В суете повседневности, занятые решением различных жизненных проблем, люди мало задумываются об истории и истоках культуры родного края. И многим невдомек, что обитаемая издревле земля Восточного Казахстана богата материальными свидетельствами давно минувшей жизни людей каменного века, цивилизации земледельцев, животноводов и металлургов эпохи бронзы, оригинальной культуры ранних кочевников и номадов средневековья.
В ходе поиска и фотосъемок археологических памятников в Семейском Прииртышье краеведами обнаружено и поднято с поверхности земли немало находок в виде каменных отщепов, скребков и нуклеусов, пластинок, кремневых наконечников стрел и фрагментов разбитой керамической посуды, изредка – монет, относящихся к разным эпохам: дореволюционных российских, китайских – времен маньчжурской династии Цин и советских. Клеймо Кузнецовской фабрики, китайские иероглифы и изображение довоенного советского герба на донце некоторых разбитых чашек указывают на происхождение этих изделий. Встречаются иногда мотыги, зернотерки, обломки жерновов ручных мельниц и другие орудия труда, которые были изготовлены нашими предками. В предгорьях и горных долинах расположены могильные курганы, кое-где высятся менгиры, в некоторых гористых местностях можно найти высеченные на поверхности камней фигуры живых существ и схематические изображения каких-то объектов.
Кокентауский горный массив
Единственной местностью, где краеведы общества «Прииртышье» и члены клуба «Жер-Су» увидели наскальные рисунки, выполненные красной охрой, оказался Кокентауский горный массив. В горных долинах, расположенных к северу от величественной трехглавой горы Уш-айыр, букв. «Разделенная на три (вершины)», они нашли древнетюркские курганы с четырьмя намогильными изваяниями, фундаменты прежних строений, старое кладбище, каменные орудия труда и осколки, появившиеся в ходе их изготовления, фрагменты керамической посуды, обломки чугунных котлов и другие материальные следы обитания людей в этих живописных местах.
Одно из парных намогильных изваяний у кургана
На протяжении более километра обнаружены остатки фундаментов древних жилищ, указывающие на то, что в течение тысячелетий здесь жили и продолжают жить люди. И в наше время в разных местах близ горного массива расположены зимовки крестьянских хозяйств. Подъемный материал характеризуется большим разнообразием: среди них много каменных отщепов, встречаются скребки, нуклеусы, кремневые и бронзовые наконечники стрел, фрагменты глиняной посуды, а также металлические детали разных предметов и осколки фаянсовой посуды нового времени. При объезде северного предгорья краеведы сфотографировали некрополь эпохи бронзы. Сам вид захоронений свидетельствовал об их большой древности: над землей чуть выступали верхние края каменных плит могильных ящиков с прахом людей, создателей андроновской культуры.
Вечными памятниками прошлой жизни остаются каменные фундаменты древних строений, вертикально установленные массивные камни-менгиры и могильные курганы. К северу от трехглавой горы в скальных вершинах находится несколько гротов, образовавшихся в результате разрушения гранитной породы. В семи из них древними обитателями Кокен-тау были нарисованы петроглифы, степень сохранности которых обусловлена не только временем их появления, но и местом расположения, более или менее защищенным от воздействия природных факторов.
Менгиры Кокен-тау
На камнях первого из найденных гротов можно увидеть поблекшие, местами трудно различимые изображения божеств или духов в виде схематически нарисованных фигур людей, стоящих в ряд, парами или отдельно; силуэт жертвенной лошади; прямоугольники и какие-то размытые формы. Когда-то пытались обновить изображения двух антропоморфных существ – это видно по нанесенному слою минеральной краски поверх прежних линий, образующих фигуры. Но для их полной реставрации у древнего жителя этих мест, видимо, не хватило охры. Лучше всего рисунки сохранились на нижней стороне скального навеса. Прямоугольник, расчерченный параллельными линиями, по всей вероятности, обозначает жилище шамана или божества – шалаш в виде односкатной крыши, покрытый тонкими жердями. Здесь же находится лосиха, отличающаяся по своему темно-сиреневому цвету от других петроглифов. Может быть, это изображение созвездия Большой Медведицы, ведь коренные народы Сибири четыре ярких звезды, образующие трапецию, представляли как ноги гигантского лося, вечно бегущего по небу. В этнографической литературе, посвященной культуре коренных народов Сибири, встречаются сообщения, что одним из духов, связанных с шаманом, предстает мать-зверь, которая нередко выступает в образе лосихи. Согласно мифологическим представлениям небольшого тюркского этноса телеутов, на четвертом ярусе неба живет серая лосиха (Bos pulan ~ Pos pulan) – мать зверей. Следовательно, древний шаман мог изобразить это мифическое существо среди антропоморфных фигур других духов и божеств. До сих пор не ясным остается значение контурного рисунка, напоминающего раскрытый почтовый конверт. Возможно это схематическое изображение жилого или ритуального строения в форме шатра.
