ДОЛГИЙ ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

«Как Я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели»

На улицах Иерусалима ребячий смех

И кажется почти что мнимым прошедший грех.

Шумят торговцы и проклятья дымят вокруг,

Как будто не было распятья и Божьих мук.

Гремят груженые коляски, мешают пыль,

И кажется вчерашней сказкой святая быль.

И лишь паломники, как тени, с десятком глав

Целуют землю, на колени смиренно пав.

Для них почти что ощутимы, и неспроста,

На улицах Иерусалима шаги Христа.


(разрешается вкушение рыбы)

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Ин тропарь, глас 4:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й:

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Богослужение в честь праздника  


начинается с вечера

 

12 АПРЕЛЯ

 в 16:00 всенощным праздничным богослужением с 

литией и полиелеем 


13 АПРЕЛЯ

 - две Божественные литургии:  

в 7:00 - ранняя литургия и 

в 9:00 - поздняя литургия


ОСВЯЩЕНИЕ ВЕРБ

совершается накануне вечером:

12 апреля (на всенощном бдении)

и в конце Божественной Литургии 13 апреля.


Задостойник

Бог  Господь,  и  явися  нам,  составите  праздник,  и  веселящеся приидите,  возвеличим  Христа,  с  ваиями  и  ветвьми,  песньми зовуще:  благословен  Грядый  во  имя  Господа  Спаса  нашего.

Это вход довольно долгий. Потому что Христос Спаситель идет через всю Святую Землю. Это начинается Его Крестный Ход. 

Постепенно поднимаясь на гору Елеонскую среди деревьев и зеленых полей, дорога круто поворачивает на север, и тут открывается внезапно Иерусалим, раньше скрытый отрогом горы. В прозрачном воздухе, залитом солнцем, блестели мраморные вершины храмовых зданий. Вид отсюда был так прекрасен, что часто путешественник перед ним столбенел. И к этой красоте присоединился еще ликующий народ...

Он идет с учениками, Он останавливается на этом самом месте, где виден Иерусалим, и начинает плакать над Иерусалимом. Оплакивает его, оплакивает и говорит: «Как Я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели».

Плачет над всеми этими людьми.

И вот, Господь входит в Иерусалим. Весь город пришёл в движение и говорил: кто это?

Казалось бы, что здесь необычного: Иисус входит в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима встретили Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросали Ему под ноги пальмовые ветви и восклицали: «Осанна!», что значит «Спаси!».

В Евангелии говорится о том осле, который был предназначен для Господа. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне.

Почему именно на ослике? Этому было несколько причин. Во-первых, таким образом исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9). На это указывает и евангелист Матфей (Мф. 21,4-5). Кроме того, так Иисус показал Свое смирение, и, наконец, на Востоке въехать в город на осле, а не на коне – означало, что человек пришел с миром.

И только Он один знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Ведь с этого события начался отсчет Его последних земных дней.

Почему жители Иерусалима именнно сегодня так восторженно встречали Иисуса? Они были уверены, что пришел освободитель еврейского народа от римского владычества. В то время Иудея находилась в составе Римской империи, и евреи ожидали, что придет кто-то, кто выгонит римлян из их страны и станет царем независимого Израиля. То есть, грубо говоря, они просто ошиблись, приняли Христа за другого. Они не знали, что Царство Его – «не от мира сего».

К тому же иудеи ожидали, согласно пророчествам, что Мессия и Спаситель Израиля должен явиться именно на Пасху. Многие так Его и встречали – как Мессию и Спасителя.

Поскольку происходило все накануне Пасхи и в Иерусалиме собралось много народа на ее празднование, иудейские первосвященники были крайне недовольны. Они и раньше не пылали любовью к Христу, но теперь твердо решили с Ним расправиться.

Господь входит в храм.

Входит в храм, и что же первое, что Он видит, и что Он делает? Он видит, до чего опустилось все в храме духовно. До чего дошли люди, стали вместо того, чтобы быть проповедниками Царства Божия и Спасения, торгашами земными. Использовали храм в основном как самоцель для того чтобы как можно больше прибыли земной получить.

И тогда Христос Спаситель оказывается впервые грозным судьей. Тем, которым он станет в конце веков, когда уже придет на страшный Суд, когда все мы будем разделены. Вот Он уже сейчас начинает быть таким судьей и изгоняет этих торгующих из храма.

И тогда к нему приступают книжники-фарисеи, первосвященники, и говорят: «Какой властью Ты это делаешь?». А Он говорит: «Если бы вы знали какой властью Я это делаю, вы бы не делали то, что вы делаете сейчас». И вот это был момент полного расхождения между ветхим и новым заветом. Между старым, уже уходящим миром и новым — приходящим, который несет с собой свет Евангелия и Евангельского нового светлого благодатного закона и новой благодатной жизни, которая ведет ко спасению.

Потом Иисус исцелил больных. Народ с восхищением слушал Его проповеди и наблюдал за Его поступками.

Иудейских первосвященников это привело в еще большее негодование. Иисус Христос знал, что в этот день пошел отсчет Его последних дней на этой земле...

Потом Евангелие рассказывает нам о вечери, которую приготовили Христу, там были и Лазарь, которого Христос воскресил из мертвых. Мы видим Марфу служащую, Марию, драгоценным миром отирающую своими волосами ноги Христа, восторженных людей и озлобленных первосвященников, и Иуду, уже замышляющих коварное убийство.

А на следующий день началось то, что мы называем Страстной неделей…

Да, Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Когда вдруг оказалось, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир не от политического гнёта, а от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, и от Него отвернулись с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратились во врагов.

И через шесть дней в Великую пятницу вместо слов «Благословен Грядый во имя Господне» они будут кричать: «Распни, распни его!».

Но там не будет кое-кого, кто с радостью бежал и встречал Христа Спасителя в этот день входа Господня в Иерусалим.

Детей не будет в Великую Пятницу.

Дети не участвуют в распинании Христа. Дети только радостно приветствуют Христа.

И это тоже не случайно. Будьте как дети, — сказал Христос всем, — без этого вы не войдете в Царство Небесное.

И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света... 

И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке... 

Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я? …


  Если бы Господь прошел сегодня по нашим улицам

Так было 20 веков назад. Сейчас — торжественная служба и вот мы с ветвями. Это внешняя сторона. Внутренняя, за Всенощной скрывается внутренняя. Христос знает, что близок Его час, когда эти восторженные люди, так прославляющие Его, в скором времени закричат: распни, распни, и как восторг трудно удержать, так и ярость. Но пока всё торжественно, земное дело окончено, достигло своего апогея, осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне. Величаем Тя, Живодавче Христе. Христос грядет. Предстоит самое трудное и ответственное — Страстная Седмица. Страдание на кресте, распятие….

Посмотрите вот на свои ветви в руках, что они для нас значат. Христос идёт. Для современных людей, привыкших разъезжать на всяких удобных машинах, въезд на осле может показаться даже смешным, мы гордимся своим удобством, из-за этого удобства портим братские отношения меж собой. Осёл для нас — это карикатура. И смешно, и печально, и горько, и больно, и обидно.

Вон там так свободно и несколько развязно стоящий, что ты думаешь об этом? Вот тот, вчера обидевший другого человек, обманувший, что ты думаешь об этом? Не есть ли в твоем обмане предательство Иуды?

А вон та женщина, горько плачущая о своих детях, мы на неё, может, и не обратили внимания, не думаем ли, что её слезы — миро на ноги Христа? А вон там стоящие, о чём замыслили? Если и удадутся ваши замыслы, они не в вашу пользу будут.

А где же Лазарь, которого воскресил Христос, который вопреки всей мертвящей обстановке вышел из гроба? Мир стар во всех своих делах, как было когда-то, так есть и сейчас. Господь входит в Иерусалим, топот осла должен послышаться в наших ушах. На какие чувства нас всех всё это наводит.

Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в каждый наш дом. Вот представьте, как бы вы отреагировали на то, чтоб в нашем доме появился Господь?

Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в нашу душу. Представим себе Господа, что Он зашёл в нашу душу. Что значит Его вход в нашу душу?

Сегодня вот мы торжественно служим, а завтра скажем: Грядущий на вольную страсть ради нашего спасения. а как последуем за Ним завтра,  последуем ли мы за Ним?

Вход Господень в Иерусалим, Страстная неделя - это для нас дни, когда не то что жизнь становится другой, но все планки подняты очень высоко. Поэтому мы с вами должны постараться прожить эти дни по максимально возможному для нас пределу, имея в виду и максимально ответственное и сознательное участие в богослужении.

Невозможно будет остаться вне всего того, что в эти дни будет в Церкви воспоминаться и совершаться. И по отношению к мере участия в богослужении, и к тому, чтобы Евангелие было нашим чтением, и день за днём мы шли вслед за Христом, потому что если на каких-то службах мы не сможем быть, то книги-то есть, и можно не остаться вне того, что будет петься и читаться в Церкви. Это время, когда мы максимально требовательны должны быть к себе. Все устали к концу поста. Наряду с некой натянутостью струны, которая предполагает резонанс души на то, что будет совершаться в Церкви, эта натянутость есть и угроза срывов в отношениях с людьми, в том, что лукавый может попытаться всё это обратить на взаимную немирность и обиды. Мы не можем позволить себе обижаться друг на друга и допускать мелочное своё ниспадение перед тем великим, что будет в эти дни совершаться. Дай нам Бог достигнуть всем Светлого Христова Воскресенья.

И мы, держа в руках наших северные пальмы, вербу, внимаем привету, который в величании повторяет крики еврейских детей: "Осанна Сыну Давидову!.. Осанна в вышних!" Тихо тают свечи в наших руках…

Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света... 


Отрывки из проповедей: Епископ Василий (Родзянко), Протоиерей Димитрий Дудко

Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу 

Можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: “… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани”. Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. ...дальше


Автор: Епископ Василий (Родзянко) Долгий вход в Иерусалим. Слово владыки Василия Родзянко (ВИДЕО)

Источник: текст: Православие и Мир. Видео: YouTube 

У нас праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем. Так как пальмы в наших краях не растут, вместо их ветвей люди приносят в храмы и освящают веточки вербы. Она самой первой распускается в наших широтах.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим существовал такой обряд: после праздничной службы в Покровском соборе (его еще называют храмом Василия Блаженного) Патриарх верхом на лошади, наряженной осликом (потому что ослы у нас тоже не водятся), следовал во главе процессии с Красной площади до Соборной площади Московского Кремля. Лошадь вел под уздцы идущий пешком царь.

Вход Господень в Иерусалим глазами паломника


Это снимок Масличной горы, с которой сошел Спаситель в день торжественного Входа в Иерусалим


Переведем взгляд на Иерусалим. Он прямо перед нами, на горе, которая называется Сион. На переднем плане – иудейские гробницы.


Вид на Иерусалим. Золотой купол - мечеть Омара. А Храм Гроба Господня - едва заметный с левой стороны серый купол.


И еще ближе

Спустившись в лобину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.


Спуск с Елеонской горы

 Его ослик шел по крутой тропинке, люди же бежали рядом, а многие пользовались вот этой каменной лестницей.


Остатки древней лестницы, ведущей на Масличную гору. Эта лестница старше Иисуса Христа. Ею пользовались все взбиравшиеся на Масличную гору. По ней Христос вход в Иереусалим. Об этом и свидетельствует мозаика, изображающая Вход Господень в Иерусалим.


Только представьте себе, что по этим ступеням на самом деле ступали ноги Спасителя и Апостолов.


"Ты стоишь, как некогда стоял гонитель христиан Савл, ослепленный и оглушенный, ставший другим человеком с другим именем и другой судьбой. Стоишь и думаешь: надо же! Ведь здесь Господь шел в свой Город. В Городе уже знали, шептались, что идет долгожданный Мессия, сейчас Он спустится с горы, подойдет к Золотым Воротам, войдет в Храм и все в мире изменится. Они ждали Его, бросали пальмовые ветви на дорогу, по которой Он ехал. А впереди был арест, суд, распятие. Потом Воскресение, увидеть которое дано было уже не всем. 

