НЕДЕЛЯ СПЛОШНАЯ - т.е. пост в среду и пятницу отменяется

О ПРИЧАСТИИ  В СПЛОШНЫЕ НЕДЕЛИ

Из глубокого уважения к Таинствам Евхаристии, перед Причащением мы всегда постимся. Но в сплошные недели пост не положен. Но и к Чаше подойти просто так, без поста,  тоже нельзя  ...дальше

В неделю Мясопустную на Литургии читается Евангелие о Страшном Суде. В песнопениях этого дня и в Евангельском чтении указывается на необходимость милосердия к ближним, чтобы и нам сподобиться милости Божией на Страшном Суде. Господь, называя нуждающихся в нашей помощи и милосердии Своими братьями меньшими, говорит нам: "что вы сотворили одному из братьев Моих меньших, то Мне сотворили..." (Мф.25:40). Святые отцы установили в этот день воспоминать Страшный Суд, чтобы устрашить ленивых и возбудить их к доброделанию, чтобы никто не оправдывал свою леность надеждой на милосердие Божие. Мысль о Страшном Суде - свет в душе, прогоняющий тьму страстей. Как говорит синаксарь Триоди (синаксáрь - это особое поучение, разъясняющее смысл дня или события, положенное после 6-й песни канона Утрени), в этот день полагается конец всех праздников, как и день Страшного Суда будет последним днем бытия мира. 



Притча недели: 

(Мф., гл. 25, 31-46)

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Еще совсем недавно открылась нам дивная, глубоко потрясающая душу картина безпредельности человеколюбия Божия, милостивого снисхождения Божия к кающемуся грешнику – отец, принимающий с любовью в свои объятия возвратившегося к нему в отчий  дом блудного сына: «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единаго от наемник твоих».

И уже в это воскресение для тех, кого не в состоянии тронуть умили­тельное  зрелище  всепрощающей любви Отца нашего Небеснаго, в третью подготовительную неделю св. Цер­ковь живописует жуткую,  охватывающую нас леденящим ужасом картину кончины Mиpa, Второго Пришествия Христова и последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом. Эти поднимающиеся из недр земли, воскресшие по звуку трубы Архангелов люди, эти кости, одевающиеся плотию, эти воссевшие на престолах апостолы, этот Ангел Суда в зеленом хитоне, с запечатанным тяжелою печатью страшным свитком дел человеческих в руках, — все полно ужаса и угрозы... И там, вверху, утвердился престол грозного Судьи — Христос в белом хитоне протягивает пред Собою книгу благовестия Своего, которая и будет судить мир. Отверзаются страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…

Коленопреклоненный Иоанн Предтеча, крепко зажимая в руке хоругвь своей проповеди, стоит с понурой головой; а «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», Пресвятая Дева, склоняясь к плечу Сына, просит милости к тому роду человеческому, который сам же Божественный Судия Ей усыновил.

Эта картина убеждает нас, что Бог не только любящий Отец, но и Праведный Судия: что Он не только бесконечно человеколюбив и милосерд,  но  и столь же бесконечно правосуден и не оставит  без наказания всех нераскаянных, ожесточенных и упорствующих во грехах своих грешников. «Се, гряду скоро, и возмездие мое со мною», - го­ворит  Он Сам: «чтобы воздать каждому по делам его» (Апокал. 22, 12). Тут не в наказании дело, а в ужасе о себе. У нас есть время; Христос нам говорит, что суд будет без милости тому, кто не оказал милости. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.


Время дано каждому из нас от милосердного Спасителя одуматься, раскаяться, исправиться, запастись с избытком елеем милосердия и всякою добродетелью, чтобы не постыдиться на суде.

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский).

Мы сами здесь пишем, так сказать, делами своими, вечное оправдание или вечное осуждение себе на страшном суде; и в этом, между прочим, смысле будущий суд называется написанным: сотворити в них, сказано, суд написан. (Пс 149,9) Совестные книги наши или оправдают нас, или осудят нас, и нам останется только выслушать праведный, вечный приговор Судии всемирного. Скорее же будем изглаживать усердным покаянием и милостынею из совести все грехи наши, вольные или невольные, и вписывать в нее всякие добрые дела. Дела бо их ходят вслед с ними (Откр 14,13), говорит писание.

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти. Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки. 

И не случайно в субботу этой «Недели о Страшном суде» бывает вселенская родительская суббота. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

НА ВЕЧЕРНИ СРЕДЫ И ПЯТНИЦЫ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ  УЖЕ СОВЕРШАЮТСЯ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ И ЧИТАЕТСЯ МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА

На Всенощной в Неделю Мясопустную, как и в Неделю о блудном сыне, к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских".

