8:00 Литургия Преждеосвященных Даров;
15:00 Вечернее богослужение страстной седмицы.
По окончании - ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ
(Ин. 12: 17 - 50)
(Мф.26, 6-16)
Вспоминается предательство Иудой
Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также вспоминается грешница, омывшая ноги Христа миром и своими слезами.
В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.
Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода.
Ночь на среду Господь провел в Вифании, под Иерусалимом. Здесь, в доме Симона прокаженного, некая грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как судил Он Сам о ее поступке.
Даже апостолы, ближайшие ученики Христа, не поняли подвига жертвенной любви кающейся грешницы. Женщина не задумывалась о том, как бы более рационально, с пользой для общества, потратить вырученные от продажи своего имения деньги: она просто увидела во Христе, стоявшем перед ней, своего Господа и Спасителя, бесконечную жертвенную любовь ко всему миру, в которой изгладятся и ее бесчисленные грехи, и, как смогла, ответила Ему своею собственной любовью и жертвой. Она просто хотела всё отдать Иисусу, и она сделала то, что велело ей сердце. В этом поступке, несомненно, действовала и благодать Святого Духа. Миром помазывали тела усопших, и таким образом бывшая блудница, сама того не осознавая, оказалась пророчицей, предвозвестившей грядущие страдания и крестную смерть Христа.
И в это же время пришел Иуда к первосвященникам и согласился за 30 сребреников предать своего Учителя. Эти события произошли непосредственно друг за другом, и поступок покаявшейся женщины, вероятно, даже подтолкнул предателя действовать быстрее и решительнее.
Ученики негодовали на женщину, говоря, что миро можно было продать за большие деньги и раздать нищим. Но Христос не просто принимает ее дар, Он обещает: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф 26, 13). Но Иуда, услышав это необыкновенной силы пророчество, не был тронут. Сребролюбие сделало его и святотатцем, и предателем. Он ежедневно находился вместе с Христом, не имевшим, где главы приклонить, учившим не иметь золота и серебра, даже двух одежд – и при этом не образумился. Ведь Бог, призывая к Себе людей, не лишает их свободы воли, не принуждает тех, которые не хотят стать на путь добродетели.
Когда мы читаем это место, негодованием исполняется наша душа, как Иуда, да и старейшины могли решиться на такой поступок? Иуда был так близок к Господу… "и между тем, как я думал об этом, из совести начали возникать одно за другим дела мои собственные, очень похожие на дело Иуды. Чем дальше, тем больше. Тогда вместо негодования за Иуду начало возрождаться опасение за себя… и голос внутренний сказал мне: оставь Иуду, обратись скорее на себя. И вот я говорю вам: Оставьте Иуду. Обратитесь на себя!"(свят. Феофан Затворник)
В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу, - с кем мы: с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.
Церковь в дни Великой Среды и Великого Четверга напоминает нам, что даже извиняемая многими страсть может полностью овладеть человеком и бесконечно отдалить его от Бога, как это случилось с Иудой из-за любви к деньгам.
«Одна радуется, изливая многоценное миро, другой же пытается продать Бесценного... Одна освобождается, Иуда же становится рабом врагу», - вот основное содержание, согласно богослужению этого дня, Страстной Среды, показывающей насколько важно каждое решение человека, каждый его поступок: и апостол, один из избранных людей своего народа, может стать гнусным предателем, и блудница одним своим свершением может достичь святости и свободы во Христе.
