Благовещение - 7 апреля
Тропарь праздника
Днесь спасения нашего главизна, /и еже от века таинства явление, /Сын Божий, Сын Девы бывает, /и Гавриил благодать благовествует, /тем же и мы с ним Богородице возопиим: /
радуйся, Благодатная, /Господь с Тобою.
Кондак праздника
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: /радуйся, Невесто Неневестная.
Величание праздника Благовещение
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Богослужение в честь праздника Рождества Богородицы начинается с вечера 6 апреля в 16:00 всенощным праздничным богослужением с
литией и полиелеем.
7 апреля - две Божественные литургии: в 7:00 - ранняя литургия и
в 9:00 - поздняя литургия.
Женщины или семейные пары в этот день особенно молятся о чадородии и рождении ребеночка
на трапезе благославляется рыба, если только праздник Благовещения не выпадает на Страстую неделю
Благовещение - первый в ряду праздников
Рассказывали, что однажды, когда Благовещение совпало с Пасхой, священники, забыв отслужить благовещенскую службу, сразу приступили к пасхальной. Заутреню и обедню отслужили, а солнце никак не встает.
Несколько раз принимались они за пасхальную службу, ничего не помогало до тех пор, пока не додумались отслужить благовещенскую, только тогда стало светать. Пригляделись, а солнце уже на западе, так и не пожелало оно светить в этот день людям.
В старину на Руси год начинали с Благовещения (оно почти совпадало с весенним равноденствием). Праздник настолько почитался, что его не отменяли, даже если он совпадал с Пасхой. День, в который происходило это совпадение, назывался «кириопасха», т. е. «господственная», «настоящая» Пасха.
Рассказ в Евангелии от Луки очень короткий и весь проникнут ощущением полного доверия к Богу и принятия Его воли.
Мария - молоденькая девушка, совсем недавно оставившая Иерусалимский Храм и поселившаяся в доме своего обручника Иосифа, - вдруг видит перед Собой Ангела. Его приветствие несколько смущает Ее, однако Она не возражает, а «размышляет» о словах Гавриила в Себе и молча слушает весть о том, Кем Ей суждено стать.
В вопросе Марии «как будет это, когда Я мужа не знаю?» нет ни капли недоверия (это отмечают многие проповедники). Это просто желание узнать, каким образом исполнится воля Господа (без сомнения в том, что она исполнится).
Как замечает свт. Григорий Палама, Ангел и сам не может в точности этого объяснить и прибегает к Богу: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Оба они - и Ангел, и Мария - как бы стоят перед лицом великой тайны и, не дерзая проникнуть в нее, повинуются Господу.
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», - говорит Мария, и Ангел уходит.
«В славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому, - замечает митрополит Антоний (Сурожский). - И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия».
«В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу». Поэтому «Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы». Ведь, как отмечает свт. Григорий Палама, оно было бы невозможно без полного согласия Девы Марии.
Это искреннее принятие Божией воли - то, к чему должен стремиться каждый человек, стремясь через преодоление грехов обрести потерянное единство с Богом.
Не случайно, например, Антиохийский епископ Афанасия (VI в.) считал, что день Благовещения совпадает с днем, когда был сотворен Адам, ведь согрешивший (в лице Адама) человек должен быть воссоздан (в лице Иисуса Христа) в один и тот же день года. И как некогда через Еву произошло отпадение, отделение человека от Господа, так через Марию становится возможным примирение человека с Богом. И Сама Она служит для нас примером такого единения.
Вообще же дата празднования Благовещения была установлена по исчислению девяти месяцев, отделяющих Благовещение от Рождества Христова (25 декабря). Это праздник считается третьим по значимости после Пасхи и Рождества. А св. Афанасий (IV в.) и вовсе называл его первым в ряду праздников.
Это был особый день в жизни людей. Правда, часто его особенность связывали не только с великим моментом в жизни человечества, но и с привычным для языческого сознания переходом природы от зимы к весне (Благовещение почти совпадало в днем весеннего равноденствия).
Всякая работа в этот день считалась грехом, за которым неизбежно последует наказание. Причем это распространялось не только на людей, но и на животных. Люди верили, что если птица все же совьет гнездо, то или в него ударит молния и погубит птенцов, или у самой птицы отнимутся крылья, и она будет ходить по земле до праздника следующего года.
Поскольку с Благовещения начиналось пробуждение природы, немало традиций было связано с сельскохозяйственными работами. Например, до праздника нельзя было пахать землю - «будить» и «тревожить» ее раньше срока.
Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птиц. По представлению крестьян, они могли ускорить приход весны, вымолить ее у Бога (этот обычай до сих пор соблюдается в некоторых храмах).
По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников — Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.
В XVII в. в Москве накануне Благовещения в Верховном Благовещенском соборе Патриарх совершал особый «чин хлеболомления»: благословив «благодарные хлебы и вино», он делил на куски все, кроме одного, который целым подносил вместе с чашей вина государю, по ломтю благословленного хлеба раздавалось боярам, служилым людям и всем присутствующим в храме, часть хлебов и вина отсылалась в Палаты государыне, не присутствовавшей на службе.
Одной из примет праздника считали «игру» солнца, когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками. Про него говорили: «И солнышко радуется празднику». Если кто не успел встретить рассвет на Благовещение, может попробовать полюбоваться на «играющее» солнце на Пасху.
В этом году так случилось, что всего три дня отделяют воспоминание о начале земной жизни Спасителя – праздник Благовещения – и Его смерти, вспоминаемой в Великую Пятницу.
...Деве Марии надлежало стать не только Матерью воплотившегося от Нее Бога, но Матерью всего Нового Человечества, всех тех, кто уверует в Ее Сына и последует за Ним ...дальше
Разговор Божией Матери с Архангелом – это о нас самих
По-гречески «Благовещение» — «Евангелисмос» (Εὐαγγελισμός), слово, однокоренное с Евангелием. Праздник Благовещения настолько значителен был для сознания христиан, что в некоторых странах и год отсчитывался от этого дня..
Но разговор Божией Матери с Архангелом — это разговор о нас самих, о том, можем ли и хотим ли мы Бога в свою жизнь принять. Сжав зубы, можно пройти километр, два, десять, полжизни — но так никогда ничего и не услышать и не удостоиться. Нельзя, чтобы в нашем существовании жизнь церковная была в одной части, а в другой работали локти, ноги и челюсти. Так ничего не выйдет. И праздник будет не праздник, а просто галочка в календаре, и зубы сотрутся, и ноги ходить не будут. ...дальше
история праздника: ВЕЛИКИЙ ДАР СВОБОДЫ
...Нет, мы не должны думать, что, как говорится, «незаменимых людей нет». В деле Промысла Божия, в деле спасения человеческого рода незаменимые люди есть. И без этих воистину великих людей – великих не в глазах человеческих, но перед Богом – Господь не может исполнить того, что Он намеревается сделать. В этом выражается великая любовь Божия к людям: Он не нарушает их свободы даже из любви к ним.
Размышляя о великом событии ... дальше
Благовещение: Что такое радость?
О чем эта правда? Что случилось, когда молодая женщина, почти девочка, услышала внезапно — из какой глубины, с какой высоты! — это удивительное приветствие: «Радуйся!» — Ведь вот что сказал Марии ангел: «Радуйся!»
...Войдите в храм в вечер под Благовещение. Дождитесь того момента в этой длинной службе, когда, после долгого ожидания, долгого нарастания хор начинает петь, так тихо и так божественно прекрасно: «Арханг... дальше
Назарет расположен среди невысоких (до 500 м ) гор Галилеи. Он находится в лощине между двух горных хребтов, ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый. Население его главным образом арабское. Евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин (т.н. Верхний Назарет)... дальше
Во всей истории человечества было, пожалуй, две самые важные для него вести: о том, что Христос родился, и о том, что Он воскрес. Но еще раньше Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. Этот день мы так и называем – Благовещение.
Неизвестно, что делала Дева Мария в тот момент, когда Архангел Гавриил, посланный Богом, принес Ей хорошую новость. По одному предположению, Она пряла пурпурную пряжу для завесы в Храме, по другому – шла за водой к колодцу, по третьему – читала Книгу пророка Исаии. Впрочем, это и неважно. Важно, что сказал ей Архангел. Как повествует евангелист Лука, «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28).
И дальше: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 29-33).
Дева Мария, как известно, от рождения была посвящена Богу, а Ее муж, старец Иосиф, обещал оберегать Ее девственность. И потому Она спросила у Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».
Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.
С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение — праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение — «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы — подснежники и фиалки; ночью — голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.
Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.