30 октября Русская Православная Церковь чтит память священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского, выдающегося исповедника Православия, которому Промысел Божий судил пострадать в нашем городе в годы безбожного лихолетья. Память священномученика Александра благоговейно чтится православными семипалатинцами. 30 октября в Семипалатинске совершается ему служба, во время богослужения его имя всегда поминается в молитвах.
Жизнеописание Священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского
(
память 30 октября)
Детство Святителя
Архиепископ Александр Щукин родился 13 мая 1891 году в Риге в семье священника о. Иоанна Щукина и рабы Божией Елизаветы. Дед его — Василий Щукин — служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую Духовную академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была возложена обязанность преподавания латинского и греческого языков.
У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но он и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. С детства мечтал быть священником и стремился подражать древним подвижникам. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали шуметь, он выходил и останавливал их:
— Так нельзя, потише, пожалуйста.
Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты.
Любил запираться в комнате отца и молиться.
Александр учился в Московской Духовной академии, которую окончил в 1915 году со степенью кандидата богословия.
Священномученик Александр (Щукин) Семипалатинский. Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря
Начало служения Церкви
С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию.
Наступил 1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Как испытываемое огнем злато, Церковь выковывалась в огне мирской злобы и мятежей.
Александр стал просить отца благословить его принять сан священника не вступая в брак, чтобы впоследствии принять монашеский постриг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. В 1917 Александр был рукоположен в сан священника к Вознесенскому храму в городе Лыскове, где служил в то время его отец.
В 1918 году Нижегородские власти арестовали о. Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения о. Иоанн стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.
Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана.
30 августа 1923 года временно управляющий Нижегородской епархией епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский) направил Святейшему Патриарху Тихону рапорт, в котором сообщал, что епископ Макарий (Знаменский) уклонился в обновленчество и не может оставаться на кафедре в Макарьеве. Даже в случае раскаяния, его пребывание в Макарьеве явится для верующих соблазном. Общий голос духовенства и мирян двух уездных городов Лыскова и Васильсурска согласно указывает на священника Александра Щукина как на кандидата во епископы. С этим избранием согласен и он, временно управляющий Нижегородской епархией, и просит Патриарха утвердить представленного кандидата епископом Макарьевским с совершением хиротонии в Нижнем Новгороде.
По получении благословения Патриарха в Благовещенском храме, 23 сентября 1923 года священник Александр Щукин принял монашеский постриг с именем Александр в честь преподобного Александра Свирского. На следующий день состоялось его наречение во епископа Макарьевского, викария Нижегородской епархии, а на другой день в храме святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась хиротония, в которой участвовали епископы Балахнинский Филипп (Гумилевский) и Лукояновский Поликарп (Тихонов).
Во время его отсутствия о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью.
И как прежде, так и теперь, владыка Александр спешил исполнить пожелание отца. Владыка прибыл накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.
Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному отцу. Похоронили о. Иоанна рядом с храмом, где он служил.
Не напрасно Александр был облечен саном. Он был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, многоскорбно собирая в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они выказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Троеручицы. В Лыскове его посещал епископ Варнава (Беляев), принявший к тому времени подвиг юродства.
В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.
В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине. Перед смертью она сказала:
—У меня открылись глаза, и я ясно вижу небо. Как там светло...
Крестный путь владыки
В 1929 году, вдень памяти Архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство.
На допросе у следователя епископ Александр отвечал:
— Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения православно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповедях против безбожия.
Беседуя о современном безбожии, епископ говорил, что разрушать монастыри и храмы могут лишь люди, лишенные человечности, не верующие в вечную жизнь, да и в земной жизни мало что предполагающие построить.
Ответы епископа вызвали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день владыка написал пояснение: «Вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской апологетики, а именно: о конечности мира, происхождении человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь».
В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди.
Он не согласился.
— Я поставлен проповедовать и не могу отказаться,— сказал архиерей.