Отсюда хорошо просматриваютя Золотые Врата.


Золотые Врата. Эти Врата могут быть открыты только для Мессии, для всех остальных они замурованы. 
Через Золотые Врата вошел в город Спаситель. Это привело к взрыву восторга у людей и к окончательному озлоблению иудейской религиозной верхушки. Теперь задача схватить Иисуса для них становится задачей номер один!

Здесь Иисус, даровав некогда зрение слепому от рождения (Ин 9), получил (по преданиям) первое поругание от ведших его стражей, и тут же было его первое падение; колена и руки нашего Искупителя запечатлелись на береговом камне, и мы доныне можем лобызать этот мученический след Его.


Церковь «Слеза Господня». С этого места Спаситель смотрел на Иерусалим и плакал о его трагичной участи.
Иерусалим погибнет, потому что не принял Мессию.

Любовь, доходящая до Креста 

Для чего Господь отправился в Иерусалим и почему именно в этот раз (ведь Иисус Христос приходил сюда и ранее) Его посещение для нас, христиан, приобрело такое огромное значение? Иисуса из Назарета встречало множество людей необычайным ликованием, со всех сторон раздавались приветственные возгласы: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Словосочетание «Сын Давидов» использовалось иудеями как ...дальше

В эти дни идет в Иерусалим на Крестную смерть Тот, Кому мы, еще живущие, обязаны каждым днем. Каждым часом, которые еще дается нам на покаяние. 

Стоит хотя бы на эту неделю мысленно «житейское отложить попечение» и бодрствовать, пока скорбит смертельно и тоскует Его душа о каждом из нас. 

И вспоминаются тогда иные лица и события Евангельского повествования. 

Мария, помазавшая ноги Спасителя драгоценным миром.. 

Разбойник, через смертную муку, произнесший великие покаянные слова.. 

Немая скорбь и горе Богородицы, видящей муку своего Сына.. 

Жены-мироносицы, стоявшие с великой болью у подножия Креста… 

Господи, сподоби хотя бы в малой степени, в меру наших сил быть в эти дни рядом с кем-то из них, быть рядом с Тобой.. 

И тогда утренняя суета перед работой не сотрет из памяти – Господь уже на пути в Иерусалим! 

Днем, когда долги житейские заставляют отдать «кесарю –кесарево», сердце будет скорбеть вместе со скорбью Спасителя – ведь Господь уже на пути в Иерусалим! 

Вечером, когда усталость прошедшего дня заставляет слипаться глаза, в голове неумолимо будет звучать – помни, Господь уже на пути в Иерусалим! 

И тогда, возможно, мы не услышим слова, обращенные к нашей собственной душе: «Се, оставляется вам дом ваш пуст».

День страшнейшего недоразумения 

В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню...

Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий  ...дальше

Народ хотел воевать, а тут Иисус на ослике едет весь в белом 

– Ну вот за что Иисуса осудили и распяли?

– Как за что. Читаем же вот Евангелие. За то, что Он не оправдал чаяния народа иудейского: они думали, что Мессия въедет на коне, во главе войска, и поведет всех на войну против Рима, а Он въехал на каком-то ослике, как шут гороховый… Про это, кстати,  все батюшки проповедуют, и в книгах пишут. Иудеи священную войну хотели, а Он принес мир ...дальше


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ к Великому посту

приготовляют к сложному и длинному пути заранее, за три седмицы. Воскресные Литургии обладают своим неповторимым содержанием:

 

1 - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ (сплошная седмица)


2 - НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ


3 - НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ

МАСЛЕНИЦА

(сплошная седмица)


и последнее воскресение перед постом

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, АДАМОВО ИЗГНАНИЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕНИЕ


ПОИСК ПО САЙТУ