СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА



Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы


ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК


ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК


ВЕЛИКАЯ СРЕДА


ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ


ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА


ВЕЛИКАЯ СУББОТА


8:00 Божественная Литургия. Причастие

16:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами)


А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... дальше

В этот день читается:

Лк. 22: 1-39

1 Кор.11, 23-32. 

Мф.26, 1-20. 

Ин.13, 3-17. 

Мф.26.ю 21-39. 

Лк.22, 43-45. 

Мф.26, 40-27, 2)

В этот день Церковь вспоминает сразу четыре события: 

Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), 

омовение Им ног ученикам, 

Его молитву в Гефсиманском саду 

и предательство Иуды.


Великий Четверг — день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Особое значение имеет литургия Великого Четверга, поскольку именно на Тайной Вечере Господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26, 27).


Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан(Ин. 13, 1-5).

Среди апостолов, которым Спаситель омыл ноги, был и Иуда. Своим смиренным поступком Христос еще раз дал предателю, уже обещавшему первосвященникам выдать своего Учителя, возможность для покаяния. Однако душа предателя уже настолько поработилась диаволу, что ее не тронуло даже это немыслимое, выходящее за все рамки человеческих представлений проявление божественной любви: Творец омывает ноги своим созданиям (действие, по общепринятым нормам того времени, подобающе только рабам, притом самым низшим по положению), Учитель служит своим ученикам.

Иуда спокойно подставил свои ноги Тому, Кого он обречет мучительной и позорной смерти. Апостол Петр, напротив, зная, насколько он недостоин, чтобы его Господь сослужил ему столь унизительную, как он думал, службу, пытался отказаться от омовения: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? (Ин. 13, 6) Христос ответил Петру: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин. 13, 7). Но Петр как самый ревностный и горячий из апостолов продолжал возражать, пока Христос не сказал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13, 8). Апостол Петр, больше всего желавший оставаться с Господом, как-то по-детски наивно тут же переменил свои суждения: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову [мою омой] (Ин. 13, 9). Христос воспользовался репликой апостола, чтобы еще раз дать возможность Иуде для покаяния: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты (Ин. 13, 9-10).


Иисус еще раз уже на самой тайной вечере скажет, что он знает Своего предателя. Можно только ужаснуться, насколько способно ожесточиться человеческое сердце, чтобы и после этого Иуда все же пошел на свое самое чудовищное в истории мира преступление.

Омыв ноги ученикам, Спаситель объяснил им смысл Своего поступка:  если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 12-15). Христос призывает к самой предельной, которая только возможна, любви, до полного самоотречения, до полного забвения собственных мнимых и действительных достоинств и прав, до самой смерти (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13)). 

На тайной вечери Христос имел продолжительную беседу с учениками. Как никогда до этого Он открыл им Свое божественное достоинство, тайну спасения человечества и грядущее призвание самих апостолов. Во время этой беседы апостол Филипп прямо спросил Христа: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14, 8). Иисус ответил ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин. 14, 9-10). Тайна Пресвятой Троицы никогда еще так ясно не открывалась людям. 
И вот во время трапезы, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28). Впервые апостолы причастились Тела и Крови Господа; с тех пор это чудо происходит на каждой божественной литургии, не символически, как только воспоминание той тайной вечери, а реально, как в те часы Страстного четверга.


Тогда причастился и Иуда, но причастие не было ему во спасение, более того, с его стороны это было страшным надругательством, профанацией таинства, последней каплей греха, которая уже безвозвратно отравила сердце Иуды. И после сего куска [причастия] вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин. 13, 27-30). Иуда пошел к первосвященникам, чтобы предать своего Учителя. 


Какую тайну Христос не выдал первосвященнику перед смертью 

Спаситель, который знал, что совершится предательство, все равно взял Иуду в число учеников. Предупреждая ученика о предательстве на Тайной вечере, все равно называет его другом. Почему так?

Да потому, что этим словом Он дает Иуде надежду на прощение. Он не перечеркивает их трехлетнее общение, когда Иуда ходил за Спасителем. Он являет бесконечное божественное милосердие. Он готов и уже прощает предателя. Он заглядывает в переживания и мотивы Иуды, а главное ...дальше

Великий Четверг. Когда у христиан самые добрые лица 

Стоя перед Чашей, мы спрашиваем себя: кто я? – Иуда или благоразумный разбойник? Выбор не велик. Не могу сравнить себя ни с кем из святых. Не смею. Ни на что не претендую. Ведь я скорее разбойник. Мелкий, конечно, трусливый. Но злодей. Разбойник мне ближе. Найдется ли во мне его благоразумие? Вздыхаю. Молчу.

