинска. Закрыта она была в начале тридцатых годов. Над дверями приколотили вывеску, возвещавшую, что теперь здесь находится клуб Турксиба имени товарища И. В. Сталина. В 1936 году здание подверглось уничтожению. Кирпич пошел на строительство шерстомойки (потом - фабрики ПОШ), а подвалы некоторое время еще использовали под овощехранилище.
В начале 1894 года епархиальным и миссионерским начальством был возбуждён вопрос об образовании самостоятельной Киргизской миссии путём отделения её от Алтайской. 12 июня 1895 г. была совершена в Заречной Слободке закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделами во имя св. благоверного князя Владимира и св. великомученика Пантелеимона, и дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла. 25 мая 1910 г., освящен благолепный храм во имя Благовещения Божией Матери в Семипалатинской Заречной Слободке при Центральном стане.
С возникновения здесь миссии, в 1897 году, богослужение все время совершалось в домовом храме Св. Ап. Петра и Павла, хотя и благоустроенном, но малопоместительном. Тогда же был заложен и Благовещенский храм, постройка которого затем остановилась на несколько лет по неимению материальных средств. По ходатайству Преосвященного Сергия, Св. Синод разрешил ежегодно приносить для молебнов в г. Омск присланную с Афона и принадлежащую Буконскому миссионерскому стану икону св. Великомученика Пантелеймона с частицей его св. мощей, а в 1901 и 1902 гг. икона ходила в пределах всей Омской епархии, и вот тогда- то собраны были особенно крупные суммы на построение храма.
За последние годы доходность весьма значительно уменьшилась, дело благоустроения храма замедлилось, и лишь в 1910 году, через тринадцать лет по основании храма, явилась возможность освятить его. Впрочем, еще нужно много средств и времени, чтобы привести его в полное благолепие. Преосвященный Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский, лично совершил освящение храма. "
...По бедности и необеспеченности населения и по его малочисленности, при общей дороговизне содержание даже одной домовой церкви представляется затруднительным; весь поступающий незначительный доход издерживается на предметы первой необходимости, отопления, обязательные епархиальные денежные отчисления. На содержание же необходимого штата прислуги для более бдительной охраны двух церквей и часовни средств уже не хватает. Отапливать в зимнее время большой храм также не приходится, почему оный остаётся запертым с октября по апрель включительно... Храм стоит неоштукатуренным, без оградки, не имея всей необходимой утвари...".
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии - здание каменное одноэтажное, внутри оштукатуренное, снаружи нет, крыша из листового железа, выкрашена зелёной краской. Длина церкви от алтарной стены до западной стены 38 арш. 6 верш., дверей трое, все двери двойные, оббиты кошмой, внутри над дверьми полукруглые окна, наружные двери оббиты листовым железом, выкрашены зелёной краской, ширина храма 25 арш. Окон в храме 31. Печей крытых железом - 4. Во всех окнах двойные рамы и железные решётки.
Под храмом находится подвальное помещение. Пол в храме деревянный, выкрашенный жёлтой краской, двойной, утверждён на каменных арках и столбах, находящихся в подвальных помещениях. Потолок - сводом. Колокольня связана с церковью, ход на неё через хоры по железной винтовой лестнице. Форма колокольни - восьмиугольная, внутри неё 8 окон, со стеклянными рамами, а на самой колокольне 8 сквозных окон. В западной части храма, по обоем сторонам, две ниши, которые закрываются двухстворчатыми деревянными дверями, над центральной частью и над колокольней - купола, снаружи оканчиваются золочёными маковками, на которых утверждены железные золочёные кресты. Всего глав над храмом - семь. На стене, у входа, медная доска с обозначением имени строителя. На колокольне размещены 9 медных колоколов: 13-15 мая 1922 года, губернской комиссией по изъятию церковных ценностей в храме были изъяты почти все серебросодержащие предметы.
Осенью того же 1929 года, когда здание бывшей миссии было передано управлению строительства Турксиба под больницу, председатель Семипалатинского окрисполкома выходит со служебной запиской в Горсовет: "Прошу обсудить вопрос о передаче церкви в Жана-Семей рабочим Турксиба под клуб. Со своей стороны считаю возможным удовлетворить их просьбу". Именно с этого времени судьба Благовещенского храма была решена, и он был обречен на уничтожение, хотя прихожане еще некоторое время сопротивлялись.
Можно предположить, что Благовещенская церковь стояла
на Церковной плошади. Площадь находилась в
Заречной слободке (Жана-Семей).
А церковь располагалась напротив “Коргизской миссии”.
Это тоже хорошо видно на снимке
Одна из прихожанок Благовещенской церкви, дожившая до наших дней, вспоминала о таком случае. Сбрасывать кресты с куполов вызвался некий сцепщик вагонов из числа самых ярых активистов. Пребывал он в каком-то болезненно-приподнятом настроении, возможно, приняв "на грудь" для храбрости. Все время громко смеялся, богохульничал и зазывал народ себе на подмогу. Однако желающих идти к нему в помощники не оказалось. Тогда он сам сбросил кресты и затем принялся бахвалиться: вот, мол, глядите, ничего со мной не случилось. А на следующий день с горки скатился вагон и пришиб мужика насмерть.
С 19 октября 1929 г. начались работы по переустройству храма под клуб, хотя постановление об его изъятии еще не было принято. И только 3 ноября, после того, как перестройка церкви была в самом разгаре, Окрисполком направил материалы об их изъятии в КазЦИК: "...просим срочно разрешить вопрос о расторжении договоров с группами верующих...". В день проведения торжественного заседания рабочих и служащих Жана-Семейского узла Турксиба, президиум его, направил телеграмму в Москву, в адрес Ярославского: "Мы, рабочие и служащие Жана-Семейского узла Турксиба, собрались на торжественное собрание празднования 12 лет Пролетарской Диктатуры. Но наряду с этим, праздновали победу на фронте борьбы с религией, в этот день мы закрыли на своей территории одну церковь, одну мечеть и в бывших гнёздах контрреволюции народного дурмана мы встречаем Праздник Пролетарской Диктатуры...".
Турксиб закончен, потребность в клубе отпала, и здание бывшей церкви осталось не у дел. Городские власти не смогли найти ему употребление и поэтому 22 апреля 1934 года президиум Горсовета принял постановление: " Принимая во внимание, что означенная бывшая церковь не может быть использована под жильё, требует больших затрат на восстановление её, расположение территориально крайне неудобно, нарушая всякую планировку, считать необходимым эту быв. церковь снести.
За храмом (с левой стороны) хорошо видно здание Киргизской миссии (Ныне: женского Петро-Павловского Знаменско-Абалацкого монастыря)
Согласиться с предложением ГКО о продаже кирпича шерстомойке по 79 руб. с тысячи, а весь прочий материал /лес, железо, бут и проч./ - Горстройтехконторе".
А 23 мая этого же года, местная газета "Прииртышская Правда" сообщила: "Управление строительства механической шерстомойки приступило к слому церкви находящейся в Жана-Семей. Церковь сейчас бездействует. За каждую тысячу разобранного и уложенного в клетки кирпича шерстомойка уплачивает Горкомхозу 99 руб. Расход по слому и разборке кирпича от старой церкви управление шерстомойки берёт на себя.
По архивным документам, хранящимся в Семипалатинском архиве, "...бывшая русская церковь в Жана-Семей снесена в октябре 1934 года...". Но подвалы под бывшими церковью и мечетью еще долго служили для складирования овощей.
Подготовлено по материалам В.Н. Кашляк “Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее”