15 августа. В крепости была заложена каменная церковь - Знаменский Собор.
Ещё в марте 1777 года Епископ Тобольский и Сибирский - Варлаам, в связи с построением новой Семиполатной крепости, разрешил "...каменную церковь соборную обложить и по обложению велеть строить по подобию прочих грекороссийских церквей с поспешанием...".
Заложенный в августе 1777 года, он был построен одним из первых на Иртышской линии /кроме Омска/.
"Архитектором при построении церкви был ямщик г. Тобольска Иван Черепанов", находившийся под руководством коменданта крепости Ильи Титова и капитана Ивана Андреева. Церковь построена "на доброхотные пожертвования посторонних, воинских команд и казаков, в окрестностях тогда состоящих; стоимость её 23 тыс. руб. серебром.
Церковная летопись главными ревнителями построения храма называет следующих четырёх лиц: генерала Огарева, полковника Гейцига, капитана Андреева и священника Седачёва.
Строилась как и крепость жителями, воинскими командами и казаками по "...сочинённому от коменданта крепости Омской Андрея Клавера прожекту...".
Церковь выстроена крестом. Иконостас в главном храме в 5 ярусов, в приделах - в 3. Окна в главном храме в два яруса, в приделах в один. Входных дверей - трое: западные, южные и северные. Колокольня, на которой было расположено десять колоколов, выстроена вместе с храмом. Куполов на церкви два, один на храме, другой на колокольне. Церковное здание крепкое и прочное.
В первоначальном варианте, три престола храма должны были быть воздвигнуты: 1-главный - во имя Антония и Феодосия Печерских, 2 - Андрея Первозванного и 3 - Георгия Победоносца. Но в июле 1782 года генерал майор Огарев, по просьбе семипалатинской паствы, возбудил ходатайство о желании жителей иметь главный придел во имя Знамения Божией Матери. В ответ на эту просьбу, епископ Варлаам приказал "воздвигаемую церковь именовать Знаменской, придел Св. Апостола Андрея Первозванного заменить именованием Св. Преподобных Антония и Феодосия Печерских; кроме того, в этот придел внесть иконостас и иконы от старой церкви и освятить оный, а о готовности к освящению главного алтаря и придела донести в своё время". Вместе с остальными иконами в Собор была перенесена и многочтимая народом икона Знамения Божией Матери, так называемая Семипалатинско-Абалацкая. Таким образом получилось, что церковь стала именоваться Знаменской, а не Антония и Феодосия Печерских, как назывался храм в старой Семиполатной крепости построенный в 1718 году.
Сентябрьский пожар в крепости 1790 года не пощадил и новопостроенную церковь - она значительно обгорела, но антиминсы удалось спасти. В 1792 г. бийский купец А. Сумкин, будучи в крепости Семиполатной по иконописному подряду "писал в приделе Антония и Феодосия Печерских иконостас...", также он написал "образ Спасителя на холсте" для автора "Домовой летописи" капитана Андреева.
Ровно через три года - в сентябре 1793 года храм был восстановлен и предоставлен прихожанам.
В 1805 г. для храма был изготовлен главный колокол весом 161 п.5 ф., вылитый на заводе Петра Савича Яковлева и имевший изображения: Спасителя, Знамения Божией Матери, преподобных Антония и Феодосия Печерских и Великомученика Георгия. В 1817 году была выстроена каменная ограда вокруг собора, а в 1824 - в главном алтаре был поставлен новый иконостас. На досках, приготовленных подрядчиком Гущиковым, Тобольский мещанин Николай Меньшиков в 1826 г. написал иконы. В 1830 г. церковь была покрыта железом и выкрашена. В 1845, 1846 и 1857 г.г. храм был тщательно ремонтирован внутри и снаружи, перекрыт железом, при чём кресты на церкви были позолочены. В 1872 и 1876 г.г. иконостасы во всех трёх приделах выстроены новые, с резьбою и колонками и вызолочены. В то же время храм расширен пристройками в обе стороны, устроена открытая арка, вместо бывшей двери из трапезной в храм. Позднее церковь ещё несколько раз ремонтировалась довольно существенно.
Наступил 1918 год.
Новое российское правительство издало декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". С этого времени начался новый отсчёт времени как для Знаменского Собора, так и для всех культовых сооружений страны - период полного их уничтожения.