Вечерняя служба этого дня тоже не на своем месте. Церковные часы бегут вперед. Вечером в святой Четверг мы совершаем утреню великой ...дальше

Евхаристия Великого Четверга. Когда вечность входит во время

События Великого Четверга очень трудно понять, и я думаю, полного понимания этих событий у многих людей нет. Если уж законы физики и пространства единицы понимают. 

Следовательно, даже осознание пространства, осознание вселенной с трудом дается человеку, даже самому умному, самому великому математику трудно удержаться! Как же мы можем понять это великое и страшное действо, которое Господь свершил в день Великого Четверга?  ...дальше

«Вечери Твоея тайныя…»

— это песнопение поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю – последнюю трапезу Христа с апостолами. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию. Каждый христианин стремится в этот день прийти в храм и причаститься  ...дальше 




День, когда надо успеть все

Чистый Четверг в православном народе – это, как известно, день, когда кровь из носу надо успеть все: и исповедоваться, и приготовиться к причастию, и непременно выдраить дом, окна, полы, чтобы все блестело, поменять постельное белье, перемыть детей, чтоб все-все было чистое. И еще вечернюю службу Страстных Евангелий надо ведь отстоять со свечкой, и приготовить все к неотступно грядущему следующему пасхальному этапу: приготовление куличей и крашение яиц.  А не успеешь – тогда…. О том, что «тогда» ...дальше

Четвертый день Страстей. Великий четверг 

Мне кажется, дело здесь не в том, что составляли эти тексты какие-то злобные, несострадательные люди, а в том, что богослужение имеет педагогическую цель: напомнить, что все происходившее тогда может коснуться и нас. Часто мы воспринимаем и Иуду, и фарисеев как только вот тех, давнишних, на страницах Евангелия оставшихся злодеев. А по отношению к самим себе делаем вывод: мы-то хорошие, с нами такого никогда не может произойти ...дальше

Пилат ни в чем не виноват? Синдром Пилата 

Человек становится понятен окружающим через свои поступки и слова. Но личность Понтия Пилата остается загадочной, несмотря на то, что его слова и поступки во время суда над Иисусом описаны в Евангелиях достаточно подробно... Пилат жалеет Христа и при этом отдает его на зверское избиение. Хочет отпустить ради праздника, а в итоге отпускает вместо Христа уголовного преступника. Испытывает страх ..дальше

Чтение двенадцати Евангелий

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках. 

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подв... дальше

Рубрика: Чтение двенадцати Евангелий

Стояние 12-ти Евангелий. По местам страданий Господа

Весь храм начинает сиять светом множества свечей. И весь храм освещается, окна все горят: издалека смотришь – окна пылают. Почему? Слово Божие звучит. Слово Божие, Господь говорит.

И кончается чтение Евангелия, и все задувают свои свечи, и храм снова в полном мраке. В полной темноте. И тут справа и слева, и на двух клиросах, и псаломщики, они рассказывают и поясняют, делятся и обдумывают: о чем же было сказано в Евангелии, как поступили ученики, а как беззаконный Иуда «не восхоте разумети?»

И потом снова: «И о сподобитися нам…» – и снова весь храм зажигается  ...дальше

«Вечери Твоея Тайныя днесь». Литургия Великого Четверга 

Господь говорит: «Нет, вы присутствуете на этой же самой Вечере». Любой храм является горницей, в котором произошла Тайная Вечеря. И эта множественность православных храмов по всей Земле, и часовые пояса, и время, которое в каждом часовом поясе отдельное, не имеют для вечности никакого значения. Господь благоволил так. Как и апостол Павел на мозаике в Софии Киевской и на иконах «Причащение апостолов» во многих храмах, так и мы все – там же, на Тайной Вечере присутствуем. Имейте это в виду. Страшитесь и бойтесь ...дальше

ВЧЕРА 

ВЕЛИКАЯ СРЕДА 


Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире, и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества ...дальше


ЗАВТРА 

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА 

Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... 

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. 

14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

Здесь - Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы 


Между тайной вечерью и временем ареста, а затем неправедного суда, унижений, пыток и распятия Христа оставалось лишь несколько часов. Эти события тесно связаны друг с другом. Спасение человека было невозможно без смерти за него воплотившегося Бога, и это Спасение невозможно воспринять вне таинства Евхаристии.

