Во всем мире в эти дни все более разгорается предпраздничная истерия: уже несколько месяцев нам навязывают потребительские правила поведения, связанные со встречей Нового года и праздника Рождества (Рождества – без Христа).
Недавно по федеральным каналам в «Новостях» прошли репортажи о так называемой «черной пятнице» – дне массовых распродаж. Люди в магазинах сминали друг друга, сметая товары с прилавков. С христианской точки зрения, страшно представить, что подготовка к Рождеству понимается именно так. Впрочем, за европейским Рождеством Христос уже почти и не угадывается. Несколько лет по Европе и США бродит идея – установить светский праздник, который объединил бы иудейскую Хануку и христианское Рождество в один межрелигиозный «фестиваль покупок и вечеринок» под названием «Chrismukkah». В одной из статей журналист Юрий Максимов пишет: «Уже несколько лет подряд американские власти поздравляют страну «с праздниками», избегая употреблять слово «Рождество», а на официальной поздравительной открытке 2006 года были изображены собаки президента Буша, резвящиеся перед Белым домом. И в Европе, и в Америке Рождественские каникулы переименовывают в «зимние каникулы», Рождественскую елку – в «праздничную елку» и поздравляют не с Рождеством, а с «праздниками».
У нас пока слово Рождество еще в ходу, но чье Рождество? На многих современных российских открытках можно прочитать «С Рождеством!» А Кто родился, непонятно.
Если современный человек считает себя христианином, то противиться такому духу времени нужно непременно; мы должны очень внимательно отнестись ко встрече праздника Рождества Христова.
Церковь с древних времен дает нам традицию Рождественского поста. Для кого-то он вызывает дополнительные трудности, раз совпадает по времени с предпраздничной истерией. Но замечательно, что пост есть и нам дана возможность правильно подготовиться к Рождеству Христову. Пост во время светских праздников обостряет понимание нашей позиции: с кем мы, немощные и слабые люди? С новым годом, с распродажами, с Санта Клаусом, со всем миром, который запускает салюты, радуется, поздравляет? Или мы все-таки душой в другом месте? Если задуматься, то оказывается, что мы в этом мире совсем не чтобы со всеми вместе праздновать. Для нас, современных немощных христиан, время Рождественского поста – маленькая возможность личного исповедничества перед Богом. Она позволяет нам увидеть, сколько в нас еще мирского, насколько мы еще привязаны к своим страстям. Этот духовный опыт позволяет нам сокрушиться, позволяет укорить себя в немощи.
Мы сказали, что Рождество кто-то празднует без Христа, но порой и христиане отождествляют Рождество всего лишь с днем Рождения Господа. Так чего же мы ждем в этот праздник: явления Бога в мир, чтобы бесконечно кормить пять тысяч человек? Нет; Его явления – чтобы за нас, за возможность нашего спасения пойти на Крест.
И понимая безмерность Его дара нам, давайте же в преддверии праздника хотя бы в последние дни поста отойдем от развлечений и начнем читать духовную литературу. Общение со святыми отцами обязательно принесет свои плоды. У царя Давида сказано: «С преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься». Внимательно отнесемся к себе, и тогда подойдем к Евхаристической Чаше в день праздника с особым настроем, хотя и Литургия будет в этот день та же самая. Да, в храме появятся украшения, мишура, будет очень красиво, но не это самое главное. Мы должны встретить Рождество трапезой Тайной Вечери. Сам по себе праздник нас не изменит, нас может изменить только правильная подготовка к нему – наше покаяние.
Не нужно думать, что ошибки подготовки к празднованию встречи с родившимся Христом возникли только в наше время. Если мы возьмем мирскую традицию XIX века, то увидим, что и в ней догматическая сущность праздника значительно «облегчена». В то время Рождество декларировали как детский или романтический праздник, словно все Рождество Христово – это детсадовский новогодний утренник или сказка.
Один из моих прихожан, взрослый, уважаемый человек, написал стихотворение, в котором он описал свои впечатления о Рожестве: здесь и луна, и снежок, и вкусные пироги. Домашняя теплая атмосфера безусловно хороша, но мы должны перейти на другой уровень восприятия. Разумеется, мы не имеем права лишать праздника детей. Но ни к чему взрослому человеку, по-настоящему пришедшему в Церковь, восстанавливать для себя детское Рождество.
Встречая этот праздник, мы должны прежде всего понимать, для чего Родился Христос. Это очень важный вопрос: если мы будем помнить ответ на него, то праздник Рождества Христова и последующие дни святок будут восприниматься нами совершенно по-другому.
Разбирая значение праздника Рождества Христова, мы как раз и разбираем догматическую сторону события Рождества Богочеловека.
Вспомним, что знание о явлении Богочеловека было открыто волхвам и пастухам, но этот великий момент сокрыт от сатаны. Лишь только в момент искушения Христа сатана пытается проверить: Он – или не Он, пришел – или не пришел? И когда Господь запрещал бесам говорить, что Он – Сын Божий, Он делал это по нескольким причинам. В том числе, чтобы дать апостолам время на обучение истине. И нужен был Крест – недаром перед Крестом Господь говорит, что уже настал и наступил Его час. Если бы апостолы или бесы раньше времени начали бы говорить о Христе открыто, на пути проповеди возникло бы больше препон. Не случайно в Пасхальных песнопениях Господь называется Хитрецом. Казалось бы, слово «хитрец» мы говорим, когда обижаемся на человека, когда видим его обман. А в приветственном слове святителя Иоанна Златоустого на Пасху так и говорится, что «ад проглотил наживку»: Господь, пострадав и умирая на Кресте, сходит в ад, и ад разрушается – тогда Господь изводит из ада ветхозаветных праведников. Чтобы воля Божия исполнилась, и не дано было сатане знание о времени прихода Христа, иначе он стал бы мешать искуплению человечества, для которого Господь пришел.
Есть очень важный догматический вопрос в постижении сути праздника Рождества Богородицы – это девство Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что в псалмах царя Давида говорится, что «в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Так и переходит первородный грех от родителей к детям, когда мы естественным образом зачинаемся и рождаемся во страстях.
Поэтому Господь, Которому все возможно, избирает такой удивительный и чудесный способ вочеловечения. Неужели Господь не мог нас так просто спасти Своей волей или решением? Конечно, мог бы, но мы бы не смогли этого воспринять в силу своего падения. Если мы будем себя сравнивать с Адамом, с его качествами во время пребывания в раю, мы увидим, насколько мы непохожи уже на него. И Господу необходимо было стать Человеком, чтобы человечество вывести из плена греха, необходимо было искупление, необходимо было распятие и пролитие Крови, чтобы искупить нас из плена смерти и ада. И Рождество от Девы имеет в этом случае принципиальное значение. Девство Богородицы позволяет Господу при Его человеческом Воплощении, обладании человеческой плотью, немощами, необходимостью во сне, питании, отдыхе, быть безгрешным.
В момент Благовещения, когда Дух Святой сходит на Пресвятую Богородицу, происходит удивительное, единственное и никогда больше не повторяющееся чудо. Она соглашается, восприняв от Архангела Гавриила послушание стать Матерью для Бога, стать Той самой Дверью, через Которую Он придет в этот мир как Человек, как Богочеловек. И Дух Святой сходит на Святую Деву. В этот момент не происходит обычного человеческого страстного зачатия, и получается, что от чистой крови Девы Господь наследует Свою Плоть, которая не наследует первородного греха. Я еще раз повторю эту мысль: Господь, становясь Человеком, не является грешником – в Нем нет никакого греха, хотя Он такой же Человек по существу, по природе. Если бы Господь родился от обыкновенной женщины, он не был бы Богочеловеком. Уникальность Его Рождения позволяет Ему не иметь никакого зла в Себе, быть абсолютно чистым...
Автор: Священник Андрей Канев
Источник: Православная газета, Екатеринбург