Если Великий пост — время, когда духовные труды приходится сочетать с привычной работой, то не уступающий ему по строгости Успенский часто ставит перед нами другую задачу — поститься во время отдыха. Или отдыхать во время поста?
Нет, я сейчас не буду рассуждать о том, можно ли во время поста загорать и купаться. Равно как и о том, как быть, если приехал на две недели в пансионат, а там все питание исключительно скоромное. Я лучше про изменение своей жизни.
Великий пост большинство из нас проводит там же, где живет и работает всегда. Тот же стол с компьютером, только ты стараешься все закончить быстрее и покинуть его раньше, чтобы успеть на Великий Канон. Тот же холодильник, только вместо колбасы в нем вареная фасоль. Те же родные, близкие и коллеги, только сейчас вы не смотрите с ними веселые комедии и не устраиваете шашлыки на даче.
Летом все по-другому. Вместо рабочего стола — балкон на море. Вместо холодильника — рюкзак с крупой и тушенкой. Вместо привычной череды знакомых лиц — случайные попутчики и непонятные чужеземцы. А я среди всего этого — какой?
Знаете, было в старину такое гадание. Клали перед младенцем разные предметы и загадывали, что к чему он потянется, тому с ним и быть. Потянется, например, к оружию — ждет его судьба военного, к рюмке — быть ему пьяницей, а если ко кресту — то священником. Летний пост — время, когда можно вновь почувствовать себя выбирающим свою судьбу младенцем среди чуждого и непонятного мира. Когда я почти абсолютно свободен в своем выборе, то потянет меня — к чему? Какие во мне проснутся чувства? Какие притихшие, ловко замаскировавшиеся в привычной суете страсти с новой силой вырвутся наружу?
В отпуске тоже есть воскресенья. И обычно бывает церковь, вот только добраться до нее часто требует гораздо больших усилий, чем в обычной жизни. Например, пройти до соседней деревни пятнадцать километров пешком. Или всего шесть километров, но при этом форсируя реку вброд. Или доехать каким-то транспортом до соседнего города в Провансе и там в храме Константинопольского патриархата выслушать богослужение на непонятном греческом языке. Или, как минимум, смириться с тем, что сегодня ты будешь стоять не среди цвета московской интеллигенции и слушать не прекрасный слаженный хор, а молиться с парой десятков бабушек в цветастых платках и байковых халатах, и на клиросе будут петь три таких же бабушки вразнобой.
Много нового можно узнать во время отпуска и о своем отношении к людям. Особенно к тем, которые «обслуживающий персонал». Тест на христианский персонализм — это готов ли ты обращаться к окружающим тебя официантам и горничным по имени и запоминать эти имена, кстати говоря, если общаешься с ними на протяжении какого-то времени. А вот щелкать пальцами — это атрибут какого-то другого мировоззрения, где отдельный человек — это не образ Божий, а какая-то досадная мелочь, почти насекомое.
А еще во время отпуска часто просыпается… даже сказать страшно — плотская страсть. В поле зрения попадают новые люди, и ты видишь, что они импозантные мужчины или привлекательные женщины. И мантра, которую ты привычно твердил в своем обычном мире: «Я женат, женат, женат, я порядочный человек, я люблю свою жену, у меня двое детей» — уже не работает. Потому что твой подлинный внутренний мир, тот, который ты тщательно маскировал своим показным лицемерием и ханжеством, теперь вылез наружу. И ничего не остается, кроме как взглянуть правде о себе в глаза и признать: да, грешен. Мне еще очень, очень далеко до тех высот духа, на которых только законной супруге принадлежат все чувства и мысли, а остальные женщины кажутся просто людьми и совсем не волнуют.
Отпускные фотографии — тоже дело хорошее и полезное. Глядя на некоторые из них, вы с трудом поверите, что вон та чувственная особа с распущенными волосами, уронившая во время медленного танца голову на плечо знойному мачо, и скромница в платочке, яростно отстаивающая в интернет-дискуссиях воздержание до брака — это одно и то же лицо. Вы искренне гордились, что в свои «за двадцать» сохранили девственность и чувствовали превосходство по отношению к ровесницам, живущих в «гражданских браках»? Посмотрите на себя в зеркало, у вас на лице написано все, чего бы вы желали на самом деле.
Вы еще только выбираете, где провести отпуск? Подумайте, а для чего вам нужно это место: для того, чтобы действительно восстановить силы и привести мысли в порядок, или для того, чтобы фотоотчет выглядел солидно, внушал трепет и вызывал зависть? Причем тщеславие может здесь склонять нас как в одну, так и в другую сторону: как в «посмотрите, какой я окружен роскошью: вот мой трехкомнатный сьют с личным бассейном», так и в «посмотрите, пока вы нежились на пляжах и губили свои души коктейлями, я помогал восстанавливать храм в Архангельской области, а еще починил местной бабушке крыльцо и вскопал огород».
Это очень удобно: собрал отпускные впечатления — и накануне праздника Успения на исповедь. А если духовник во френдах, то твою исповедь он уже заранее будет готов принять.
Автор: Ольга Гуманова
Источник: «Православие и Мир»