Каждому причащающемуся в этот день, (а в этот день должен причащаться каждый христианин), необходимо помнить, какой ценой дано было ему это таинство, и честно, без лукавства заглянуть в собственную душу, чтобы это не было иудиным причащением.

В этот день в кафедральных соборах бывает также чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа.


Церковное богослужение представляет нам события мировой истории и, в частности, земной жизни Спасителя. Но далеко не все моменты службы наглядны и понятны тем, кто не вникал в тонкости символического значения тех или иных литургических действий. Тем более поразительно, когда одно из событий жизни Иисуса Христа буквально «разыгрывается» в храме на глазах у всех собравшихся помолиться.

Если у Вас есть возможность, придите в Великий четверг в храм, в котором будет совершаться Чин умовения ног. Это очень нерядовое и глубоко впечатляющее событие, и если у вас есть возможность, пожалуйста, не упустите его! 

Можно попробовать рассказать, как проходил этот Чин в прошлом году в Храме Христа Спасителя. Итак – впечатления, записанные в прошлом году сразу после литургии Великого Четверга.

***

После Причастия на середине храма устанавливают скамьи для архиереев и священников. Две скамьи стоят одна напротив другой, и на ней располагаются священники по шесть человек на скамье. Патриарх вместе с архиереями сидит на другой скамье также на середине храма.

Встает патриарший архидиакон и начинает читать из 13 главы Евангелия от Иоанна повествование о Тайной вечере:

«Прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, возлюбль своя сущия в мире, до конца возлюби их. И вечери бывшей, диаволу уже вложившу в чердце Иуде Симонову Искариотскому, да Его предаст; ведый Иисус, яко вся даде ему Отец в руце; и яко от Бога изыде, и к Богу грядет.


Востав от вечери… » - В этот момент Патриарх Кирилл встает со своего места – «…и положи ризы…» - Патриарх снимает митру – «… и положи ризы…» – Патриарх снимает панагию – «… и положи ризы…»  - Патриарх снимает саккос с бубенчиками (бубенчики легонько звенят) и идет к алтарю. Перед  алтарем иподиаконы поставили столик с блюдом  и кувшином золотого цвета, один из иподиаконов держит широкую белую ленту - «… и прием лентион…»-  Патриарх берет ленту – «…препоясася…» - Патриарх опоясывается лентой.


«Потом влия воду во умывальницу…» - Патриарх наливает воду из кувшина в золотое блюдо – «… и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан» - Патриарх берет блюдо с водой и кувшин и идет к одной из скамеек, на которой сидят священники, опускается на колени и умывает ноги первому, вытирает лентой, которой опоясан, встает, опускается перед вторым, умывает ноги, вытирает белой лентой, идет к третьему…  и так далее.



«Прииде же к Симону Петру…» - Патриарх подходит к последнему из священников – «и глагола ему той»- Священник поднимается с места и говорит: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?».

Архидиакон читает: «Отвеща Иисус и рече ему…»

Патриарх, стоя перед священником с блюдом с водой в руках, говорит: «…Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих.».

Архидиакон читает: «Глагола ему Петр…»

Священник, стоя,  говорит: «Не умыеши ногу моею во веки».

Архидиакон читает: «Отвеща ему Иисус…».

Патриарх, все так же стоя с блюдом перед священником, говорит: «Аще не умыю тебе, не имаши части со мною».

Архидиакон читает: «Глагола Ему Симон Петр…»

Священник, так же стоя,  говорит: «Господи, не нозе мои токмо, но и руце, и главу».

Архидиакон читает: «Глагола ему Иисус…»

Патриарх, стоя,  говорит: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист; и вы чисти есте, но не вси».

И умывает и его ноги и вытирает лентием.

Евангельская сцена разыгрывается полностью.

***

Это совершенно удивительное впечатление, когда в нескольких метрах от тебя Предстоятель Церкви и другие священнослужители представляют Христа и апостолов, когда кто-то отваживается произносить слова Христа, представляя Его, когда ты сама оказываешься перед тем, что было описано в Евангелии, когда все происходит на твоих глазах. 

Источник: http://www.taday.ru/


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ к Великому посту

приготовляют к сложному и длинному пути заранее, за три седмицы. Воскресные Литургии обладают своим неповторимым содержанием:

 

1 - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ 

(сплошная седмица)


2 - НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ


3 - НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ

МАСЛЕНИЦА

(сплошная седмица)


и последнее воскресение перед постом

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, АДАМОВО ИЗГНАНИЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕНИЕ


ПОИСК ПО САЙТУ