ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

ПОИСК


В 2015 г. - 175 лет начала пастырской деятельности в нашем городе видного священнослужителя, настоятеля Знаменского  собора, любителя и собирателя семипалатинской старины -  протоиерея Павла Ильича Любомудрова. Некогда было сказано Премудрым  Соломоном: "стезя праведных - как светило лучезарное, которое  более и более светлеет до полного дня" (Притч. 4,13.) Вероятно, полностью величие духовного и нравственного облика протоиерея Павла станет видным лишь по прошествии многих лет. Это был необыкновенный человек, ибо ныне нечасто можно найти пример, когда столь удачно сочетаются многие дарования в лице одного человека. Господь Вседержитель щедро даровал о. Павлу  таланты  доброго пастыря и писателя, мудрого администратора и увлеченного краеведа. Более тридцати лет он являлся благочинным Семипалатинской области, которая включала, в те времена, в себя  нынешние территории Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.


Протоиерей Павел Любомудров был настоятелем Знаменского  собора в Семипалатинске, где хранилась чудотворная Знаменская Семипалатинско-Абалацкая икона Пресвятой Богородицы


Годы его настоятельства для Семипалатинска были очень значимы - из  военного поселения он превращается в крупный купеческий город, центр религиозной и культурной жизни края.

Семипалатинск был основан в 1718г. С этой даты начинается  и история Православия в нашем городе, ибо сразу после основания Семипалатинской крепости тут началось возведение храма во имя  свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Истоки семипалатинского  Православия уходят корнями в православную духовность русской Сибири, именно из Сибири переселялись сюда первые жители-христиане,  долгое время город входил в состав сибирских епархий Русской Церкви. Поэтому неслучайно, что большая часть священнослужителей в  Семипалатинск тоже прибывала из Сибири. Протоиерей  Павел  Любомудров не составлял исключение. Он родился в 1802г. в семье протоиерея Ильи Любомудрова. Место рождения о. Павла документы не  указывают, в одной краткой справке тех времен он именуется "уроженцем  Сибири". Сама фамилия его говорит о том, что он происходил из  духовного звания, так как русское слово "любомудрие" тождественно  греческому "философия" и своими корнями уходит в цитаты из книг премудрого Соломона. (Прит. гл. 8-9. и др.). Такие фамилии обычно давали учащимся в духовных семинариях если их прежние фамилии были неблагозвучны или были очень широко распространены.Его жизнь в детстве и отрочестве мало отличалась от обычного, для священнического сословия, пути. После окончания курса Тобольской духовной семинарии, он был рукоположен 28 сентября 1824г  во  священника  архиепископом  Тобольским и Сибирским Амвросием, и назначен к служению в Омском городском Воскресенском соборе, а в 1833г. о. Павел стал  благочинным г. Омска. В 1840г. священник о. Павел Любомудров был переведен в г. Семипалатинск. В ведомости о состоянии церквей г. Семипалатинска за 1841г говорится, что о.Павел " 27января 1840г. по указу Тобольской Духовной Консистории и  резолюции  Его  Высокопреосвященства переведен  к  Семипалатинскому  Знаменскому  Собору благочинным. Тогда же награжден скуфьей, а 18 августа произведен в протоиереи".

Отныне местом служения о. Павла, до самого его ухода на  покой, стал Семипалатинский Знаменский собор.  История  Знаменского собора неразрывно связанна с пребыванием в г. Семипалатинске чтимого списка чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы Пресвятой Богородицы. православные семипалатинцы обратились к владыке  Варлааму с прошением освятить главный предел собора в  честь  Знамения Божией Матери, иже в Великом Новограде, и в  связи  с  нахождением в городе Семипалатинске чудотворной иконы  Царицы  Небесной.

Протоиерей о. Павел являлся настоятелем Знаменского собора в течении 31 года (1840-1871гг.).  Эта  эпоха  характеризуется  для России, как значительное оживление экономической жизни  восточных районов страны. Значение Семипалатинска в этом процессе  занимает не последнее место. Наш город становится местом  оживленной  торговли, местом где сходились пути из Сибири, Китая,  Туркестана  и Европейской России. Неслучайно, что герб города украшал нагруженный тюками верблюд - незаменимый спутник всех купцов того  времени.

