ПОГИБШИЕ ХРАМЫ


Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...


Статистика

счетчик посещенийраз смотрели эту страницу с 15 мая 2013 года

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Знаменский собор

/1777-1933/


Знаменский собор г. Семипалатинска и выход с иконой 

"Абалакской Знаменской" 21 июля 1896 г.


Знаменский собор Семипалатинска - из первых каменных православных храмов Иртышской линии укреплений. Построенный как крепостной храм, он, после потери крепостью военного значения, определял дальнейшую планировку улиц и площадей города. Анализируются его архитектурно-пространственные и стилистические особенности.

"24 сентября 1788 года был освящён главный придел ценнейшего историко-архитектурного памятника нашего города - Знаменского Собора. Этот Собор стал первым каменным зданием будущего города Семипалатинска. Собор получился на славу. Его архитектура соединила в себе элементы "позднепетровского" зодчества со строительными приемами конца XVIII века. Если смотреть на собор с запада, то невольно приходит на память Петропавловский собор одноименной крепости в столичном Санкт-Петербурге. Одни и те же приемы, включая криволинейность очертаний фронтона притвора. Разница в верхних ярусах колокольни в Семипалатинске во вкусе уходящего XVIII столетия. 


Пожалуй, самым замечательным в его архитектурном облике было наличие восьмерика, каждая часть которого завершалась полукружием огромных закомар и была прорезана световыми проемами в форме круга. Все это великолепие покрывалось громадной полусферой, имевшей завершение в виде двухступенчатого барабана с шлемовидным куполом и крестом. В его облике сочетались западные и восточные мотивы, делавшие его сказочно красивым зданием. Ещё в марте 1777 года Епископ Тобольский и Сибирский Варлаам, в связи с построением новой Семипалатинской крепости, разрешил "...каменную церковь соборную обложить и по обложению велеть строить по подобию протчих греко-российских церквей с поспешанием...".

Церковь выстроена крестом. Иконостас в главном храме в 5 ярусов, в приделах - в 3. В данное время он находится в Воскресенском соборе г. Семей. Окна в главном храме в два яруса, в приделах в один. Входных дверей - трое: западные, южные и северные. Колокольня, на которой было расположено десять колоколов, выстроена вместе с храмом. Куполов на церкви два, один на храме, другой на колокольне. Церковное здание крепкое и прочное. Здание собора возвышалось над городом 3-ярусной колокольней (высота ее от земли до маковки креста - 14 сажень (30,2 м), поднимающейся над притвором, связанным трапезной с основным помещением храма, над которым располагался широкий восьмерик барабана, увенчанный таким же восьмигранным куполом (его высота составляет до маковки креста - 12 сажень (почти 26 м). К середине XIX в. военное значение крепостей перестало быть актуальным, укреплять ее и посад уже не было необходимости. 

Знаменский собор, занимая особое место в крепости, являлся самым крупным и богатыми по отделке объектом. С исчезновением крепости начинает играть главенствующую роль в формировании городского силуэта и планировки, становясь завершением перспективы Большевладимирской улицы Семипалатинска (ул. Советская, ныне - ул. Абая), прошедшей сквозь территорию бывшей крепости и связавшей ее с посадом. Об архитектурно-пространственном решении Знаменского собора ныне можно судить лишь по оставшимся фотодокументам и дошедшему до наших дней рисунку, сделанному священником этой церкви Сергеем Неводчиковым. Знаменский собор был несколько сдвинут к северо-востоку крепостной площади, размещенной в центре квадрата крепости, на каждой стороне которой имелись треугольные выступы бастионов.


Размещение Знаменского собора в крепости

Знаменский собор, формирующий центр площади в крепости


В практике градостроительства Древней Руси были наработаны определенные типы храмов, которые как "образцы" насаждались в новых городах. Строить по обычаю и в области храмоздания означало следовать известным, распространенным примерам, будь то соборный храм или приходская церковь. Несмотря на это, аналогов Знаменскому собору Семипалатинска не встречается не только в местной, но и в культовой архитектуре других регионов Сибири и европейской России.

В первоначальном варианте, три престола храма должны были быть воздвигнуты: 1-главный - во имя Антония и Феодосия Печерских, 2 - Андрея Первозванного и 3 - Георгия Победоносца. Но в июле 1782 года генерал майор Огарев, по просьбе семипалатинской паствы, возбудил ходатайство о желании жителей иметь главный придел во имя Знамения Божией Матери. В ответ на эту просьбу, епископ Варлаам приказал "воздвигаемую церковь именовать Знаменской, придел Св. Апостола Андрея Первозванного заменить именованием Св. Преподобных Антония и Феодосия Печерских; кроме того, в этот придел внесть иконостас и иконы от старой церкви и освятить оный, а о готовности к освящению главного алтаря и придела донести в своё время". 