Следователи били его и пугали, на все святитель отвечал спокойно и кротко:
— Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но
душу свою я вам не отдам.
Он был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.
После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому — хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.
— Вы не по адресу обратились,— отвечал Вышинский, — вам нужно обращаться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки.
Соббор Соловецких святых. Среди них и священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский
11 января 1929 года следствие было закончено. Особое совещание ОГПУ обвинило епископа в том, что он «как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы «о бесчинстве коммунистов-безбожников...» Имея преданных ему монахов и монахинь... Давал им указания, как бороться с безбожниками... рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства... Руководствуясь положением об органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом от 28/1II-24 года и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 года... дело... передать в Особое Совещание... для вынесения приговора во внесудебном порядке...» 26 апреля 1929 года Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно мест содержания духовенства — на Соловках.
Соловецкий монастырь. Надпись, оставшаяся от периода лагеря особого назначения.
Епископ (будущий архиепископ) Александр находился в заключении в Соловецком лагере с 1929-ый по 1931 год.
Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили, и он получил назначение на Болохлвское викариатство, куда прибыл в день памяти Архистратига Божия Михаила. С 18/31 декабря 1931 г. владыка Александр становится епископом Болховским, викарием Орловской епархии, управляющий Орловской епархией, а с 27 июля 1932 г. – правящим епископом Орловским. 3 января 1934 г. в Орле митрополитом Сергием он возведен в сан архиепископа. 30 сентября 1935 г. Архиепископ Александр был назначен на Курскую кафедру, но он не смог выехать в Курск и остался жить в Орле.
Собор Курских святых — это праздник Русской Православной Церкви в честь тех угодников Божиих, которые были родом из Курской губернии или служили в пределах Курской епархии. Большое число празднуемых в соборе святых – новомученики и исповедники Российские XX столетия. Среди них и священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский
Церковь тогда подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Владыка стал проповедовать, и храмы начали заполняться народом.
Дверь, ведущая в карцер лагеря особого назначения (СЛОНа)
Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить архиепископа в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован.
Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода. Сложнейшая обстановка в деле управления Церковью приводила к тому, что архиереев часто перемещали с кафедры на кафедру. 18 марта 1936 г. владыка Александр назначается - архиепископом Ржевским, Калининской епархии, 5 июня 1936 г. – архиепископом Тульским.Архиерейские кафедры пустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.
В сентябре 1936 года владыка получил назначение в Семипалатинск.
Последний год в Семипалатинске.
В Семипалатинске предшественником владыки Александра был епископ Фотий (Пурлевский), который родился на Волыни и был рукоположен в епископа из вдовых священников. Епископ Фотий был твердым сторонником патриарха Тихона, и вместе с тем был чрезвычайно прост и добр. Нищелюбие его доходило до того, что близким людям приходилось постоянно приобретать ему самые необходимые для жизни вещи, так как свои он отдавал нуждающимся. Владыка Фотий прослужил в Семипалатинске с марта по октябрь 1936г. а, затем, был переведен в викарием в Нижегородскую епархию.
Православная Церковь в Семипалатинске находилась в то время в очень сложных обстоятельствах. К этому времени в городе был уже взорван Знаменский собор, разрушены Александо-Невская и Благовещенская церкви, закрыты и распущены Киргизская миссия и Святоключевская женская обитель. 15 февраля 1936г. Никольский собор, в котором размещались обновленцы, был изъят у верующих и вскоре разрушен. В городе продолжал действовать Воскресенский собор (бывая Казачья церковь) и храм на городском кладбище во имя Всех святых, куда после разрушения Никольской церкви перешла обновленческая община. В Воскресенский собор продолжали приходить православные со всего города. Там же собрались и все уцелевшие православные священники. Настоятелем храма был, известный далеко за пределами Семипалатинска, маститый протоиерей о. Борис Герасимов - выдающийся ученый-краевед и исповедник Христовой веры. В храме служили священники о. Андрей Гладких, о. Феодор Чичканов, о. Виктор Климов, о. Нестор Панин, о. Константин Черепанов, а так же иеродиакон Иосиф (Евсеенок). Кроме того, в Семипалатинске проживало несколько православных священников из других районов страны, отбывавших в городе ссылку и не служащих в Воскресенском соборе.
Однако, большевистскую власть не устраивало даже такое, до крайности приниженное полдожение Православной Церкви. В 1937г. был отмечен новый этап репрессий против религии в СССР. Сестра Елизавета писала архиепископу Александру в Семипалатинск: «Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь». «Как бы я вас ни любил,—отвечал архиепископ,—но я не для того взял посох, чтобы его оставить».
Чекисты в Семипалатинске решили нанести последний удар по Православию в городе. 22 августа 1937г. газета "Прииртышская Правда", готовя общественное мнение для будущих арестов, перепечатала из "Известий" статью Б. Кандидова "Шпионы в рясах", где Церковь обвинялась в шпионской и диверсионной деятельности против Советского государства. Автор требовал от "каждого гражданина следить за теми церковниками, которые используют Церковь в прямой вред государству". Вскоре после выхода газеты, органы НКВД арестовали архиепископа Александра и Александра Александровича Спасского, сына священника, потомственного почетного гражданина Семипалатинска, работавшего казначеем-кассиром Воскресенского храма, а так же игуменью Екатерину (Иванюк), последнюю настоятельницу женского монастыря на Святом Ключе. Во время ареста владыка держался мужественно - он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался стойко, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации — архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос:
«Вы являетесь членом и руководителем церковной контрреволюционной шпионской организации. Дайте показания...»
«Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю»,—отвечал архиепископ.
«Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в развертывании контрреволюционной работы...»
«Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал».
«Как член контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности».
«Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не проводил и в этом виновным себя не признаю»,— спокойно ответил владыка.
Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу. Вместе с ним к расстрелу приговорили и казначея собора А.А. Спасского. Игуменья Екатерина была приговорена к высылки в Среднюю Азию.
Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр и его сподвижник по мучениям А. Спасский были расстреляны. Погребен он был в общей могиле и место погребения остается до сего дня неизвестным.
Репрессии в городе продолжались. 28 августа 1937г. был арестован настоятель Воскресенского собора протоиерей Борис Герасимов. 17 ноября протоиерей Нестор Панин и священники Виктор Климов и Константин Черепанов, 19 ноября протоиерей Феодор Чичканов и священник Андрей Гладких. Все они впоследствии были расстреляны.
Всем близким, кто интересовался судьбой владыки Александра, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили без уточнения места и времени, что он умер в лагере.
Священник Казанского храма в Лыскове объявил, что будет отпевание скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина.
Многие помнили святителя, и народу собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришедших стояла на улице.
Послушница Анна сделала небольшой гроб, туда положила четки святителя, крест и Евангелие.
После отпевания народ молитвенно попрощался с архиепископом, а затем состоялся крестный ход вокруг храма. Впереди, подняв гроб на плечо, шел священник, а хор и весь народ пели: «Волною морскою...»
Человек, не «бросивший свой посох», проповедовавший добро и любовь, не сломленный пытками и мучениями, архиепископ Александр (Щукин) прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
На фото: Саккос архиепископа Александра в музее Нижегородской епархии
СВЯТЫЕ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский
Сщмчч. Нестор (Панин), пресвитер Семипалатинский
Сщмчч. Феодор (Чичканов), пресвитер Семипалатинский
Сщмчч. Виктор (Климов), пресвитер Семипалатинский
Сщмчч. Константин (Черепанов), пресвитер Семипалатинский
Сщмч. Виссарион (Селинин), пресвитер Урджарский
Сщмч. Николай (Щербаков), пресвитер Семипалатинский
Сщмчч. Иаков (Передий) Семипалатинский
Сщмчч. Димитрий (Куклин)Семипалатинский
Прмчч. Герасим (Сухов) Семипалатинский