Сначала, в 1922 г., под видом помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей. Изъятию подлежали все культовые принадлежности содержащие драгоценные металлы и камни. Не обошла эта кампания и Знаменский Собор, в котором было "раздето" более 20 икон с одной формулировкой "Ввиду того, что снятие означенных риз не испортит самое изображение, а значит не будет иметь ни какого отношения в затруднении выполнения обрядов культа, означенные ризы с икон изъять...", или "Ввиду того, что означенная риза не имеет ни художественной ни исторической ценности, таковую изъять без проверки веса". А кто определял её ценность? В состав комиссии вошли представитель губисполкома, губпомгола, губвоенкомата, губотдела ГПУ, губфинотдела, губрабкрина и один представитель от музея. Кроме риз были изъяты и предметы церковного обихода состоящие из золото и серебросодержащих металлов. Всего в Соборе было изъято 49 предметов общим весом три пуда, тридцать девять фунтов, пятьдесят три золотника и тридцать девять долей. (64,143 кг)
Только одна икона осталась "в рубашке" - это Семипалатинско-Абалацкая Икона Божией Матери. За неё прихожане внесли соответствующее количество драгоценных предметов из частных запасов.
Умело манипулируя отношениями между староцерковниками и обновленцами, власти стали передавать церкви от одних к другим и наоборот, чем способствовали развалу церквей и оттоку прихожан, создавались условия для кражи церковного имущества. Так в 1925 году в Знаменском Соборе была произведена кража драгоценных камней и замена их простыми стекляшками с известной иконы Божией Матери местным священником. Отсутствие средств привело к разрушению церковного имущества. Комиссия направленная в Собор в 1929 году отмечала: " культовое имущество и само здание церкви находится в запущенном состоянии. Здание совершенно не отапливается. От чего здание церкви внутри закоптилось и стены потемнели. Главная часть церкви отделена плотной деревянной перегородкой и совершенно не используется. В этой части стены сыреют и всё находящееся там портится от сырости. Иконы из главного иконостаса изъяты и прикреплены к деревянной перегородке, отделяющую главную часть от остальной части церкви. По словам представителя Знаменской группы верующих они не в состоянии содержать сданное им по договору культовое имущество…".
Наступление на Собор продолжалось. В сентябре 1931 г. был запрещён колокольный звон, а в октябре, под большим нажимом местных властей, здание было передано военному гарнизону для организации клуба. А колокола были переданы "Рудметаллторгу" и отправлены на переплавку.
Но недолго просуществовал этот клуб. В 1933 году здание бывшего Знаменского Собора было взорвано и разобрано на строительный материал.
И вот последняя страница летописи Знаменского Собора:
...До сего времени в отчёте не упоминается об устройстве кирпично-щебёночного тротуара ... Такой тротуар возможен на Красноармейской площади, вдоль двора дивизиона по Советской ул. и вдоль двора "Динамо" по Урицкой улице. Кирпичный щебень брать от разобранной церкви...
/Спектр. 1997, 27 августа/
1782 год
На Сибирской линии повелено устроить мечети, а при них школы и караван-сараи.
/Памятная книжка Западной Сибири 1881 г., Омск, 1881, с.83/
1784 год
11 июня. Принят указ об определении в верхиртышские крепости мулл.
...по представлению бывшего в 1765 году на Сибирских линиях Генерал-Поручика Шпрингера, о нужде содержания в крепостях Сибирских линий одного знающего Мунжурский и Мунгальский языки Переводчика и ученика, да для Татарского языка нескольких толмачей, и определения к некоторым из доброжелательных к здешней стороне Киргиз-Кайсацким Старшинам, по просьбе их, Магометанских попов, для обучения их народа законам и молитвам, по оному установленным...
Приказали: ...в разных по той линии крепостях Мунгальского и Татарского языка Толмачам, коих положено иметь - 22 человека, и сверх того 6 человекам Муллам...
/Сенатский архив/
1790 год
Через тобольского купца Русакова, капитан Андреев приобрёл для Знаменского Собора колокол в 62 пуда.
Заплатил - 775 руб.
/Андреев. Домовая летопись. 1998. с.176/
1792 год
Барнаульский живописец А. Сумкин, находясь в Семипалатинске, написал для Знаменского Собора иконостас в приделе Антония и Феодосия Печерских.
...а при том написал и мне образ Спасителев на холсте; заплачено ему за работу 25 рублей...
/Андреев. Домовая летопись. 1998, с.184/
/Очерки культурной жизни Сибири 17 начало 18 в., Новосиб., 1974/
Воспрещено строить деревянные церкви.
/Памятная книжка Западной Сибири 1881 г., Омск, 1881, с.87/