СКОРО ПРАЗДНИК

17 июля 


день памяти царственных страстотерпцевцаря Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, которые в этот день 1918 года были расстреляны в Екатеринбурге

___________

18 июля  


преподобного Сергия, игумена Радонежского

18 июля 1422 г. его нетленные мощи были обретены во время строительства храма во имя Живоначальной Троицы.

+ МОЛИТВА И АКАФИСТ 

__________

21 ИЮЛЯ


ТОРЖЕСТВЕННОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА СВЯТОМ КЛЮЧЕ. бОЖЕСТЕННУЮ ЛИТУРГИЮ ВОЗГЛАВЛЯЕТ  ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКА АМФИЛОХИЙ, ЕПИСКОП УСТЬ-КАМЕНОГОРСКИЙ И СЕМИПАЛАТИНСКИЙ

НАЧАЛО ЛИТУРГИИ В 9:00

21 июля - праздник иконы Казанской Божьей Матери - ЯВЛЕНИЕ ЧУДОТОРНОГО ОБРАЗА СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНСКО-АБАЛАКСКОЙ


+ АКАФИСТ И МОЛИТВА


ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

ПОИСК ПО САЙТУ


«Среди христиан, - писал в XVIII веке известный английский философ Дэвид Юм,- было замечено, что паломники, видавшие Святую Землю, всегда бывают потом более искренними и ревностными верующими, чем те, кто не имел этого преимущества. Человек, память которого представляет ему живой образ Чермного моря, пустыни, Иерусалима, Галилеи, никогда не может сомневаться в чудесных событиях, рассказываемых Моисеем и евангелистами. Живое представление о месте легко переходит на факты, которые предполагаются связанными с ними по смежности и усиливают веру, усиливая живость мысли. Воспоминание об этих равнинах и реках оказывает на простолюдина такое же влияние, как новый аргумент, и по тем же самым причинам».

Есть в Святой Земле небольшой городок, о котором еще за восемь веков до Рождества Христова пророк Михей сказал: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мих. 5,2). Именно Вифлеем стал городом, где суждено было родиться Спасителю мира. Как дорог этот город для каждого верующего! Но не каждый человек за свою жизнь может посетить Святые места. Поэтому в предрождественские дни можно мыслями перенестись в Вифлеем. Представить, что стоишь у вертепа, где лежал Младенец Иисус Христос.

Вифлеем - один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI-XVII веке до н. э. в земле Ханаанской, т.е. городу (вы только задумайтесь!) 38 столетий. Сначала в городе проживали хананеи, после - иудеи.

Итак, начнем.

Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе.


На пути к Вифлеему


Напомню читателям, что находящийся  на территории Палестинской автономии храм Рождества Христова уже однажды захватили палестинские боевики, предъявив Израилю политические требования. Это произошло 2-го апреля 2002 года, как раз во время празднования Пасхи. Просидели они там 39 дней, пока 11 мая того же года израильтяне, измученные "прогрессивной" международной общественностью, боевиков не выпустили, пообещав их не арестовывать. Первыми в освобожденный храм вошли саперы и не зря: пришлось обезвредить 40 растяжек со взрывчаткой. А храм до того был загажен, что все за голову схватились! Окурки, тюбики из-под зубной пасты, остатки еды, а от мочи буквально резало глаза, что монахи всерьез опасались, что от запаха избавиться не удастся никогда! А в яслях, куда Пресвятая Дева новорожденного Иисуса положила, боевики шашлыки жарили! 

Израиль начал строить Стену безопасности, стремясь отгородить свои земли от территории Палестинской автономии и защитить таким образом граждан Израиля от проникновений террористов-смертников. Сектор Газа уже отделен защитным забором полностью. Таким образом, Вифлеем отделен от Израиля бетонной разделительной стеной, и чтобы попасть в город надо пройти через контрольно-пропускной пункт. При проходе в сторону Вифлеема проверка сравнительно нестрогая, при проходе в сторону Иерусалима досмотр примерно как в аэропорту -  а израильская таможня в аэропорту Бен-Гурион славится особой строгостью.


Бетонная резделительная стена со стороны Палестины


И вот, пятиметровая бетонная стена, опутанная колючей проволокой, КПП, громадные ворота и непременные солдаты. Пройдя контроль, прямо на границе, водителя нашего автобуса сменил другой водитель из палестинской стороны. Оказывается, гражданам Израиля (каковым и являлся наш водитель) находиться на территории Палестинской автономии нельзя.

И вот, мы уже в другой стране – Палестине, и мы всё ближе к загадочному городу – Вифлеем...

Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город Вифлеем не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. Два младенца, появившихся на свет в Вифлееме, прославили город на все времена: Давид, будущий царь Израиля и основатель Иерусалима и, родившийся на тысячелетие позже, Иисус, родословную которого евангелисты ведут от Давида. Пресвятая Богородица родила Иисуса в пещере, которая стала одной из главных христианских святынь, а Вифлеем стал одним из святейших городов для всего христианского мира.

Я смотрю в окно на раскинутые вокруг палестинские степи и невольно вспоминаю те события, которые имели место здесь быть. Ведь где-то в этих  горах не раз укрывался от Саула Давид, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вспоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (1Цар. 26:18). 

Здесь, в Вифлееме и его окрестностях происходило действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Здесь бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась прабабкой царя Давида. А сам Давид, Здесь же в Вифлееме, был помазан на царство пророком Самуилом, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова.

 

Из Священного Писания известно, что около Вифлеема находится гробница Рахиль, второй (и любимой!) жены патриарха Иакова. Как так получилось, что она похоронена именно здесь? Очень просто: Иаков с семейством путешествовал в направлении Хеврона (сейчас это северная часть Вифлеема) и Рахили пришло время рожать. Она и родила, прямо в дороге, своего второго сына Вениамина  (первым был Иосиф, которого потом братья продадут в Египет) и в родах скончалась. Иаков похоронил ее здесь же, у дороги из Иерусалима в Хеврон, (с правой стороны, если ехать от Иерусалима), и поставил с помощью сыновей надгробие. Её гробница до сих пор здесь почитается верующими разных конфессий. Рахиль является матерью-заступницей, адвокатом на небесах за своих сыновей (Иеремия 31:15-16), а беременные женщины молятся здесь о благополучных родах.  Еще первые христианские паломники рассказывали о надгробии на могиле Рахили, сложенном из простых камней без всяких украшений.  Теперь же над надгробием стоит купол на четырех столбах, между которыми в XVI в. выложили стены, покрытые штукатуркой. В 1841 г. евреи добились разрешения на ремонт гробницы, во время которого достроили дополнительное помещение.


Гробница Рахиль


«И умерла, и схоронил Иаков

Ее в пути...» И на гробнице нет

Ни имени, ни надписей, ни знаков.

 

Ночной порой в ней светит слабый свет,

И купол гроба, выбеленный мелом,

Таинственною бледностью одет,

 

Я приближаюсь в сумраке несмело

И с трепетом целую мел и пыль

На этом камне выпуклом и белом...

 

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

И. Бунин

 

Можно сказать, что в  новозаветной истории Вифлеем - точка отсчета нового исчисления времени и истории. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли из Назарета в Вифлеем во время переписи населения всех провинций Римской империи, так как были из рода Давидова  и этому мы находим подтверждение в Евангелии от Луки: "Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из рода и дома Давидова, записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк.2, 1-7). В полях вифлеемским пастухам явился Ангел с вестью о рождении Спасителя. Сюда пришли и восточные мудрецы поклониться Богомладенцу Христу.

А где-то здесь в XII веке паломникам показывали место, "где Богородица слезла с осла, почувствовала, что наступила пора рождения. Тут находится большой камень, и на этом камне прилегла Богородица, когда она сошла с осла. Затем она встала с камня, пошла пешком до пещеры и тут родила Христа, в этой пещере. От камня до места рождения Христа добрый стрелец может стрелой дострелить".

Сейчас это место утеряно…

Все эти многочисленные сведения в очередной раз лишь подтверждают ту мысль, что главное богатство Израиля - его история. И ты ВДРУГ понимаешь, что перед тобой стоит огромная задача: то, о чем ты читал, все эти разрозненные факты из самых разных временных пластов нужно сложить в цельную картину, чтобы все обрело единый смысл.

Сердце трепещет в ожидании увидеть этот священный город, какой же он на самом деле?



И вот, перед  нами, раскинувшись на высоком (800 метров) холме, лежал Вифлеем, он же Бейт-Лехем - место рождения Иисуса Христа. Название города с иврита переводится как "Дом хлеба", а с арабского - "Дом мяса": вот такие вот лингвистические тонкости! Возможно, оно происходит оттого, что его жители пекли  хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях. Вдалеке справа виднелась гора Иродион (со срезанной верхушкой). Открывался изумительный вид на город, с башнями колоколен и минаретов. Глаза ищут одно место, хочется угадать, где же сам храм Рождества Христова?

Дома добротные, не меньше, чем в три этажа, из белого иерусалимского камня, на многих домах над входной дверью изображен Георгий Победоносец, побеждающий дракона. Он является покровителем города.


Все смешалось в этом городе - ислам и христианств. Вокруг можно увидеть кресты и, тут же, мечети. Город стоит на скалах и весь препоясан лестницами.


Узкие и извилистые улочки города


Увы, христианское население Вифлеема стремительно сокращается, вытесняемое мусульманами. Христиан здесь уже меньше половины, а еще несколько десятков лет назад это был почти полностью христианский город. Сейчас в Иерусалиме 700 тысяч жителей населения, в том числе 500 - евреев и 200 - арабов (из них 100 - за Стеной, е. здесь – на Палестине). До передачи Вифлеема в нем проживало 20% христиан, сейчас - 2%: куда остальные делись, администрация Палестинской автономии объяснить не в состоянии.


Улицы производят странное и гнетущее впечатление. Людей мало, в основном это немногочисленные туристы, на ВСЕХ окнах решетки. Вообще в городе очень много заброшенных и нежилых домов.

Чем это объясняется? Может, сравнительно недавним уходом из него израильтян, сказать трудно...



 Женщин на улицах почти не видно, зато заметно кучкуются молодые мужчины. Говорят, что сама Матерь Божия оставила благословение назаретским женщинам – быть самыми красивыми в Палестине, так Иисус Христос дал подобное благословение мужчинам в Вифлееме. И, в самом деле, все путешественники замечают красоту населения этих двух городов.

Между домами грязновато, ни деревца, ни цветочка. 

Слухи об опасностях, подстерегающих невинных туристов на территории Палестинской автономии, оказались сильно преувеличенными, хотя, конечно, существовал реальный шанс оказаться замученными уличными торговцами.

Автомобили на улицах - очень подержанные, зато железные двери в лавке, окрашенные зеленой краской,- такие же, как и в Иерусалиме.



Нигде так не хочется ощутить евангельской поэзии, как в Вифлееме. Хочется видеть в горах пещеру с яслями, зеленые луга, отдыхающие стада с пастухами, тихую, теплую ночь с яркой звездой на темно-синем небе, хочется восторженно молиться до явления ангелов с неба и петь с ними неземными звуками: "Слава в вышних Богу"!... А на самом деле, куда ни оглянешься, видишь всюду серый камень, кое-где бледные маслины, запыленные кусты по скатам гор, каменные ограды да заискивающее лицо проводника-грека.




В Вифлееме, как всюду в Палестине, вам точно покажут любое место библейских событий: где кто стоял, где росло такое-то дерево, где являлись ангелы. Конечно, относительно точности этих указаний имеются сомнения. Но у верующего народа есть сильные доводы, с которыми, конечно, не приходится спорить: или молчи, или верь. Вот тут-то и чувствуется превосходство веры над наукой. Вера проникает в тайны мира скорее и дальше науки. Или, как это мы читаем у апостола Павла: "А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо дух все проницает и глубины Божии".

И я в своей душе нашла такое положение, которое помогло мне, если не с полной верой, то с искренним благоговением относиться ко всем, так называемым, "святым местам". Для меня они были освящены временем многих веков и той нелицемерной беззаветной любовью, которую проявляли над ними в слезах и поцелуях полсотни поколений.

На этом основании я набожно склонялась на колени и чистосердечно целовала указанный камень или дерево.

Итак, главной целью для нас это посещение храма Рождества Христова, один из первых на Святой Земле, она построен в 326 г. Святой царицей Еленой как раз над пещерой, где, по преданию, родился Иисус.

Снаружи храм Рождества больше похож на небольшую крепость, чем на храм. И надо сказать, очень скромный и даже невзрачный. Я и представить себе не могла, что бывают такие храмы. Когда наш гид указывал рукой в сторону какого-то огромного серого здания, больше похожего не на здание, а какой-то огромных размеров заброшенный каменный гараж, я думала, что я просто, в силу своего слабого зрения, не туда смотрю или чего-то "недовижу".


Храм Рождества Христова


Сфотографировать Храм Рождества Христова целиком можно только сверху и на большом от него расстоянии


Минарет и колокольня на главной площади Вифлеема. Расположена она сразу напротив Храма Рождества Христова


В 529 году восставшие самаритяне храм разрушили, но император Юстиниан Великий распорядился храм восстановить. Мраморные полы времен Юстиниана, по уверениям Джафара, украшают ныне одну из каирских мечетей. Персы, вторгшиеся на Святую Землю в 614 году, христианские сооружения не щадили: единственным исключением стал храм Рождества. Считается, что персов смутило изображение волхвов в персидских одеждах на мозаике, украшавшей фронтон.

При крестоносцах храм отреставрировали и украсили мозаиками. Католические иерусалимские короли короновались не в Иерусалиме, а именно в Вифлееме.


Мусульмане тоже не тронули храм Рождества Христова, в силу того, что, почитая Иисуса как пророка Ису, они признают Его Рождество (при этом отрицая Крестную Смерть и Воскресение). И, все же, иноверцы не очень-то церемонились с храмом, позволяя себе въезжать внутрь верхом. Это вынудило в 17 веке по приказу Папы Римского значительно сузить вход, заложив стрельчатую арку камнями, и оставить лишь низкую калитку. Отныне войти в храм Рождества Христова возможно лишь с глубоким поклоном. Пройти через нее, не поклонившись святому месту, может только ребенок, и теперь вход по традиции называют “Врата Смирения:”


Самого входа не видно за спинами туристов. Но хорошо видны границы большого прохода, заложенного каменной вкладкой. Непременно на страже стоит полицейский.


Перед входом в храм... то ли нищие, то ли просто уставшие туристы... так и не поняла


Оставила эту фотографии, чтобы вы смогли сравнить насколько низок проход. Причем, мужчина этот и так довольно низкого роста.


"Врата Смирения"


Но внутри храм оказался красивым, с просторным нефом (всего их пять), украшенным двумя рядами колонн из розового вифлеемита  слева и справа.  Храм построен из тёсаного камня, кровля перекрыта деревом. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором.


 Пол местами вскрыт, обнажив великолепные византийские мозаики императора Константина очень тонкой работы. Обнаружились они случайно. В 30-х годах прошлого века, во время ремонта кровли, строители уронили камень. Под ним, на глубине 60 см, и нашлись мозаики. 



Повсюду развешено огромное количество лампад. И все они украшены обычными стеклянными шарами, котоыми мы урашаем ёлку на Рождество. По детски наивно 

и о-о-очень по-Рождественски




Прямо напротив входа в храм располагается роскошный алтарь, принадлежащий греческой православной церкви: под ним находится ТА САМАЯ пещера, в которой родился Иисус. В пещеру ведут два хода: слева - из придела, принадлежащего Армянской апостольской церкви, и справа - из придела, традиционно считающегося русским: Россия всегда вкладывала в содержание и реставрацию храма Рождества Христова много средств, подарив при этом ряд икон и даже колокола, которые на колокольне висят и поныне.


Слева от входа в пещеру расположена эта колонна из розового мрамора, на которой изображены Николай Чудотворец и Нерукотворный Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью. Находясь в храме, многие видят Его глаза закрытыми, а на фотографии они открыты. Признаться, когда посмотрела на фото, мороз прошел по коже. Более того, лик Иисуса мироточит! Единственное явление мироточения на мраморе.




На одной из колонн выбит крест из 5 отверстий. О его возникновении нам рассказали следующую притчу — однажды очередные захватчики Вифлеема решили разграбить храм, предварительно осквернив его. С гиканьем и смехом они въехали под своды базилики верхом на конях. И тут из камня храмовой колоны вылетел крестообразный рой пчел и, разлетевшись, больно искусал нечестивцев. А затем так же крестообразно собравшись, пчелы скрылись в той же колонне. Глубокие отверстия в форме креста на ней можно видеть и сегодня.  Если разместить пальцы одной руки в отверстиях, то можно загадать желание.




Важно отметить уникальность колонн. Колонны имеют глянцевое зеркальное глянцевое покрытие поверх изображений. С ходом времени изображение потускнело. Все попытки современных мастеров отреставрировать колонны закончились неудачами: либо изображение становилось ярким, но терялся глянец, либо же оставался глянец, но вновь тускло изображение.


С правой стороны расположилась вот эта вот древняя купель. Купель относят к первому храму св. Елены, первоначально она стояла в апсиде, но потом ее решили перенести к южной стене



Входить православным паломникам в пещеру положено справа, из Русского придела, а там стояла длинная очередь. Встали в очередь и мы, купив заодно у монаха по толстой белой свече за 10 шекелей (это примерно 2,5 доллара), поставив их в некое подобие круглого металлического корытца, наполненного расплавленным воском.





Поблизости от спуска в пещеру Рождества чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери русской работы. Большинство знакомых нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся о том, что ждет Ее Сына или печалящейся о всех нас, с молитвой припадающих к Ней. Это единственный образ, где Пресвятая Богородица улыбается. Легко, только уголками губ, но эта улыбка проникает тебе в сердце, как золотой луч, и трогает до глубины души: ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива: до Сретенья, когда старец Сименон Богоприимец пронзит ее сердце правдой грядущего, есть еще время. Справа от иконы располагается Алтарь Обрезания: на восьмой день после рождения состоялось обрезание Младенца и назвали Его Иисусом. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, сердце трепещет и дух воспаряет. Это удивительная икона, которая с первого взгляда покорила меня сразу и навсегда. Уверена, что и вы останетесь неравнодушными. Впрочем, сохраните изображение в компьютер или флешку, распечатайте в любом фотоателье, освятите в храме и у вас будет эта чудесная икона дома.

Если присмотреться, то видно, что икона вся увешана приношениями благодарных паломников: золотыми цепочками, кольцами, крестами, фотографиями исцеленных больных. А еще заметила, что на ней необычный убор. Оказывается, Великая княгиня Елизавета Федоровна во время посещения Вифлеема "подарила" иконе свое царское платье.

Справа от иконы располагался Алтарь Обрезания: на восьмой день после рождения состоялось обрезание Младенца и назвали Его Иисусом. Хватало в приделе и других икон, даже колонны были расписаны.

Нас заранее предупредили, что те сувениры и крестики, которые приобрели наши паломники можно освятить на месте Рождения Христа.


Очередь перед входом в пещеру Рождества Христова. Подземный храм здесь существует со времен святой Елены. 





Стоя здесь, представить, как это было двадцать столетий назад, невозможно. Даже если вернуть первозданную красоту камню, вынести все убранство, раздвинуть стены храма... Может, это тепло сердец миллионов бывших здесь паломников согревает камни? Или это присутствие дарованного миру Младенца сквозь века заставляет растворяться в вечности души, лишая слов и мыслей?

Еще не понимая, что происходит в моей жизни что-то неподвластное общепринятому смыслу, медленно отсчитываю невысокие ступени... Наверное, я все-таки боюсь этой встречи...

Вход очень низкий, надо очень склониться и  преодолеть узкие 15 порфированых ступенек. 


Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор. Кроме того, пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.


Здесь произошло по крайней мере три больших пожара: после последнего стены пещеры покрыли асбестом


И вот, мы очутились в небольшой вытянутой справа налево комнате (примерно 3 на 10 метров). Слышно только, как стучат виски от напряжения, идешь наощупь маленькими неуверенными шагами. Но вот прямо у входа, справа, то самое место -  место рождения Христа, выложенное мрамором и украшенное 14-конечной серебряной Вифлеемской звездой с надписью: "Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est" (лат. "Здесь дева Мария родила Иисуса Христа"). И слово человеческое цепенеет на этом месте вополощения Слова. Хочется распластаться  на этом месте, слиться с ним, уйти в эту скалу, истаять, исчезнуть в порыве безграничной благодарности и волнующего трепетного благоговения. Душа немеет...





Проблема заключалась еще и в том, что место рождения Иисуса, было труднодоступно и напоминало внутреннюю часть камина, в которую еще надобно было вползти - и это в условиях перенасыщенности пещеры туристами, обремененных рюкзаками, записками, иконой и крестиками для освящения: возможности для маневра были крайне ограничены. Монах, служивший за порядком даже вынужден был выругать и выставить вон нескольких паломников. Но это уже не имело значения: икона была приложена к серебряной звезде и, безусловно освящена, а сама звезда поцелована!


Когда губы касаются Вифлеемской звезды, время останавливается... или возвращается вспять? Господи, спасибо за все... Чувства убивают мысли... Людей очень много, и все мы прикладываемся конвейером, не до конца осознав, что же произошло. Секунда…и отрываешься, уступая возможность прикоснуться к вечности следующему человеку. Дрожащей рукой ставишь большую белую, вифлеемскую свечу... Встаешь возле стены, неотрывно глядя на место, где явился миру Христос. Батюшка начинает петь величание. Но вскоре приходят зажигать свисающие с потолка паникадила, и суровый грек предлагает покинуть помещение - наверху начинается служба. Ты послушно плетешься за монахом, а душа еще там, возле Вифлеемской звезды...

Как точны слова одного из паломников: "Ты стоишь, ослепленный и оглушенный, ставший другим человеком с другим именем и другой судьбой. Стоишь и думаешь: Здесь родился Господь! Отсюда все началось!”

Это уже вторая звезда, первая пропала в 1847 году, а когда в 1852 году ключи от храма Рождества турки передали католикам, это послужило поводом для начала Крымской войны, которую Россия, как известно, проиграла.


То, что звезда имеет 14 лучей, не случайно. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: "Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов". (Матф.1:17)


Под самым потолком и над самой Звездой две здвезды из лампочек. очень просто, отчасти даже по детски наивно, но в духе Рождественского храма в целом.



Ежедневно в 6 часов утра в пещере Рождества Христова совершают Божественную Литургию православные греки и арабы; служба идет на двух языках одновременно. В 7.30 православные уступают место католикам; после них совершают службу армяне.

Продолжая рассказ о пещере Рождества, Игумен Даниил упоминает: "Под каменной скалой - ясли, в которые положили Христа после рождения, завернутого в рубище. Все претерпел ради нашего спасения. Ясли стоят близко от места рождения, в трех саженях, в одной пещере, расписанной мозаикой и красиво вымощенной мраморными плитами".



Это и есть то самое место, где стояли ясли, и сейчас они справа от Звезды, чуть ниже уровня пола пещеры. Именно сюда, в овечью кормушку, устелив ее сеном, Богоматерь и положила спеленатого Младенца спать. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю, на самом деле, очень холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, 

Он мог бы согреться.


Волхвы последовали за вновь вспыхнувшей Звездой, которая остановилась над входом в пещеру, где расположилось Святое Семейство. Поклонившись Младенцу, он и преподнесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золотом платили дань царям, ладаном курили при богослужениях, а смирной натирали тела умерших при погребении. Дары волхвов Иисусу, таким образом, можно рассматривать следующим образом: золото они преподнесли ему, как Царю, ладан - как Богу, а смирну - как Человеку. 

Ясли, чтобы никому больше не пришло в голову жарить в них шашлык, обнесены были металлической сеткой, заключенной в каркас, внутри Яслей стояла икона и висели пять лампад.

О, как бы я желал, огнем пылая веры...

Увидеть полумрак убогой той пещеры...

О, как бы я хотел облить слезами ясли,

Где возлежал Христос - Младенец, и с мольбой

Припасть, - молить Его о том, чтобы погасли

И злоба, и вражда над грешною землей.

Чтоб человек в страстях, озлобленных, усталый,

Истерзанный тоской, жесткою борьбой,

Забыл столетия больного идеалы

И вновь проникся крепкой верою святой, -

О том, чтоб и ему, как пастырям смиренным,

В Рождественскую ночь с небесной высоты

Звезда чудесная огнем своим священным

Блеснула, полная нездешней красоты.

О том, чтоб и его, усталого, больного...

Она всегда б вела в ночь Рождества Христова...

 

В. Иванов

 

Выйдя из пещеры через другой вход, мы оказались в Армянском приделе.

Оказалось, что под храмом Рождества имеется целая система подземных ходов и пещер, в которых в древности жили христиане, сохранив память о святых местах. В одной из этих пещер Ангел явился Иосифу, сообщив ему о необходимости побега в Египет, в другой находится грот Невинных младенцев, названный в память о том, что Ирод послал "...избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, до двух лет и ниже". 




Сразу вспоминаются строки из Евангелия: «Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». (Матф.2:16-18)

В Вифлееме было убито 14 тысяч младенцев. В Антиохийской Православной Церкви поминают 64000 убиенных младенцев-мучеников. В нишах этой  пещеры  сейчас можно видеть множество костей; сообщают, что это святые мощи убиенных Вифлеемских младенцев, их родителей и христианских мучеников, погибших от персов в 614 году

.



Просто вот так вот лежат и все косточки Вифлеемских младенцев. Косточек много... Бумажки - это записки к мученикам с просьбами о молитве, их кидают сюда паломники.


Жуткое впечатление: только что взлетавшая к куполу, жаждавшая прощения душа снова ощутила адские муки, увидев горы маленьких черепов. Сердце содрогается от жгучей боли. Моя соотечественница торопливо царапает на клочке бумаге вырвавшиеся из души покаянные слова: "И я, как Ирод, убивала детей во чреве своем, не ведая, что творила"..., бросает через решетку, там не одна её записка взывает к милости и прощению...  

Потом она рассказала мне, что, будучи в Иорданской пустыне, у входа в монастырь Святого Герасима, где с апостольских времен существовала маленькая церковь в пещере, в которой останавливалась на ночлег во время бегства в Египет Пресвятая Богородица с новорожденным Богом-младенцем и св. Иосифом Обручником (она и сейчас находится под главным монастырским храмом), остолбенела возле большой иконы. Христос стоял  на коленях. Он плакал. Никогда прежде не видела плачущего Господа…

- Посмотри, - сказал подошедший сзади отец Антоний, сопровождавший группу, - о чем он плачет.


И она увидела на раскрытой ладони Иисуса, с которой капала кровь,  крошечного младенца,  которому собственные матери не дали родиться... Батюшка пояснил, что недавно эту икону написали греки в назидание нам, грешным, не ведающим, что творим…


Это - маленькое чудо. Решетка, ограждающая мощи Вифлеемских мучеников и младенцев, говорят нв темноте светится. Этого мы не видели, но на фотографии (она попала в кадр) засветилась!


Выйдя в монастырский дворик - атриум, построенный еще крестоносцами, мы полюбовались на статую Св. Иеронима, стоявшую на высоком столбе: настоятеля монастыря, прожившего в здешних пещерах с 385 по 421 год и здесь же умершего. Святой прославился переводом Библии с арамейского на латинский.





На выходе из дворика в нише под стеклом красовалась статуя, изображавшая Чудо Георгия о Змие. Святой Георгий Победоносец воспитывался в Вифлееме и считается покровителем города.


А дальше нас ожидает еще одно открытие. "Близ церкви Рождества Христова, за городской стеной, к югу, на расстоянии полета стрелы, находится в горе пещера, где жила Богородица с Христом и Иосифом". 





Эта пещера, о которой упоминает игумен Даниил, ныне носит название "Молочный Грот", и оберегается католиками. Находится метрах в двухстах от базилики Рождества в Вифлееме. К сожалению, в нашу программу не было включено ее посещение. Между тем, по рассказам, место это весьма примечательное: здесь Божия Матерь кормила Божественного Младенца, и капля молока упала на камень; от этого вся пещера изнутри сделалась снежно белой. Это место паломничества для всех, кто мечтает стать матерью. Икона в нем - чудотворная. На ней изображена Богородица, кормящая Младенца грудью, причем лицо Иисуса повернуто к нам. У этой иконы молятся за избавление от бесплодия.  (Вифлеемский камень обычно красноватого оттенка). Молитвы вместе с особым белым порошком, который соскабливают со стен и раздают женщинам, творят чудеса. Доказательством этого служит то, что все стены маленькой комнаты у входа в Молочный Грот, увешаны фотографиями улыбающихся младенцев и их счастливых родителей. Эти фотографии (а их очень много), альбомы с благодарственными письмами со всего света потрясают. И это не рекламная акция или ловкий маркетинговый ход, это - настоящее. Богородица помогает женщинам осуществить самое сокровенное свое желание - стать матерью.



Как я уже говорила, многие паломники приносят сюда фотографии родных, которые нуждаются в помощи и оставляют их на святых местах. Неуместно? Пожалуй, да... но кое-где этих фотографий скапливаются сотни и, бывает, что это так трогает за душу тех, кто пришел после. Но еще одно - на Святой земле не редкость увидеть такое явление с фотографиями. А у греков и вовсе есть такой обычай. Да и их, собственно, никто не убирает.


А вот и Крепость Иродион, которую построил Ирод Великий в 5 километрах к юго-востоку от Вифлеема. Это тот самый Ирод, о котором повествует евангельский рассказ об избиении младенцев (царь Ирод, узнав о рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже). Очень уныло и серо, даже в сезон дождей - ни травинки.



Дворец-крепость больше напоминает вулкан или кратер, воздвигнутый на искусственном холме, на который ведет мраморная лестница. Внутри - царские покои. Полагают, что могила Ирода находится именно здесь.



А нам уже пора возвращаться назад.


Толкователи Библии и археологи до сих пор спорят о том, где находилось поле Пастухов, на котором к стерегущим стада пастухам ночью подошел ангел и сказал: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился ваш в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь...". Искали это поле рядом с Вифлеемом, так как на это указывали письменные источники. Православные считают, что поле находится восточнее церкви Рождества. 


В византийские времена здесь стояла церковь, построенная царицей Еленой. От этой церкви уцелел подземный молитвенный зал, где в ночь Рождества отдыхали пастухи. Это святое место восстановлено. И сейчас здесь стоит католический храм.



Здесь впоследствии были погребены пастыри, тут же покоятся кости христианских мучеников, убиенных персами в 614 году; справа от иконостаса можно видеть фрагменты мозаичного пола, сохранившиеся от этого храма.

На склонах окрестных холмов современные пастухи пасут овец (кажется, ни один путеводитель не обходится без подобной фотографии, мне тоже удалось сделать ее из окна автобуса).


Земля около Вифлеема красива, расположена среди гор, много плодовых деревьев и овощей растет по склонам красивых гор: маслины, смоквы, рожки - бесчисленное их множество. Виноградников много около Вифлеема, а по долинам - поля многие».

Автобус миновал сувенирную лавку и подъехал к бетонной, снабженной башенками, Стене Безопасности. Стену украшали многочисленные граффити и информационные щиты, на которых на трех языках (иврите, арабском и английском) было написано: "Добро пожаловать в Израиль!".


А позади нас остался Вифлеем и в душе остался какой-то след радости и уюта. Последние несколько минут на Святой земле Вифлеема… и можно представить, что вот вдали, словно прощаясь, виднеется могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова. А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер. 31:15). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи - юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. Там, к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.


Грустно покидать этот невероятно уютный город, город, где родился Спаситель, город, откуда начался Его Крестный путь, город, откуда началось ВСЕ! Еще раз, уже последний мы взглянем на него, запомнив каждый уголок, каждый сантиметр, буквально впитывая в себя каждый вдох, запах этой земли, чтобы навсегда унести его с собой…

А в моём родном городе сейчас ночь Рождества длится, длится, … поют наши русские матушки красивыми чистыми голосами. Разошедшиеся из церквей отошли на отдых,  а по миру ходит благодать Божественного Младенца. И вступает Он туда, где готовы принять Его, входит в дом тех христиан, которые рассказали своим детям, что ночью придет посетить их Младенец Христос, входит в кельи подвижников, стоящих на молитве, и дает им живую весть о Себе, стучится в те сердца, которые еще не узнали Его или знали и забыли, и старается всех привлечь к Себе… И мороз на моих окнах. Тоненькие филигранные прожилки таинственного узора.

…Живи на земле, повелевай, царствуй и побеждай, Младенец, родившийся в тихом Вифлееме… 

 

Статистика

счетчик посещенийраз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

ПО СТОПАМ ХРИСТА......Это произошло здесь, на этих камнях, в такую же погоду. Так же из пустыни дул ветер, так же росли по краям дороги оливковые деревья, составляющие тот самый Гефсиманский сад. История перестает быть лубочными картинками из Детской Библии... читать полностью (9 страниц)

_____________


Пойдёмте вместе в Вифлеем


Есть в Святой Земле небольшой городок, о котором еще за восемь веков до Рождества ... читать дальше

__________

Ко святому Иордану через минные поля...

(в двух частях)


Много есть рек на земле, а Иордан – единственная река, полностью наполненная святой водой... маленькая речка, которая словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпохудальше

____________

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ХРАМУ ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

_____________

Троице-Сергиева Лавра

Семь столетий подряд стекаются сюда сотни, тысячи паломников. Главный центр русского православия - Троице-Сергиева Лавра. А начиналось всё в 1314 году…

____________

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ро ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Дорогие наши читатели, мы предлагаем вам 3D экскурсию по Оптиной пустыни на официальном сайте монастыря http://www.optina.ru/panoramic/monastery 

Наши партнёры

 


Официальный сайт Павлодарской епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане

ГОСТЕВАЯ КНИГА

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________


Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________


Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему ... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________


Пост , воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________


Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________


Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк


 Гостевая книга