СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА



Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы


ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК


ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК


ВЕЛИКАЯ СРЕДА


ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ


ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА


ВЕЛИКАЯ СУББОТА

ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ...

Вот и наступила Страстная неделя, которая как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все: изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, - нет ей перерыва. Медленный и плачущий перезвон колоколов звучит, как зов с неба, как голос совести, уходящий в сердце... В траурных ризах духовенство, плачут звуки хора. Вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.

И стоит над миром знамение - пронзенный на Кресте Христос, и льющаяся из язв Его кровь своим составом входит в тела верующих: чудное обожествление.

В эти дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться, многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?...

Но вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней... И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних, Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, женщины-мироносицы, Никодим, Иосиф Аримафейский, даже в те минуты, когда страх побеждал, и они старались спрятаться от гнева народного…

Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? То, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь. Именно поэтому, мы будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют.

Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой, поэтому прибывая в храме, мы видимо идем за Господом. "Пройдите сие мысленно и живее воспроизведите в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы вы сами страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы" (свтл.Ф. Затворник).

И думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, и тогда ночью мы услышим весть о Воскресении…

  

ГЛАЗ НЕ ВИДИТ И УХО НЕ СЛЫШИТ...

ЗАПЕЧАТАНЫ БОЛЬЮ УСТА:

ТАМ - ЛЮД ПРАВОСЛАВНЫЙ СТРАДАЕТ  И ИЩЕТ

ИЩЕТ БОЖЪЕГО СЫНА ХРИСТА

...И ЛИШЬ ПАЛОМНИКИ, КАК ТЕНИ. С ДЕСЯТКОМ ГЛАВ

ЦЕЛУЮТ ЗЕМЛЮ, НА КОЛЕНИ СМИРЕННО ПАВ.

ДЛЯ НИХ ПОЧТИ ЧТО ОЩУТИМЫ, И НЕСПРОСТА,

НА УЛИЦАХ ИЕРУСАЛИМА ШАГИ ХРИСТА

ПО СТОПАМ ХРИСТА...

Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора до места казни на Голгофе. 
Мы приглашаем нашего читателя отправиться в это печальное путешествие по маршруту, пройти по которому мечтают миллионы христиан.

...Это произошло здесь, на этих камнях, в такую же погоду. Так же из пустыни дул ветер, так же росли по краям дороги оливковые деревья, составляющие тот самый Гефсиманский сад. История перестает быть лубочными картинками из Детской Библии - прекрасными, но далекими от сегодняшнего тебя. Прошлое трансформируется в реальность, и люди, которые были тогда, предстают такими же настоящими - как вон тот араб-таксист или вот этот полицейский. Невольно вспоминаешь слова одного монаха: “А с кем был бы ты, случись все сегодня?” И от этой фразы, которая сама по себе кажется красивым оборотом, становится жутко, если повторить ее там, где Иуда предал Христа"... читать полностью (9 страниц и более 200 фото)

Страстная седмица: Христос и я

Раз в году, в Страстную седмицу, Церковь очень явственно представляет нам события последних дней земной жизни Сына Божия. Воспоминание Страстных дней -  повод представить себя там, рядом со Христом, в каждой из описанных в Евангелиях ситуаций.  

Если бы тогда, когда Христос ходи по земле, я жила рядом с Ним, как бы повела себя? Каждый момент – точка, из которой расходится множество тропок-вариантов поведе... дальше

Страстная. А тебя уже почти нет… 

Слова о том, что мы своими грехами распинаем Христа, понять, чувственно изобразить и представить невозможно. И делать этого, наверное, не нужно. Но это не может не почувствовать верующий во Христа человек, находящийся в конце поста, на Страстной неделе. Потому что весь пост все мы восходим в Иерусалим. И чем дальше, тем серьезней, тем настойчивей через свои воскресные ...дальше

Уроки Страстной: не превратить жизнь в подделку 

Я воспринимаю Страстную седмицу как единое целое, неразделенное на части время, путь, который предстоит пройти вместе со Христом и его учениками – от Входа Господня в Иерусалим до Светлого Христова Воскресения, и который лежит через предательство, суд и Голгофу. 

При этом нельзя не заметить, не обратить внимание на то, что все эти поистине Великие дни окрашены трагическим непониманием Христа, которое проявляют не только власти предержащие, но и простые жители Иерусалима. ...дальше

Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. А сейчас первым трем дням седмицы Святая Церковь придает Богослужению характер печали и сокрушения о нашей греховности.

Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути — приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. Это — время покаянных аскетических усилий человека, его осознания себя перед Богом и собственной совестью. Страстные же дни посвящены уже не только личному покаянию, но и воспоминанию того, что делал Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни, вершиной которых были Великий четверг — установление таинства Евхаристии (вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) и Жертва за весь человеческий род на горе Голгофе через Крестные страдания и смерть — в день Великой пятницы.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети  от Луки: а в среду остальное от Луки и Иоанна до половины XII главы. 

