ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ...
Вот и наступила Страстная неделя, которая как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все: изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, - нет ей перерыва. Медленный и плачущий перезвон колоколов звучит, как зов с неба, как голос совести, уходящий в сердце... В траурных ризах духовенство, плачут звуки хора. Вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.
И стоит над миром знамение - пронзенный на Кресте Христос, и льющаяся из язв Его кровь своим составом входит в тела верующих: чудное обожествление.
В эти дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться, многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?...
Но вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней... И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних, Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, женщины-мироносицы, Никодим, Иосиф Аримафейский, даже в те минуты, когда страх побеждал, и они старались спрятаться от гнева народного…
Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? То, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь. Именно поэтому, мы будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют.
Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой, поэтому прибывая в храме, мы видимо идем за Господом. "Пройдите сие мысленно и живее воспроизведите в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы вы сами страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы" (свтл.Ф. Затворник).
И думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, и тогда ночью мы услышим весть о Воскресении…
ГЛАЗ НЕ ВИДИТ И УХО НЕ СЛЫШИТ...
ЗАПЕЧАТАНЫ БОЛЬЮ УСТА:
ТАМ - ЛЮД ПРАВОСЛАВНЫЙ СТРАДАЕТ И ИЩЕТ
ИЩЕТ БОЖЪЕГО СЫНА ХРИСТА
...И ЛИШЬ ПАЛОМНИКИ, КАК ТЕНИ. С ДЕСЯТКОМ ГЛАВ
ЦЕЛУЮТ ЗЕМЛЮ, НА КОЛЕНИ СМИРЕННО ПАВ.
ДЛЯ НИХ ПОЧТИ ЧТО ОЩУТИМЫ, И НЕСПРОСТА,
НА УЛИЦАХ ИЕРУСАЛИМА ШАГИ ХРИСТА
Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора до места казни на Голгофе.
Мы приглашаем нашего читателя отправиться в это печальное путешествие по маршруту, пройти по которому мечтают миллионы христиан.
...Это произошло здесь, на этих камнях, в такую же погоду. Так же из пустыни дул ветер, так же росли по краям дороги оливковые деревья, составляющие тот самый Гефсиманский сад. История перестает быть лубочными картинками из Детской Библии - прекрасными, но далекими от сегодняшнего тебя. Прошлое трансформируется в реальность, и люди, которые были тогда, предстают такими же настоящими - как вон тот араб-таксист или вот этот полицейский. Невольно вспоминаешь слова одного монаха: “А с кем был бы ты, случись все сегодня?” И от этой фразы, которая сама по себе кажется красивым оборотом, становится жутко, если повторить ее там, где Иуда предал Христа"... читать полностью (9 страниц и более 200 фото)
Страстная седмица: Христос и я
Раз в году, в Страстную седмицу, Церковь очень явственно представляет нам события последних дней земной жизни Сына Божия. Воспоминание Страстных дней - повод представить себя там, рядом со Христом, в каждой из описанных в Евангелиях ситуаций.
Если бы тогда, когда Христос ходи по земле, я жила рядом с Ним, как бы повела себя? Каждый момент – точка, из которой расходится множество тропок-вариантов поведе... дальше
Страстная. А тебя уже почти нет…
Слова о том, что мы своими грехами распинаем Христа, понять, чувственно изобразить и представить невозможно. И делать этого, наверное, не нужно. Но это не может не почувствовать верующий во Христа человек, находящийся в конце поста, на Страстной неделе. Потому что весь пост все мы восходим в Иерусалим. И чем дальше, тем серьезней, тем настойчивей через свои воскресные ...дальше
Уроки Страстной: не превратить жизнь в подделку
Я воспринимаю Страстную седмицу как единое целое, неразделенное на части время, путь, который предстоит пройти вместе со Христом и его учениками – от Входа Господня в Иерусалим до Светлого Христова Воскресения, и который лежит через предательство, суд и Голгофу.
При этом нельзя не заметить, не обратить внимание на то, что все эти поистине Великие дни окрашены трагическим непониманием Христа, которое проявляют не только власти предержащие, но и простые жители Иерусалима. ...дальше
Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. А сейчас первым трем дням седмицы Святая Церковь придает Богослужению характер печали и сокрушения о нашей греховности.
Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути — приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. Это — время покаянных аскетических усилий человека, его осознания себя перед Богом и собственной совестью. Страстные же дни посвящены уже не только личному покаянию, но и воспоминанию того, что делал Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни, вершиной которых были Великий четверг — установление таинства Евхаристии (вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) и Жертва за весь человеческий род на горе Голгофе через Крестные страдания и смерть — в день Великой пятницы.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети от Луки: а в среду остальное от Луки и Иоанна до половины XII главы.
Непременно должно читать определенные главы из Евангелия дома и для себя, и для других (можно найти в церковном календаре). При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.
Уже в четверг, начнется чтение Страстей Христовых и необходимо благоговейное размышление о Его страданиях.
Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? После всего этого совесть сама уже даст ответ...
В Великий понедельник каждый из нас должен задать себе вопрос: каков я?.. В чем моя лжеправедность, в чем мое ложное бытие перед лицом подлинного? Мы чем-то кажемся: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. Только дав честный ответ самим себе, мы можем вступить в последующие дни Великого Поста. И не случайно в этот день за Божественной Литургией воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. .. дальше
8:00 Литургия Преждеосвященных Даров;
16:00 Вечернее богослужение страстной седмицы
Вспоминается ветхозаветный патриарх
Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, о проклятии бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.
Второй день звучат в церквах слова Христовы, которыми Он учил народ в Иерусалимском храме. Грозный образ второго Пришествия указывает сегодня нам Церковь - сохраненный учениками в Евангелиях голос Самого Спасителя предостерегает нас: придут лжехристы и лжепророки; будут смятения и войны, сама природа восстанет на людей и начнутся землетрясения и бедствия; будут гонения на верных христиан - не ведает никто, кроме Отца Небесного, о часе том, но придет он - неизбежно, грозно, внезапно, и не будет уже времени готовится к нему… дальше
8:00 Литургия Преждеосвященных Даров;
16:00 Вечернее богослужение страстной седмицы
(Мф.24, 36- 26, 2)
Вспоминается обличение фарисеев и
книжников, а также притчи Христа —
о дани кесарю, о воскресении мертвых,
о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.
Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода... дальше
8:00 Литургия Преждеосвященных Даров;
15:00 Вечернее богослужение страстной седмицы.
По окончании - ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ
(Мф.26, 6-16) Вспоминается предательство Иудой
Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также вспоминается грешница, омывшая ноги Христа миром и своими слезами.
Мы приблизились, наконец, к Великому четвергу, которым открывается непосредственное воспоминание Пасхальной тайны Христа. Наступает тот короткий период, когда богослужение литургическими средствами воссоздает соответствующие этим дням главные спасительные события евангельской истории: в четверг это Тайная Вечеря, прощальная беседа Иисуса с апостолами, гефсиманское борение; в пятницу – взятие Христа под стражу, суд над Ним, поругание, крестный путь, Голгофа, смерть Иисуса и Его погребение; в субботу – пребывание тела Христа во гробе и незримое для людей сошествие Его души во ад; и в воскресенье – отверстый гроб и первые явления Воскресшего.
Великий Четверг — день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.
Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в... дальше
8:00 Божественная Литургия. Причастие
16:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами)
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках... дальше
В этот день:
(1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2)
В этот день Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... дальше
8:00 - Царские часы.
В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.
14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.
16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.
В этот день:
(1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)
Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.
Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к Господнему гробу. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа.
Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи.
Дьявол, давно наблюдавший чудеса Господа, готовился уже ликовать... дальше
8:00 Божественная Литургия
22:30 - Полунощница с каноном Великой Субботы
Воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения оттуда душ всех людей, живших до Христа.
ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Храм уже украшен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть. Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.
Торжественный звон разливается в весеннем воздухе. Светящаяся процессия устремилась навстречу Солнцу Правды - Воскресшему Христу, она обходит храм и останавливается у дверей. Всё смолкает. Мы стоим перед закрытыми дверямя точно так же, как когда-то очень давно женщины пришли ко гробу и спрашивали себя: Кто отвалит нам камень от двери гроба? - ибо камень этот был весьма большим...
...И каждый день после службы нужно выходить на улицу, высоко подняв кресты и хоругви, чтобы с победным пением, под колокольный трезвон всколыхнуть пасхальным каноном Иоанна Дамаскина весенний воздух и окропить святой водой сияющие лица прихожан.... читать весь материал "ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПАСХУ?"