ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

ПОИСК



проект строительства нового Храма св. Николая Чудотворца в с. Новая Буконь


Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Кокпектинский район, с. Улкен-Бокен (Большая Буконь).

Проезд: Проезд по шоссе от районного центра - с. Кокпекты или от с. Самарское. 

Настоятель: нет. Храма нет.

Приход окормляется священнослужителями Воскресенского собора г. Семипалатинска.

Год постройки: 1907 г. 

Богослужения проводятся: нет

Таинства Крещения, Исповеди и Причастия, а также молебны, проводятся по предварительной договоренности со священнослужителями Воскресенского собора г. Семипалатинска.  

История храма:

Буконский стан Киргизской Духовной Миссии

Во второй половине 1881 года указом Святейшего Синода Русской Православной церкви, данным на имя преосвященного Петра, епископа Томского и Семипалатинского, разрешено было открытие Киргизской Миссии в Семипалатинской области, с подчинением ее начальнику Алтайской миссии. Первым миссионером в сентябре 1882 года Был назначен священник Филарет Алексеевич Синьковский.

Для первоначального местопребывания миссии был определен город Усть-Каменогорск, куда отец Филарет прибыл 10 октября 1882 года.…В марте…1883 года Киргизский миссионерский стан был переведен в Семипалатинск, где отцу миссионеру было поручено настоятельство в тюремной церкви. (Тюремная церковь в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», была построена в 1871 году, на казенные средства и частные пожертвования). С открытием миссии в 1881 году Святейшим Синодом имелось в виду образовать среди степи такой поселок, который был бы населен исключительно новоокрещенными киргизами и который бы, вместе с тем, служил резиденцией для миссионера… Совершая поездки по казачьим поселениям, расположенным по течению рек Нарыма, Бухтармы и Иртыша, отец Филарет прибыло в поселок Буконский, который по религиозному складу жителей, примеру их доброй христианской жизни для будущих прозелитов, а также по близости киргизских кочевий представлял собой наиболее подходящее место для стана. И в конце того же года в поселке Буконском был открыт первый постоянный стан Киргизской миссии».

 «Неустанные труды отца Филарета в деле проповедания слова Божия, в построении храмов, в заботах о религиозно-нравственном просвещении вверенной ему паствы не могли остаться не замеченными. По определению Святейшего Синода в марте 1889 года отец Филарет Синьковский был возведен в сан протоиерея, 12 июля того же года назначен вторым помощником начальника Алтайской и Киргизской миссии Томской епархии. В 1890 году отец Филарет принимает монашество с именем Владимир, и, согласно Указу Синода от 1 сентября, возводится в сан игумена, а в мае следующего года – в сан архимандрита.

 18 августа 1891 года основатель Киргизской миссии был хиротонисан в Петербурге, В Александро-Невской лавре в епископа Бийского, викария Томской епархии.

После преосвященного Владимира дело, им начатое… продолжил священник Ефрем Елисеев, по происхождению своему из крещеных татар. 25 июля 1892 года он прибыл в Буконь…».

 «6 октября 1896 года состоялось открытие новокрещенского поселка в Буконском стане Киргизской миссии… Новообразованный поселок назван Преображенским… Наследники золотопромышленников Касаткиных, имевших прииски в верховьях Букони, для основания поселка пожертвовали икону Преображения Господня…».

 «В 1898 году, 3 мая, в селе Преображенском в присутствии начальника Киргизской миссии архимандрита Сергия (Петрова), совершилась закладка нового храма… Храм был воздвигнут за считанные месяцы. 20 октября того же года архимандритом Сергием в сослужении Буконского миссионера священника Ефрема Елисеева и прочих священнослужителей, при большом стечении богомольцем храм села Преображенского был торжественно освящен во имя Святого Великомученика Пантелеимона. Близ храма к этому времени были построены часовня, школа, квартира миссионера и другие миссионерские здания. Новоустроенный Преображенский Пантелеимоновский храм был выстроен из дерева, на каменном фундаменте, и окружен прекрасным садом».

В статье «Старинные церкви Семипалатинской области», помещенной в Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Российского Императорского географического общества за 1915 год, автором которой является священник-исследователь края Борис Георгиевич Герасимов, помещен список церквей области, в который вошли и храмы поселков Буконского и Преображенского. Но датировка их строительства не совпадает с данными материалов собранных современным известным исследователем Верой Королевой, фрагменты труда которой – «Киргизская Духовная Миссия. Страницы истории» собственно и составляет данную статью. По Герасимову оба храма были построены в 1907 году. Впрочем, не исключена возможность обновления этих церквей в начале XX века.

 В 1914 году на должности миссионера находился священник Александр Волков, обязанности псаломщика отправлял Федор Иванов. Никольский храм в Большой Букони и Пантелеимоновский храм в Преображенском были закрыты и разорены в советский период. В Преображенском, во дворе новой школы до сих пор сохраняется здание старой миссионерской школы, где разместился небольшой музей. Все остальные миссионерские постройки, включая церковь, утрачены. В Большой Букони сохранились руины Никольской церкви, затерявшиеся среди зелени окружающего ее парка. Остались лишь деревянные стены, лишенные, как и в большинстве случаев, своих прежних завершений, с пустыми глазницами окон. О том, что Большая Буконь прежде была казачьим поселком Кокпектинской станицы, напоминают сохранившиеся добротные, украшенные наличниками со ставнями дома.



КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