Часть петроглифов, изображенных на своде грота № 1
Исходя из характера рисунков, есть все основания предполагать, что расположенная у подножия грота площадка в далеком прошлом представляла собой специальное место для совершения жертвоприношений и камлания шамана. Здесь, в низине, у разведенного костра, в кругу сородичей он приносил в дар разным божествам и духам-покровителям посвященных им лошадей или других животных, призывал с помощью бубна или другого инструмента незримых помощников, отсюда его душа совершала нелегкий путь в мифические области: на разные уровни неба либо в подземное царство. Следует отметить, что на северо-западном берегу озера Жасыбай в Павлодарской области под скальным навесом были найдены схематически выполненные красной охрой фигуры людей, аналогичные тем, которые сохранились в первом кокентауском гроте. Существует предположение, что появление таких рисунков связано с развитием в эпоху неолита шаманского культа. Позже жертвоприношение и камлание могли происходить не только у священных гротов с рисунками божеств и духов, но и в других местах. Со временем небольшие галереи наскальных изображений были замещены портативной совокупностью рисунков, расположенных на шкуре, натянутой на обод шаманского бубна. Старые композиции трансформировались в схему, отражающую небесный, срединный и нижний миры, в которых способна была перемещаться душа камлающего шамана. Среди рисунков, нанесенных на шкуру своих бубнов сибирскими шаманами, нередко встречаются стоящие в ряд антропоморфные фигуры, числом семь, иногда девять. Возможно, это изображение семи божеств, обитателей третьего яруса неба, и девяти духов предков, помогавших человеку.
Фундамент прежнего строения. На горизонте возвышается гора Уш-айыр
Невысокая скальная возвышенность у левого края подножия горы Уш-айыр таит малозаметный небольшой грот, на потолке которого имеются разные рисунки, нанесенные красной охрой. Некоторые из них, потускнев, оказались трудноразличимыми. Видны прямоугольники с короткими черточками, отходящими от боковых сторон внутрь, у других – черточки расположены снаружи. С левой стороны на потолке выделяется полностью закрашенный охрой силуэт птицы с распростертыми, направленными несколько вперед крыльями и широким хвостом. Можно предположить, что здесь изображена хищная птица, вероятнее всего орел, в момент его взлета. В глубине грота на потолке видны хорошо сохранившиеся рисунки – несколько фигур каких-то животных, выполненных схематически, красными штрихами. Но особенно интересным оказалось изображение трехглавой горы, у подножия которой в виде смыкающихся дуг обозначены две скальные возвышенности. Справа от этой горы, как бы на переднем плане, находится контурный рисунок рогатого животного (горного козла или самки дикого барана) с высоко поднятой головой, обращенной к трем вершинам. Эта композиция, уже использующая такой прием как перспектива, свидетельствует об особом значении горы Уш-айыр, которая своими размерами и замечательной формой должна была почитаться священной. В древности, по всей вероятности, полагали, что ее вершины были местом обитания горного духа – хозяина окружающей местности. В других гротах также имеются изображения антропоморфных духов, животных и каких-то строений. Можно предположить, что едва различимые рисунки были нарисованы в новом каменном веке, а рядом находящиеся фигуры, отличающиеся четкостью линий, выполнены позже – в эпоху бронзы.
Священная трехглавая гора Уш-айыр и архар
Несмотря на то, что Кокен-тау представляет собой небольшой горный массив, его небольшие долины и предгорья хранят немало археологических памятников. Это обстоятельство, а также то, что указанные горы находятся относительно недалеко от города Семей, на расстоянии около 100 километров, способствовали тому, что краеведы, начиная с прошлого года, неоднократно посещали эту местность. Однако удалось исследовать относительно небольшую территорию, прилегающую к горному массиву с севера. Предполагается продолжить работу по дальнейшей разведке местности, поиску, фиксации и изучению археологических памятников Кокен-тау.