В 1852г. все православные приходы Семипалатинской области были отчислена  в  состав  Томской епархии, а с 25 мая 1862г. томские архиереи получают  официальное наименование: "епископ Томский и Семипалатинский", что еще более увеличивает значение Семипалатинска.

Все эти  описанные  события пришлись на годы настоятельства о. Павла. Будучи  местным  благочинным он делал все возможное для того,  чтобы  уровень  духовной жизни в городе не отставал от темпов развития экономики. Одним из первых дел нового настоятеля стал ремонт  храма.  В 1790г. Знаменский собор сильно пострадал от пожара, и после  этого в течении нескольких лет тщательно  ремонтировался.  В  начале XIX в. была сооружена каменная ограда, поставлен новый  иконостас. Но ремонт необходимо было продолжать, поэтому в  1845  и  1846гг. храм был ремонтирован внутри и снаружи, перекрыт железом ,  кресты на церкви были позолочены. Работа по реставрации храма происходила весьма успешно, в 1845г. о. Павел был награжден камилавкой,  а посетивший в 1846г. город архиепископ Тобольский Георгий  отметил старание о. Настоятеля. Ремонтные работы продолжались и в  последующие годы настоятельства о. Павла ( в 1857г.).

В связи с ростом православного  населения в области остро стал вопрос о создании новых приходов и построении новых  храмов. В 1846-1847гг. в качестве полкового священника о. Павел  Любомудров участвовал в экспедиции есаула С.М.Абакумова, во время  которой был основано укрепление Копальское.

Но, пожалуй, самый значительным вкладом о. Павла в дело создания новых храмов в Семипалатинской области явилось построение второй церкви в самом Семипалатинском граде - ныне действующего Воскресенского собора.

Приход Знаменского собора до 1858г. состоял из города, а так же 3 станиц, 7 выселков и 1 деревни и  насчитывал  4867  человек. Духовенство храма, которое к тому времени состояло из 3 священников и 2 диаконов, не могло удовлетворить все духовные потребности семипалатинцев, поэтому в конце 50-х гг. XIX в. было принято решение построить в северо-западной  части  Семипалатинска,  известной как "Казачья слобода", новую  церковь  в  честь  Воскресения Христова. 31 марта 1857г. епископ Томский и  Енисейский  Парфений благословил сооружение нового храма,  который  был  построен  на средства отставного урядника Митрофана  Казакова.

В 1858г. город  Семипалатинск был разделен на два прихода: в приходе  Знаменского  собора был оставлен сам город, а Казачья слобода, поселки Озерки,  Талица, Долонь, Старая Крепость и другие - отошли  в  состав  прихода Воскресенской церкви. Первым настоятелем этого храма стал священник Знаменского собора Иаков Никитич Дерябин, который до этого 19лет служил вместе с о. Павлом в Знаменском соборе и был сыном известного всему Прииртышью протоиерея Никиты Михайловича Дерябина( † 17ноябр. 1835г) настоятеля  Знаменского собора в Семипалатинске (1799-1835гг.).

Церковное  священноначалие  по  заслугам  оценило деятельность о. Павла в 1856г. он был награжден от Священного  Синода золотым наперстным крестом, а в 1864г. орденом св. Анны  3-й степени.

Будучи человеком большого ума и одаренности, о. Павел  привлекал к Семипалатинску и его святыням внимание многих  влиятельных людей Российской империи. Время его настоятельства отмечено четырьмя архипастырскими визитами: в 1840г. в  город  прибыл Афанасий,  архиепископ. Тобольский; 1846г. - Георгий,  архиепископ Тобольский; 1855г.- Парфений, епископ. Томский и в 1867г. - Алексий, епископ Томский и Семипалатинский.

В 1844г. на имя протоиерея Павла для чудотворной иконы Божией Матери Семипалатинско-Абалацкой супруга генерал-губернатора  Западной Сибири Н.Д.Горчакова прислала серебряную корону с 79  драгоценными камнями.

Особо примечательным событием является визит  в наш город в 1868г.  великого  князя  Владимира,  сына  императора Александра II. В "Летописи Знаменского  собора"  сохранилась  запись о этом событии оставленная, вероятно рукой самого о.  Павла. "1868г. 17 июня 1868г. в 4½ по полудни часа  колокольный  звон градских церквей возвестил жителям г. Семипалатинска, во  множестве собравшимся в соборный храм и окружавшим оный, о въезде в город Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира  Александровича. Соборное  духовенство  в  лучших  церковных  одеяниях встретило высокого путешественника на паперти. Когда Его Высочество взошел на паперть храма, местный отец протоиерей ( о. Павел - А.С.), держа в руке Святой Крест приветствовал его краткой  речью и, по крестном целовании... великий князь изволил взойти  на  солею и, положив земные поклоны, лобызать Чудотворную икону  Знамения Пресвятыя Богородицы."

