На страницах этого раздела мы предлагаем вам вспомнить тех людей,
благодаря которым наш храм был сохранен и благодаря самоотверженному
подвигу которых мы пользуемся сегодня свободой вероисповедания,
спокойно посещаем богослужения, без страха можем говорить о своей вере и
просвещать сограждан. Они, как и их далекие предшественники, проливали
кровь и отдавали самое дорогое - жизнь - за Бога и ближних, а значит и за нас.
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Протоиерей Серафим Труфанов. В свое время он закончил университет и до 1945 года жил в Китае, там принял сан священника, говорил на китайском, японском, английском языках. Когда советские войска в ходе 2 мировой войны вошли в Харбин, о. Серафим разделил судьбу российской эмиграции в Китае - он был вывезен в СССР, и с 1945 по 1955гг. находился в сталинском концлагере. Это было, по его словам, страшное место: из тысячи священников находившихся там в живых осталось 5-6 человек, в том числе и он. Когда о.Серафим освободился из лагеря, то жил в городе Караганде и некоторое время служил вместе со старцем Севастианом Карагандинским, а из Караганды его в 1961г. перевели служить в Семипалатинск. “С о. Серафимом мы были особенно близки - вспоминает протоиерей Феодор Проскурин - я хорошо помню его как священника. Особо много он никогда не говорил, но своими поступками, своим видом, своей деятельностью, отношением к людям, внимательностью, тактом, он приближал людей к себе. Когда меня рукоположили в сан диакона, то через две недели умер о. Серафим, а 12 июля того же года умер о. Сергий Сурмиевич”.
Должность настоятеля в то время была чисто номинальной, он по действующему уставу не мог принимать никаких решений, разве только решал кому из батюшек когда служить, а кому отдыхать. Было так, что председатель церковного совета вызывал к себе настоятеля о. Серафима, кричал, топал на него ногами, а тот, пройдя такую школу, как концлагерь и зная прекрасно всю советскую систему, только стоял, опустив глаза, и молчал.
У о. Серафима была семья, но когда красная армия вошла в Харбин, то его жена успела уехать за границу, больше он о ней ничего не знал, а она, скорее всего, думала, что ее супруг погиб. Детей у них не было, он все свое время, полностью посвящал служению Богу и Церкви.
Пройдя такую суровую школу жизни, не ожесточился, всегда был внимателен к людям. В его общении всегда чувствовался мирный дух, дух Христов. О. Серафим много помогал нуждающимся. Он знал прихожан, которые были бедны, и постоянно помогал им. Все чувствовали его теплое, доброе отношение к людям. Умер 15 июня 1979 года.
Протоиерей Серафим Труфанов говорит проповедь после Божественной литургии. Воскресенский собор. 1960-ые годы
1970 г.
Оборотная сторона той же фотографии (верхней)
На последней фотографии протоиерей Серафим Труфанов с Севастианом Карагандинским
Молебен в ограде Воскресенского собора.
Протоиерей Сергий Сурмиевич.
Он был назначен в храм в 1955г. К тому времени о. Сергий был уже престарелым
человеком, на должности настоятеля он был с 1955-1972гг. Он был заслуженным
священником и имел все возможные священнические награды: и митру, и двойной крест с
украшениями, и служение с открытыми вратами. О. Сергий был прекрасный проповедник,
человек очень вдумчивый, внимательный, очень грамотный священник, большой
дипломат. Когда началась антирелигиозная компания при Хрущеве, то решено было
загородить храм, построив рядом общежитие, а к общежитию должна была быть
проведена теплотрасса вдоль стен храма. Было это так лукаво придумано, чтобы потом,
при ремонте труб теплотрассы, привести храм в аварийное состояние.
И вот о. Сергий, обладая большим тактом, ходил в горсовет, убеждал советских чиновников, говоря, что Воскресенский храм - это памятник культуры, его нужно сохранить. Эти походы имели
тот результат, что общежитие отодвинули от храма, а теплотрассу провели в стороне.
Когда о.Сергия назначили настоятелем, он много потрудился над внутренним
устройством храма - провел паровое отопление, соорудил под храмом котел, небольшую
кочегарку, поставил верхний клирос с винтовой лестницей, провел капитальный ремонт
храма. Одним словом, все, что он мог сделать в то время в рамках тех законов, он все
старался делать. Однако, в 1961г. под давлением властей прошел архиерейский собор в
Москве и его постановлением вся власть в религиозных общинах переходила от
настоятеля к т.н. "церковному совету", а настоятели храмов не имели права вмешиваться
в финансовую жизнь прихода, священники были просто наемными рабочими, которых
могли даже лишить возможности служить в храме. Рассказывают, что когда вышло это
постановление и о. Сергий пришел на службу, его вызвал (!) к себе староста и сказал:
"отныне вы отстранены от хозяйственной деятельности, ваше дело только служить.
Отслужили и ушли, а мы будем платить вам зарплату". Отец Сергий, опираясь на
тросточку, с которой он всегда ходил, ответил: "Все, теперь власть тьмы" (ср. Лук.22:53).
Он обошел вокруг храма, все перекрестил, благословил, и с тех пор он не имел в приходе
почти ни какой власти. Умер о. Сергий Сурмиевич в 1979г.
Сидят: в центре - архиепископ Иосиф Алматинский и Казахстанский. Слева - протоиерей Виктор Голубев. Умер в 1990 году. Рядом с ним - настоятель собора митрофорный протоиерей Сергий Сурмиевич, умер 12 июля 1979 года. Справа от владыки Иосифа сидит протоиерей Серафим Труфанов, умер 15 июня 1979 года.
На крыльце стоят: первая справа - матушка Елизавета, жена отца Виктора Голубева. Рядом - Мария, жена протодиакона нашего храма Николая Долгополова. За Марией стоит повариха Зинаида. Она была прекрасный повар и всегда хорошо готовила и сервировала стол. За ней стоит матушка Лидия - жена протоиерея Сергия Сурмиевича. К старости она ослепнет и умрет в 1972 году. Следом за ней стоит священник Алматинский отец Стефан. Рядом - протодиакон нашего храма Николай Долгополов. В 1975 году переведен во Владимирскую Епархию, рукоположен там в сан священника.
Рядом с ним стоит епархиальный водитель.
Комментировал протоиерей Феодор