Археолого-краеведческий клуб «Жер-Су», созданный в феврале прошлого года при Областном историко-краеведческом музее г. Семей, успешно продолжает свою деятельность. Задачами этого общественного объединения являются археологическая разведка, поиск и исследование древних артефактов, привлечение подрастающего поколения к изучению истории, культуры и природы родного края, пропаганда культурного наследия, воспитание чувства патриотизма у детей и подростков. Со дня образования клуба его членами совершено 18 краеведческих поездок и 5 археолого-туристических экскурсий в сельские регионы области. По итогам разведывательных поездок и полевой работы во время экспедиций, осуществленных в минувшем году в Абайский, Бескарагайский, Бородулихинский и Жарминский районы Восточно-Казахстанской области, были опубликованы статьи в местной прессе и проведена научная конференция с участием представителей средних общеобразовательных школ города.
Грот № 1, расположенный с восточной стороны скалы.
Площадка перед гротом с петроглифами.
Так, например, во второй половине октября группа краеведов клуба «Жер-Су» в составе сотрудников музея Колбина В.В., Илиуфа Х.Ш., студента КазГЮИУ Туменбаева Т., учащихся СОШ № 9 Амангельдина М., Выходцевой Д., Половинкиной У. и СОШ № 20 Колтуновой К., Грандовой М., художника-преподавателя Аксентьевой М. выехала в район Кокентауских гор. В соответствии с планом проведения выездного семинара на двух автомашинах марки «Газель» отправились в указанный горный массив и преподаватели истории средних общеобразовательных школ города Семей, сопровождаемые членами краеведческого общества «Прииртышье» и съемочной группой телекомпании СТРК «Казахстан–Семей». Учителям истории и ученикам был показан грот с петроглифами, выполненными красной охрой, два надгробных изваяния у древнетюркского кургана и место обитания древних насельников. Недалеко от грота, в сухом русле, по которому весной стекают талые воды, был выкопан небольшой шурф. Среди гранитной дресвы в полуметре от поверхности земли обнаружен кусочек горного хрусталя, десятью сантиметрами ниже найден каменный терочник, чуть глубже – кремневый отщеп, примерно на метровой глубине нам попался скребок из кремня.
В первый день ноября группа краеведов в составе Колбина В.В., Илиуфа Х.Ш., Жукова П.Н., Жуковой Э., Сасановой П., учеников 10 А класса СОШ № 20 Бекенова О., Жумагельды А. и Чуйкова А. вместе со съемочной группой СТРК «Казахстан-Семей» направились в район Кокен-тау. Цель поездки – показать подросткам наиболее интересные археологические объекты, а также продолжить раскоп на месте закладки шурфа для определения глубины залегания материка. Учащиеся осмотрели петроглифы в гротах № 1 и 2, расположенных близ горы Уш-айыр, каменные изваяния женщины и девушки на одном из могильных курганов древнетюркского времени, приняли участие в работе по углублению шурфа. Несколько кременевых скребков, найденных в районе древнего поселения, переданы учащимся указанной школы, участвовавшим в краеведческой экспедиции, на память о посещении Кокен-тау.
Организация и проведение экспедиций, краеведческих выездов и археолого-туристических экскурсий имеют целью не только поиск, фотографирование, определение географических координат, описание и исследование археологических памятников, но способствуют приобщению подрастающего поколения к изучению истории и культуры нашего края и воспитанию бережного отношения к природе. Человека, не помнящего своего прошлого, иногда уподобляют растению, лишенному корней. Не имея духовной устойчивости, он легко подчиняется внешнему влиянию, становится рабом своих мелких страстей, мимолетных желаний и уклоняется от верного пути. Совокупность людей образует народ, в культуре которого сохраняется многовековый опыт его существования и развития. И этот опыт нельзя забывать, ведь безразличие к своей истории и культуре, социальное равнодушие, потребительское отношение к окружающей среде – условия, мешающие успешному развитию общества.
Автор: Илиуф Х.Ш. Областной историко-краеведческий музей г. Семей