Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских
Так уж получилось, что печальный список погибших церквей открыла самая первая в Семипалатинске церковь. Она носила имя Антония и Феодосия Печерских и возведена была одновременно с крепостью Семипалатинской в начале восемнадцатого века. При пожаре она сгорела. Но причиной тому был слепой случай, а не осознанное действие.
План и профили первой Семипалатной крепости
Начало церковной архитектуре в нашем крае относится к периоду присоединения Прииртышья к России, в результате экспедиций организованных по указу Петра Великого, для поисков водного пути к золотоносным пескам Яркенда. В описываемый период отправка солдат Русской армии, т.е. православных воинов, без духовного окормления не мыслилась. Существовало даже специальное Военно-Морское духовенство, возглавляемое Протопресвитером, с правами епархиального архиерея. Был у них и главный храм в Петербурге, и полковые церкви в местах расквартировки, и походные - из немудреного материала. В 1715 году во времена похода Бухгольца появилась Ямышевская крепость. Летом 1718 года военная экспедиция, возглавляемая подполковником Прокопием Ступиным, заложила на берегу Иртыша небольшую деревянную крепость - Семиполатную. Для исправления своих духовных потребностей, сразу же была развернута походная церковь, которая состояла из самых необходимых церковных принадлежностей. Антиминс - в походной, переносной церкви заменял престол. Антиминс этой походной церкви был во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских, поэтому, когда была построена деревянная церквушка в крепости, то ее освятили по имени имеющегося антиминса.
О размерах ее можно судить только по размерам крепости - 160х160 метров.
Историю этой церкви пытались восстановить многие историки XIX-XX веков, но безуспешно.
Многолетние поиски данных о ее существовании и развитии, также не привели к положительным результатам, и только последняя поездка в Тобольский архив в июле-августе 2003 года, позволили несколько восстановить события тех далеких дней и то, только с 1750 года.
Со времени заложения церкви и до 1750 года, согласно существовавшего законодательства, в ней в штате состоял только один священник, который получал денежное и хлебное вознаграждение, хотя и мизерное, а причетникам жалованья не было предусмотрено и вовсе. Поэтому найти кандидатов на исправление должностей дьячков и пономарей было практически невозможно. И только с приходом в Сибирские войска генерал-майора Киндермана положение изменилось. 10 декабря 1750 года своим документом он убедил митрополита Тобольского и Сибирского о введении в штат крепостей Железинской, Ямышевской, Семиполатной и Устькаменогорской дополнительно по одному дьячку и пономарю с определенным денежным и хлебным довольствием. Годовое денежное жалованье было определено: священнику - 10 руб., дьячку - 8 руб., пономарю - 6 руб. Хлебное - овес и рожь.
По описи церковного имущества за 1751 г. можно видеть, что в церкви к этому времени уже существовала колокольня из 6 колоколов и имелось три иконы Богоматери - одна из них - список с чудотворной иконы Абалацкой Божией Матери, привезенная Лихаревым летом 1720 года и в дальнейшем получившая название - "Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери".
А в церкви уже был установлен деревянный резной позолоченный иконостас, также украшенный различными священными материями.
Прочее церковное имущество прослужило довольно долго и находилось в довольно печальном положении: много ветхого и разбитого. Очень мало было серебряных вещей - лампады, кадила и подсвечники все или медные, или из "белого железа" - жестяные. Даже из двух Евангелие - одно находилось в ветхом состоянии.
В общем, в средине XVIII века церковь в Семиполатной крепости, как и в других местах Сибири, влачила жалкое состояние.
В 1753 году тобольский иконописец посадский Афанасий Меньшиков изготовил для церкви новый иконостас. Постепенно обновлялось и расширялось церковное имущество. Так в 1756 году для Семиполатной церкви был вылит колокол в 26 пудов и 38 фунтов, который имел надпись: "1756 года, вылит сей колокол в Семиполатную крепость к церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских, при Барнаульском заводе мастером Бобровинниковым".
В январе 1770 г. был заменен на новый святой антиминс, который был перенесен осенью 1782 г. в Знаменский собор, при освящении придела Антония и Феодосия Печерских, он же был установлен и после пожара в соборе, который произошел в сентябре 1790 года. Заменен был только в 1798 году.
Насколько приход церкви Антония и Феодосия Печерских был мал, можно судить по отчету за 1777 год Семиполатной и Устькаменогорской церквей. Если в Семипалатинской церкви было приходских дворов - 94, то в Устькаменогорской - 675.
Следует обратить внимание, что еще 12 июля 1787 года строящаяся церковь называлась Антоние-Феодосиевская, но уже в отчете за 1788 год она проходит как Знаменская.
Перед освящением в новой церкви придела во имя Антония и Феодосия Печерских в сентябре 1782 г., из старой деревянной церкви были перенесены во вновь строящуюся все предметы церковного обихода: святой антиминс - освященный архиепископом тобольским и сибирским Варлаамом в 1769 году, иконостас - устроенный тобольским посадским Афанасием Менщиковым в 1753 году, старинная плащаница, священные иконы; в том числе и Абалакская, Евангелие и проч., а также все колокола. После этого, церковь в Старо-Семиполатной крепости перестала быть действующей и вскоре была разобрана (предположения некоторых историков, что в ней произошел пожар до перенесения имущества, не подтвердился, а все имущество было перенесено в целости и сохранности).
Таким образом, церковь во имя Антония и Феодосия Печерских просуществовала с 1718 по 1783 гг.