Краткий очерк не дает нам возможности раскрыть  все  стороны личности о. Павла, но о одной стороне его характера  умолчать  не возможно. Протоиерей П. Любомудров  был  собирателем  семипалатинской старины, одним из  первых  городских  краеведов.  Его  очень привлекала история Семипалатинска и Знаменского собора. Во  время работы автора этих строк в библиотеке  Семипалатинского  краеведческого музея ему была предложена рукопись середины XIX века  под названием "Летопись  Семипалатинского  Знаменского  собора".

При этом сотрудники музея характеризовали её как  написанную  неустановленным автором. Во время чтения документа нами  было  обращено внимание на то, что на протяжении всего текста рукописи  на  каждом листе справа помещены какие-то буквы не относящиеся к  основному тексту документа. Когда эти буквы были выписаны отдельно, то они слились в следующую надпись: "Семипалатинских церквей  благочинный протоиерей Павел Любомудров Семипалатинский град...".  Таким образом можно уверенно говорить кто явился автором этого  любопытного труда. "Летопись" не представляет из  себя  повременную хронику событий, это скорее исследование по  истории  Знаменского собора г. Семипалатинска, автор показывает себя настоящим ученым: он использует разнообразные архивные и статистические  материалы. Судя по надписи рукопись написана рукой самого отца Павла, а после его смерти в 1878г. продолжена неизвестным лицом и доведена до 1888г.

Еще Псалмопевцем было сказано, что предел дней жизни  человеческой состоит в семидесяти годах, а если в силах, то в восьмидесяти. В 1871 г. о. Павлу исполнилось 69  лет,  вероятно,  стала чувствоваться  усталость,  бремя  настоятельского  послушания  слишком отягощало его старческие плечи, поэтому 30 октября 1871г. о.  Павел Любомудров почисляется за штат, а 31 декабря 1878г.  в  канун праздника Обрезанья Господня и памяти Свт. Василия Великого  протоиерей П.И.Любомудров, прослужив Господу и Святой Церкви 47  лет скончался и был погребен в ограде Знаменского собора г. Семипалатинска, благоустроению которого он отдал лучшие годы своей жизни.

Священное Писание  устами  ветхозаветного  царя  Соломона  свидетельствует: "Плод праведника - древо жизни,  и  мудрый  привлекает души" (Прит. 11,30). Настоятель Семипалатинского Знаменского  собора о. Павел Любомудров всей своей жизнью явил образ  доброго  и верного раба Господня, который получив пять  дарованных  ему  мер серебра, своим служением Богу и  ближнему  приобрел  другие  пять мер, увеличив богатство своего Господина. (Мф.  25,  14-30)  Отец Павел в сонме семипалатинских подвижников благочестия:  праведников и священномученников занимает подобающее место и  память  его всегда будет жить в сердцах православных семипалатинцев. Господь да упокоит душу протоиерея Павла в селениях  праведных.

Автор -  АНДРИЕНКО С.Е.


В статье В.Казанцева. Из истории военного духовенства Семиречья.( Свет Православия в Казахстане. N 9-10, 1999.) о. Павел ошибочно назван  священником Семипалатинского Воскресенского собора, который был построен только через 13 лет после описанных событий

Б.О. Унбегаун. Русские фамилии. Пер. с англ. – М. «Прогресс», 1989.

свящ. Борис Герасимов.  Старинные церкви на территории Семипалатинской области // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского Русского Географического общества. - Вып. X, 1915. -С.5-6

Свящ. Борис  Герасимов. Ук. соч. -С. 6-15

В.Казанцева.  Из  истории военного духовенства Семиречья.// Свет Православия  в  Казахстане. N 9-10, 1999.

"Летопись Семипалатинского Знаменского собора"// Семипалатинский городской историко-краеведческий музей. - Фонд1. Опись 1.- Л.9

Там же

Там же – Л. 4, 22.

Там же Л. 14-15.

КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