Вместе с остальными иконами в Собор была перенесена и почитаемая народом икона Знамения Божией Матери, так называемая Семипалатинско-Абалацкая. Таким образом, получилось, что церковь стала именоваться Знаменской, а не Антония и Феодосия Печерских, как назывался храм в старой Семиполатной крепости построенный в 1718 году. Сентябрьский пожар в крепости 1790 года не пощадил и новопостроенную церковь - она значительно обгорела, но антиминсы удалось спасти. В 1792 г. бийский купец А. Сумкин, будучи в крепости Семиполатной по иконописному подряду "писал в приделе Антония и Феодосия Печерских иконостас...". Ровно через три года, в сентябре 1793 года, храм был восстановлен и предоставлен прихожанам. 

В это же время над колокольней храма были установлены часы, где колокол в 26 пудов 38 фунтов отбивал каждый час, а другие пять - четверти. В 1805 г. для храма был изготовлен главный колокол весом 161 п. 5 ф., отлитый на заводе Петра Савича Яковлева и имевший изображения: Спасителя, Знамения Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия Печерских и Великомученника Георгия. В 1817 году была выстроена каменная ограда вокруг собора, а в 1824 - в главном алтаре был поставлен новый иконостас. На досках, приготовленных подрядчиком Гущиковым, Тобольский мещанин Николай Меньшиков в 1826 г. написал иконы. В 1830 г. церковь была покрыта железом и выкрашена. В 1845, 1846 и 1857 гг. храм был тщательно ремонтирован внутри и снаружи, перекрыт железом, причём кресты на церкви были позолочены. В 1872 и 1876 гг. иконостасы во всех трёх приделах выстроены новые, с резьбою и колонками и вызолочены. В то же время храм расширен пристройками в обе стороны, устроена открытая арка, вместо бывшей двери из трапезной в храм. Позднее церковь ещё несколько раз ремонтировалась довольно существенно.



Ул. Больше-Владимировская. Слева здание Гор.управления (в районе перекрёстка бывшей улицы Советской (сейчас Абая) и Комсомольского проспекта)


В 1918 г. новое российское правительство издало декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". С этого времени начался новый отсчёт времени как для Знаменского Собора, так и для всех культовых сооружений страны - период полного их уничтожения. Сначала, в 1922 г., под видом помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей. Изъятию подлежали все культовые принадлежности, содержащие драгоценные металлы и камни. 



В Соборе было "раздето" более 20 икон. Кроме риз были изъяты и предметы церковного обихода, состоящие из золото и серебросодержащих металлов. Всего в храме было изъято 49 предметов общим весом три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника и тридцать девять долей.

Только одна икона осталась "в рубашке" - это Семипалатинско-Абалацкая Икона Божией Матери. За неё прихожане внесли соответствующее количество драгоценных предметов из частных запасов. Умело манипулируя отношениями между староцерковниками и обновленцами, власти стали передавать церкви от одних к другим и наоборот, чем способствовали развалу церквей, порче имущества и оттоку прихожан.




В сентябре 1931 г. был запрещён колокольный звон, а в октябре, под большим нажимом местных властей, здание было передано военному гарнизону для организации клуба. А колокола были переданы "Рудметаллторгу" и отправлены на переплавку. Но недолго просуществовал этот клуб. В 1933 году здание бывшего Знаменского Собора было взорвано и разобрано на строительный материал.

По материалам: Кашляка В.Н., Поповой З.В.

Семипалатинский протоиерей Павел Любомудров - настоятель Знаменского собора

Более тридцати лет он являлся благочинным Семипалатинской области, которая включала, в те времена, в себя  нынешние территории Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей. Годы его настоятельства для Семипалатинска были очень значимы - из  военного поселения он превращается в крупный купеческий город, центр религиозной и культурной жизни края... дальше

Летопись -  1777  - 1792 г.г.

15 августа. В крепости была заложена каменная церковь - Знаменский Собор.

Ещё в марте 1777 года Епископ Тобольский и Сибирский - Варлаам, в связи с построением новой Семиполатной крепости, разрешил "...каменную церковь соборную обложить и по обложению велеть строить по подобию прочих грекороссийских церквей с поспешанием...".

Заложенный в августе 1777 года, он был построен одним из первых на Иртышской линии /кроме Омска/.

"Архитектором при построении церкви был ямщик г. Тобольска Иван Черепанов", находившийся под руководством коменданта крепости Ильи Титова и капитана Ивана Андреева. Церковь построена "на доброхотные пожертвования посторонних, воинских команд и казаков, в окрестностях тогда состоящих; стоимость её 23 тыс. руб. серебром.

Церковная летопись главными ревнителями построения храма называет следующих четырёх лиц: генерала Огарева, полковника Гейцига, капитана Андреева и священника Седачёва.