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. А вечером среды в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Людям постящимся следует подумать о проведенном посте. Конечно же мы обнаружим множество своих несовершенств, поймем, что многое в посту не совершили, не примирились с близкими нам людьми, не посетили и не утешили больных, а ведь у каждого из нас кто-то болен, кто-то в больнице, а у кого-то просто горе и скорбь, мы же не удосужились найти для них даже доброго и теплого слова, не говоря уже о большем участии. Выйдя, по сути, на борьбу с грехом, не сумели преодолеть своих страстей и вредных привычек, вновь и вновь повторяя все то, что и до поста мучило и неотвязно доставало нас. Желая хотя бы на посту жить по Евангелию, внимать бессмертному Учителю, дышать воздухом Небесного Иерусалима рассеиваемся мелкими никчемными мыслями и заботами. Поэтому так радостно сознавать, что осталась еще неделя для нашего подвига, подвига, который доступен всякому, подвига преодоления греховного навыка, сердечной косности и любовного обнищания. Людям же, проводившим пост из рук вон плохо или не постящимся совсем, не следует отчаиваться, потому как, адаптируя слова Иоанна Златоустого, Господь с одинаковой радостью ожидает и принимает всех, проведших со вниманием и весь пост, и половину и даже одну неделю поста, и, более того вовсе не постящихся. Принимая последнее как своеобразную Божественную амнистию, попоститься все же стоит.
Этот мерзкий, мелочный Иуда, малодушный Пилат… – все это, конечно, не про меня?
Эти странные ученики, которые так много видели, так долго были с Ним, прекрасно знали, что Ему грозит опасность и, по слову апостола Фомы, готовы были умереть вместе с Ним, вдруг в самый важный момент элементарно струсили…
Этот мерзкий, ужасный Иуда… Не просто предатель, а мелочный, вороватый, за тридцать сребреников… Эта толпа, которая ...дальше
Разве Бог не знал, что Иуда предаст?
Наша жизнь – перед нами и перед миром как на ладони, она открыто совершается на перекрестьи лютых ветров смерти, повседневности, жертвенной любви и свободы, данной Самим Богом, и явное в ней настолько велико, потрясающе и животворяще, что пред лицем сего поиски всякого «тайного» выглядят просто мелко и смехотворно ...дальше
Поцелуй Иуды – предательство или что-то иное?
Иуду часто изображают на Иконе Страшного Суда. Там он сидит на коленях сатаны, как его любимый ребенок. Трудно сказать, где настоящее Иудино место. При жизни он смог поставить себя вне любого мира. Иуда ухитрился полностью утратить ощущение духовного мира. Ему и Христос не Христос, и сатана не сатана. Часто толкователи связывают его омертвение сердца со страстью сребролюбия. Но ...дальше
Евангельские воры на деревьях: Иуда и Закхей
Оба предали, но один Учителя, а другой – родину, переметнувшись на сторону оккупационной римской власти. Оба одержимы богатством, но один после, а другой до встречи со Христом.
Оба презираемы, но один после, а другой до этой встречи. Оба следуют за Ним, но один до, а другой после своей смерти ...дальше
В тени предательства Иуды осталась проповедь Христа
Стратегическим событием Великой Среды стало не предательство Иуды, а проповедь Христа о Своей Вселенской миссии и определение ее места и механизма.
Последняя проповедь была так важна для Бога и Вселенной, что Отец отметил ее громом, а это случалось только в самых важных случаях миссии Иисуса. А спусковым крючком этого манифеста стали… эллины ...дальше
Иуда: друг Христа
Мог ли Христос спасти человечество без предательства Иуды? Зачем Бог терпел возле Себя предателя? Можно ли считать Иуду жертвой обстоятельств или романтическим героем?
Простил ли Христос Иуду? Если да, почему у некоторых православных он — объект ненависти? ...дальше
Без Иуды не было бы Иисуса Христа? Был ли выбор у Спасителя, как у Человека? Исполнение пророчества и свобода выбора. Ошибся ли Христос в выборе ученика-предателя? Чем отличается грех Иуды от греха Петра? Возможно ли было помешать исполнению Божьего плана спасения? ...дальше
Вторник Страстной седмицы - один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме, и фарисеи пытаются искусить Спасителя ...дальше
именно в этот день Господь установил Таинство Святого Причащения, которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.
Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству.
В этот день в кафедральных соборах бывает также чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем.