И, как над Лазарем Спаситель; о, прослезися надо мной
Мы с вами знаем, что двунадесятые праздники, двенадцать главных праздников церковного года, имеют день, который называется предпразднством, день, который предваряет это событие.
Нечто подобное предпразднству есть и у праздника Входа Господня в Иерусалим. И это предпразднство - Лазарева суббота, или день, когда мы вспоминаем воскрешение праведного Лазаря четверодневного.
Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью. Евангелие от Иоанна рассказывает наверное, об одном из самых удивительных чудес, совершенных Им, о том, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Господь любил это семейство, часто бывал в нем. И вот Лазарь заболел и умер.
Сестры старались вылечить его, но тщетно. Тогда они послали за Иисусом с просьбой, чтобы тот пришел и вылечил Лазаря. Но к всеобщему удивлению, Иисус не поспешил в Вифанию, а остался еще на два дня там, где он был. Посланец вернулся и передал им слова Спасителя: «Эта болезнь не к смерти» (Ин. 11:4).За эти два дня Лазарь умер.
Иисус знал об этом, потому что Он знает все. Он сказал ученикам о смерти Лазаря и поспешил к нему. Окружающим было непонятно, зачем Он теперь пошел к Лазарю, ведь тот уже умер. Прошло четыре дня со смерти Лазаря пока Иисус добрался до Вифании.
Сестры сокрушались, что Иисуса не было, когда брат заболел. Они считали, что Лазарь бы не умер, если б Иисус был рядом. Встречают Его сёстры с плачем, со скорбью, с невысказанным упрёком в том, что не совершилось здесь чуда исцеления, такого, какое совершалось во многих других весях, по которым ходил Господь наш.
Все пошли к гробнице. Это была пещера, заваленная большим камнем. «Отнимиите камень»,- сказал Иисус.
И что же мы видим? Богочеловек плачет. Плачет над Лазарем. Потому что ничто человеческое, кроме греха, Ему не чуждо. Скорбь о болезни и умирании, скорбь о том, что грехом человеческим смерть вошла в бытие мира и человеческого рода, Сыну человеческому не может быть чужда. Он - подлинный человек, и человеческая страдательность и сострадательность не может быть Ему чужда. Но Он же, будучи истинным Богом, Лазаря воскрешает. Лазаря, который пережил уже смерть не только как тление, то есть, разлучение души и тела, но начал переживать смерть как истление по слову преподобного Иоанна Дамаскина, то есть, как распадение тела на составляющие элементы, уже смердел, как мы знаем из евангельского повествования.
Иисус прослезился над телом любимого друга. Затем он громким голосом воззвал: «Лазарь! Иди вон» (Ин. 11:39, 43).
И тут произошло чудо. Мертвый Лазарь, завернутый в погребальные простыни, встал и пошел. Таким образом, Иисус не опоздал. Он сильнее смерти.
И это необыкновенное, величайшее чудо - когда человек, уже начавший разлагаться в своём телесном составе, силой Божией воскрешён к этой жизни - Господь совершает перед свидетелями с тем, чтобы никто из верующих в Него никогда не сомневался: Он есть истинный Бог. Не пророк, не учитель нравственности, не святой, заслуживший от Бога милость, но истинный Бог, Господин смерти и жизни, который возвращает от временной смерти к этой жизни того, кто на путях промысла Божия должен ещё послужить самим фактом своего пребывания на земле к славе Божией.
Вслед за этим мы видим, как по-разному люди отзываются на чудо, совершённое Спасителем. Одни уверяются, но другие начинают ненавидеть, желают убить не только Христа, но и воскрешённого им Лазаря, который являл собой свидетельство силы и величия Божия. А Лазарь проживет потом ещё довольно долго и умрет епископом Китийским на острове Кипр.
Воскрешение Лазаря, чудо, совершенное на глазах у большого числа людей, свидетельствовало, что Иисус – Сын Божий. Ветхозаветные пророчества предстали перед священниками в их истинном значении. Члены совета были очень обеспокоены, и их мнения разделились.
Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.
И сегодня, на вечернем богослужении перед нами встанут те самых два глубоких схода, ведущих в пещеру Лазаря в Вифании. Сперва ступени из больших камней, по которым трудно сходить, - так они высоки и круты, а потом - быстрый скат вниз, в самую погребальную пещеру.
В замершем от ожидания воздухе, над сбежавшимися к пещере жителями Вифании, прозвучит голос: “Лазарь, тебе глаголю, гряди вон”. И как в эти дни покаяния и поста звучит призывом грешнику это властное слово.
И каждый из нас, как новый Лазарь, внимает Божественному слову...Гряди вон из тенет греха, в котором ты увязаешь. Гряди вон из мирских цепей, в которые ты закован. Гряди вон из пещеры отчаяния, порабощения темным силам. Гряди вон к солнцу, на свободу, в мир Господней благодати!.. И, как над Лазарем Спаситель; о, прослезися надо мной.
На трапезе разрешается вкушение рыбной икры
Воскрешение Лазаря не является воскресением в таком смысле, как в случае самого Иисуса, ведь Лазарь возвращается к жизни земной, со своими проблемами, болью и потом опять умирает. Воскресение, которое видим у Иисуса, в которое верим, что и мы воскреснем, это другое воскресение – в другом измерении… В том же теле, но уже совершенным – в новой жизни.
Но этим чудом Иисус готовит нас к последнему, настоящему воскресению. Он дает нам очень важную информацию – смерть не имеет последнего слова.
Чего мы боимся чаще всего? Боимся смерти – что заболеем, мы или наше близкие и умрем, что что-то случится и умрем, что кто-то нас убьет… Это то, чего особенно боимся. Смерть кажется нам чем-то последним, окончанием всего ...дальше
Каждый из нас не только может быть любимчиком Бога, но, мало того, является им. Господь знает каждого из нас по имени (Ин. 10, 3), и вряд ли можно говорить, что у Бога существуют какие-то особо близкие друзья, те же Марфа, Мария и Лазарь, а все остальные – “просто люди”, “толпа”. Сам Христос всегда хочет быть Другом каждому из нас; но вот мы желаем этой дружбы отнюдь не всегда ...дальше
Воскрешение Лазаря как предупредительный удар Спасителя во врата адовы
Господь по-разному призывает каждого из нас. Кого-то как Петра, кого-то как Павла, кого-то как Лазаря, а кого-то – словно и не призывая, а наоборот, как бы отвергая – как Марию: кто, на какой призыв отзывается, так и зовет. И, что немаловажно – в какой момент: ведь мог Он прийти и воздвигнуть от одра Лазаря? ...дальше
Лазарь – самый лучший, самый интересный. В юности я все переживал: что же он не рассказал, что увидел там, за гробом? Какой ад? Какие райские обители? Что происходит в момент смерти? Не больно ли это?
А Лазарь молчит. Никаких даже «подметных тетрадей» не оставил. Но синаксарь проговаривает одну крайне неожиданную тайну Лазаря: «Глаголется ...дальше
Христос словом воскресил Лазаря, и тем же словом воскреснут все
Слово Его не мимо идет. Праведный Лазарь после воскресения жил несколько лет, был архиереем и скончался в глубокой старости. Готовиться нужно всем к будущей жизни.
Человек сотворен для жизни бесконечной, только грех ввел в мир смерть и жизнь краткую, полную болезни и скорбей; но Агнец Божий взял на Себя грех мира – Христос победил смерть.
Слава величайшему празднику Воскресения Христова из мертвых и торжеству воскресения.
Слава будущему общему воскресению людей. Никто да не смеет помрачить славы этого всемирного события ...дальше