Непременно должно читать определенные главы из Евангелия дома и для себя, и для других (можно найти в церковном календаре). При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. 

Уже в четверг, начнется чтение Страстей Христовых  и необходимо благоговейное размышление о Его страданиях. 

Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? После всего этого совесть сама уже даст ответ...

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК


В Великий понедельник  каждый из нас должен задать себе вопрос: каков я?.. В чем моя лжеправедность, в чем мое ложное бытие перед лицом подлинного? Мы чем-то кажемся: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. Только дав честный ответ самим себе, мы можем вступить в последующие дни Великого Поста. И не случайно в этот день за Божественной Литургией воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. .. дальше

8:00 Литургия Преждеосвященных Даров

16:00 Вечернее богослужение страстной седмицы

Вспоминается ветхозаветный патриарх

Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, о проклятии бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.



ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Второй день звучат в церквах слова Христовы, которыми Он учил народ в Иерусалимском храме. Грозный образ второго Пришествия  указывает сегодня нам Церковь - сохраненный учениками в Евангелиях голос Самого Спасителя предостерегает нас: придут лжехристы и лжепророки; будут смятения и войны, сама природа восстанет на людей и начнутся землетрясения и бедствия; будут гонения на верных христиан - не ведает никто, кроме Отца Небесного, о часе том, но придет он - неизбежно, грозно, внезапно, и не будет уже времени готовится к нему… дальше

8:00 Литургия Преждеосвященных Даров

16:00 Вечернее богослужение страстной седмицы

(Мф.24, 36- 26, 2)

Вспоминается обличение фарисеев и

книжников, а также притчи Христа —

о дани кесарю, о воскресении мертвых,

о Страшном суде, о десяти девах и талантах.



ВЕЛИКАЯ СРЕДА

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода... дальше

8:00 Литургия Преждеосвященных Даров

15:00 Вечернее богослужение страстной седмицы. 

По окончании - ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ

(Мф.26, 6-16) Вспоминается предательство Иудой

Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также вспоминается грешница, омывшая ноги Христа миром и своими слезами.


Мы приблизились, наконец, к Великому четвергу, которым открывается непосредственное воспоминание Пасхальной тайны Христа. Наступает тот короткий период, когда богослужение литургическими средствами воссоздает соответствующие этим дням главные спасительные события евангельской истории: в четверг это Тайная Вечеря, прощальная беседа Иисуса с апостолами, гефсиманское борение; в пятницу – взятие Христа под стражу, суд над Ним, поругание, крестный путь, Голгофа, смерть Иисуса и Его погребение; в субботу – пребывание тела Христа во гробе и незримое для людей сошествие Его души во ад; и в воскресенье – отверстый гроб и первые явления Воскресшего.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Великий Четверг — день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.

Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в... дальше

8:00 Божественная Литургия. Причастие

16:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами)


А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... дальше

В этот день:

(1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2)

В этот день Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.


ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... дальше

8:00 - Царские часы.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву. 

14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день: 

(1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.


ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к Господнему гробу. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа. 

Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи.

Дьявол, давно наблюдавший чудеса Господа, готовился уже ликовать... дальше

СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ НА ГРОБЕ ГОПОДНЕМ  В ИЕРУСАЛИМЕ

8:00 Божественная Литургия

22:30 - Полунощница с каноном Великой Субботы

Воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения оттуда душ всех людей, живших до Христа.


ПАСХА - СВЕТЛОЕ  ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

Храм уже украшен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть. Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон разливается в весеннем воздухе. Светящаяся процессия устремилась навстречу Солнцу Правды - Воскресшему Христу, она обходит храм и останавливается у дверей. Всё смолкает. Мы стоим перед закрытыми дверямя точно так же, как когда-то очень давно женщины пришли ко гробу и спрашивали себя: Кто отвалит нам камень от двери гроба? - ибо камень этот был весьма большим...

...И каждый день после службы нужно выходить на улицу, высоко подняв кресты и хоругви, чтобы с победным пением, под колокольный трезвон всколыхнуть пасхальным каноном Иоанна Дамаскина весенний воздух и окропить святой водой сияющие лица прихожан.... читать весь материал "ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПАСХУ?"

ПАСХА - СВЕТЛОЕ  ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ к Великому посту

приготовляют к сложному и длинному пути заранее, за три седмицы. Воскресные Литургии обладают своим неповторимым содержанием:

 

1 - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ 

(сплошная седмица)


2 - НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ


3 - НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ

МАСЛЕНИЦА

(сплошная седмица)


и последнее воскресение перед постом

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, АДАМОВО ИЗГНАНИЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕНИЕ


ПОИСК ПО САЙТУ