На каждой вечерне и утрени стихиры на стиховне поются из Триоди. Также на утрени седальны по второй кафизме читаются из Триоди, а с каноном соединяется трипеснец Триоди. В среду и в пятницу сырной седмицы все богослужение совершается подобно великопостному и не совершается Литургия, читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.
В субботу сырной седмицы совершается память всех преподобных отцев и жен, в подвиге просиявших. Синаксарь этого дня поясняет, что, как вожди перед войском, стоящим в ополчении, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, точно так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей и жен, просиявших в посте. Чтобы мы, взирая на их житие, подражали их добродетели, каждый по силе своей. Наибольшая же из этих добродетелей - любовь. А пост состоит не только в телесном воздержании, но в обуздании языка, очей и в воздержании от всякого зла.

В богослужении этого дня мы воспоминаем подвиги древних отцов, просим их помощи в предстоящем нам подвиге. Канон утрени этого дня, как и в субботу мясопустную, имеет вторую песнь (в отличие от большинства канонов).

А в следующее воскресенье будет воспоминаться самое начало мира и падение Адамово.


«Я не нашёл себя в списке»

«Вас нет здесь. Вы не прописаны», — это значит, что вы — бомж. Ваше имя расплылось от воды, или стёрлось на сгибе, или было неправильно записано в документе — всё это означает, что у вас начались большие и непредвиденные неприятности, а может, даже жизненная катастрофа.

Не надо пренебрегать «бумажкой». Она мистична, и не зря от неё так часто зависит жизнь. Наступит день, когда всё тайное станет явным. Об этом Дне сказано: Судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7, 10). Речь пойдёт о месте вечного жительства человека. Всякому захочется войти в ворота Небесного Иерусалима. Но, хотя Ворота его не будут  ...дальше

Без чего пост не пост

Предваряющая Прощеное воскресенье Неделя о Страшном суде говорит нам настойчиво о самооценке. Церковь призывает нас стать судьей своей жизни, прежде чем предстанем перед Лицом Божиим.

Но как это сделать? С чего начать? Прежде всего мы должны стать   ...дальше

Неузнанный Христос 

Притча Христова о Страшном суде, рассказанная евангелистом Матфеем (см.: Мф. 25: 31–46), ставит перед нами проблему ущербности духовного зрения, которой будут страдать христиане. И очевидно, что такая проблема существует на самом деле. Узнав еще при первом знакомстве с Евангелием о том, что в каждом ближнем, который нуждается в помощи, живет Христос, мы не спешим проводить свое время в больничной палате у Христова изголовья или избавиться в пользу Христа от излишков в своем гардеробе. 

Мысли о заключенных редко ...дальше 


Проповедь в неделю о Страшном Суде 

Придет день – и не обязательно, когда мы умрем, а это может быть мгновение, когда мы внезапно прозрим, когда внезапно станет ясным наш ум и мы спросим себя: в чем спасение? Могу ли я надеяться вообще на что бы то ни было?.. И первый ответ на этот вопрос мы получили в образе мытаря. Мытарь не мог похвалиться ничем; он был предатель своего народа, он был корыстен, он был недостоин своего народа, недостоин Завета, который был законом этого народа. И он понимал, что он абсолютно, предельно, безнадежно недостоин, и стоял, не смея даже войти ...дальше

10 символов Апокалипсиса: что они означают? 

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, — самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие ...дальше

эта же неделя -  НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ -  последняя перед Великим Постом и потому СПЛОШНАЯ,  не соблюдабт пост в реду и пятницу, но уже не едят мяса, потому и называется  МАСЛЕНИЦА


Почему христиане празднуют Масленицу?  Масленица: дохристианская история; Масленица: смысл праздника;  Традиции, обычаи и обряды Масленицы; Масленица – Колодий Кулачные бои на  МасленицуМасленица: сжигание чучела зимы; Как празднуют Масленицу в других Церквях; Вопросы о Масленице Масленица: Сырная седмица; Особенности богослужения  И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Антоний Сурожский "О Страшном Суде"

Иногда мы вдруг осознаем, что кто-то любил нас так глубоко, так подлинно, и мы взяли все, что нам давалось: всю любовь, все тепло, всю нежность, всю заботу, всю жертвенность; мы принимали жизнь того или той, кто изо дня в день отрекался от себя ради нас, — и не отозвались, принимая любовь, предлагавшуюся нам, как должное, как наше право. И приходит день, когда человек умирает, и тут мы понимаем, что мы брали, брали беспрерывно, и никогда  ...дальше

ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, АДАМОВО ИЗГНАНИЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ


ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕНИЕ


Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название —«Прощеное воскресенье».


ЧИН ВЗАИМНОГО ПРОЩЕНИЯ

В НАШЕМ ХРАМЕ СОВЕРШАЕТСЯ сразу после окончания вечернего богослужения, которое начнётся в 16:00


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ к Великому посту

приготовляют к сложному и длинному пути заранее, за три седмицы. Воскресные Литургии обладают своим неповторимым содержанием:

 

1 - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ (сплошная седмица)


2 - НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ


3 - НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ

МАСЛЕНИЦА

(сплошная седмица)


и последнее воскресение перед постом

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, АДАМОВО ИЗГНАНИЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕНИЕ


ПОИСК ПО САЙТУ