Строилась как и крепость жителями, воинскими командами и казаками по "...сочинённому от коменданта крепости Омской Андрея Клавера прожекту...".

Церковь выстроена крестом. Иконостас в главном храме в 5 ярусов, в приделах - в 3. Окна в главном храме в два яруса, в приделах в один. Входных дверей - трое: западные, южные и северные. Колокольня, на которой было расположено десять колоколов, выстроена вместе с храмом. Куполов на церкви два, один на храме, другой на колокольне. Церковное здание крепкое и прочное.

В первоначальном варианте, три престола храма должны были быть воздвигнуты: 1-главный - во имя Антония и Феодосия Печерских, 2 - Андрея Первозванного и 3 - Георгия Победоносца. Но в июле 1782 года генерал майор Огарев, по просьбе семипалатинской паствы, возбудил ходатайство о желании жителей иметь главный придел во имя Знамения Божией Матери. В ответ на эту просьбу, епископ Варлаам приказал "воздвигаемую церковь именовать Знаменской, придел Св. Апостола Андрея Первозванного заменить именованием Св. Преподобных Антония и Феодосия Печерских; кроме того, в этот придел внесть иконостас и иконы от старой церкви и освятить оный, а о готовности к освящению главного алтаря и придела донести в своё время". Вместе с остальными иконами в Собор была перенесена и многочтимая народом икона Знамения Божией Матери, так называемая Семипалатинско-Абалацкая. Таким образом получилось, что церковь стала именоваться Знаменской, а не Антония и Феодосия Печерских, как назывался храм в старой Семиполатной крепости построенный в 1718 году.

Сентябрьский пожар в крепости 1790 года не пощадил и новопостроенную церковь - она значительно обгорела, но антиминсы удалось спасти. В 1792 г. бийский купец А. Сумкин, будучи в крепости Семиполатной по иконописному подряду "писал в приделе Антония и Феодосия Печерских иконостас...", также он написал "образ Спасителя на холсте" для автора "Домовой летописи" капитана Андреева.

Ровно через три года - в сентябре 1793 года храм был восстановлен и предоставлен прихожанам.

В 1805 г. для храма был изготовлен главный колокол весом 161 п.5 ф., вылитый на заводе Петра Савича Яковлева и имевший изображения: Спасителя, Знамения Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия Печерских и Великомученика Георгия. В 1817 году была выстроена каменная ограда вокруг собора, а в 1824 - в главном алтаре был поставлен новый иконостас. На досках, приготовленных подрядчиком Гущиковым, Тобольский мещанин Николай Меньшиков в 1826 г. написал иконы. В 1830 г. церковь была покрыта железом и выкрашена. В 1845, 1846 и 1857 г.г. храм был тщательно ремонтирован внутри и снаружи, перекрыт железом, при чём кресты на церкви были позолочены. В 1872 и 1876 г.г. иконостасы во всех трёх приделах выстроены новые, с резьбою и колонками и вызолочены. В то же время храм расширен пристройками в обе стороны, устроена открытая арка, вместо бывшей двери из трапезной в храм. Позднее церковь ещё несколько раз ремонтировалась довольно существенно.

Наступил 1918 год.

Новое российское правительство издало декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". С этого времени начался новый отсчёт времени как для Знаменского Собора, так и для всех культовых сооружений страны - период полного их уничтожения.

Сначала, в 1922 г., под видом помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей. Изъятию подлежали все культовые принадлежности содержащие драгоценные металлы и камни. Не обошла эта кампания и Знаменский Собор, в котором было "раздето" более 20 икон с одной формулировкой "Ввиду того, что снятие означенных риз не испортит самое изображение, а значит не будет иметь ни какого отношения в затруднении выполнения обрядов культа, означенные ризы с икон изъять...", или "Ввиду того, что означенная риза не имеет ни художественной ни исторической ценности, таковую изъять без проверки веса". А кто определял её ценность? В состав комиссии вошли представитель губисполкома, губпомгола, губвоенкомата, губотдела ГПУ, губфинотдела, губрабкрина и один представитель от музея. Кроме риз были изъяты и предметы церковного обихода состоящие из золото и серебросодержащих металлов. Всего в Соборе было изъято 49 предметов общим весом три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника и тридцать девять долей. (64,143 кг)

 Только одна икона осталась "в рубашке" - это Семипалатинско-Абалацкая Икона Божией Матери. За неё прихожане внесли соответствующее количество драгоценных предметов из частных запасов.

Умело манипулируя отношениями между староцерковниками и обновленцами, власти стали передавать церкви от одних к другим и наоборот, чем способствовали развалу церквей и оттоку прихожан, создавались условия для кражи церковного имущества. Так в 1925 году в Знаменском Соборе была произведена кража драгоценных камней и замена их простыми стекляшками с известной иконы Божией Матери местным священником. Отсутствие средств привело к разрушению церковного имущества. Комиссия направленная в Собор в 1929 году отмечала: " культовое имущество и само здание церкви находится в запущенном состоянии. Здание совершенно не отапливается. От чего здание церкви внутри закоптилось и стены потемнели. Главная часть церкви отделена плотной деревянной перегородкой и совершенно не используется. В этой части стены сыреют и всё находящееся там портится от сырости. Иконы из главного иконостаса изъяты и прикреплены к деревянной перегородке, отделяющую главную часть от остальной части церкви. По словам представителя Знаменской группы верующих они не в состоянии содержать сданное им по договору культовое имущество…".

Наступление на Собор продолжалось. В сентябре 1931 г. был запрещён колокольный звон, а в октябре, под большим нажимом местных властей, здание было передано военному гарнизону для организации клуба. А колокола были переданы "Рудметаллторгу" и отправлены на переплавку.

Но недолго просуществовал этот клуб. В 1933 году здание бывшего Знаменского Собора было взорвано и разобрано на строительный материал.

И вот последняя страница летописи Знаменского Собора:

...До сего времени в отчёте не упоминается об устройстве кирпично-щебёночного тротуара ... Такой тротуар возможен на Красноармейской площади, вдоль двора дивизиона по Советской ул. и вдоль двора "Динамо" по Урицкой улице. Кирпичный щебень брать от разобранной церкви...

/Спектр. 1997, 27 августа/

 

1782 год

На Сибирской линии повелено устроить мечети, а при них школы и караван-сараи.

/Памятная книжка Западной Сибири 1881 г., Омск, 1881, с.83/

 

1784 год

11 июня. Принят указ об определении в верхиртышские крепости мулл.

...по представлению бывшего в 1765 году на Сибирских линиях Генерал-Поручика Шпрингера, о нужде содержания в крепостях Сибирских линий одного знающего Мунжурский и Мунгальский языки Переводчика и ученика, да для Татарского языка нескольких толмачей, и определения к некоторым из доброжелательных к здешней стороне Киргиз-Кайсацким Старшинам, по просьбе их, Магометанских попов, для обучения их народа законам и молитвам, по оному установленным...

Приказали: ...в разных по той линии крепостях Мунгальского и Татарского языка Толмачам, коих положено иметь - 22 человека, и сверх того 6 человекам Муллам...

/Сенатский архив/

 

1790 год

Через тобольского купца Русакова, капитан Андреев приобрёл для Знаменского Собора колокол в 62 пуда.

Заплатил - 775 руб.

/Андреев. Домовая летопись. 1998. с.176/

 

1792 год

Барнаульский живописец А. Сумкин, находясь в Семипалатинске, написал для Знаменского Собора иконостас в приделе Антония и Феодосия Печерских.

...а при том написал и мне образ Спасителев на холсте; заплачено ему за работу 25 рублей...

/Андреев. Домовая летопись. 1998, с.184/

/Очерки культурной жизни Сибири 17 начало 18 в., Новосиб., 1974/

 

Воспрещено строить деревянные церкви.

/Памятная книжка Западной Сибири 1881 г., Омск, 1881, с.87/                      


НАШ КРАЙ

 

Горный массив ДельбегетейЭтот гранитный массив, богатый на месторождения драгоценных и полудрагоценных камней, давно привлекает внимание... Местные жители не раз замечали над ней в ночное время таинственное свечение...  дальше

_____________


Пещера "Коныр-Аулие"

Происхождение пещеры покрыто мраком, таким же плотным, какой встретит вас в самой пещере. Заходишь, и берёт оторопь от нависших над тобой огромных каменных глыб. К некоторым из них можно прикоснуться руками... дальше

_______________


Древности Кокен-Тау

В суете повседневности, занятые решением различных жизненных проблем, люди мало задумываются об истории и истоках культуры родного края. И многим невдомек, что... дальше


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Рубрика "Краеведение" просто необходима для нашего читателя. Она еще раз напоминает о том, что наш край, наша земля достойна любви и трепетного уважения к себе. Спасибо за столь нужную рубрику. Алексей.

Спасибо за такой интересный материал. Эта рубрика действительно очень необходима. Людмила

Я тоже хочу поблагодарить за рубрику "Святой Ключ", "Кревеедение". Так много интересного и нового узнала я о нашем крае. Юлия

Низкий поклон за интересную подборку. Вообще на сайте все подобрано с большим вкусом. Светлана

Просматриваю старые  фотографии Святого Ключа и будто делаюсь сопричастной тому времени. Слава Богу история нашего Святого Ключа и Восресенского собора не оборвалась. Спасибо за интересные рубрики. Ольга

 Гостевая книга 

О НАС, НАШЕМ САЙТЕ