Беседы с настоятелем

ХРАМЫ БЛАГОЧИНИЯ

НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

ЛЮБЛЮ НАШ ХРАМ


Храм - это моя жизнь. Я не представляю жизни без храма. И наш храм для меня кажется мне самым лучшим, самым красивым, самым родным. Я его очень и очень люблю. Тут все мне родное: и батюшки, и все прихожане. Мы как одно целое, как одна семья. Каждый уголок в храме - все родное. Столько пришлось тут и слез выплакать и радости испытать. Люблю мой храм и благодарю Бога, что я здесь! 

Людмила Михайловна

_________


Я очень-очень люблю свой храм и для меня нет храма лучше, чем этот. От всей души я желаю нашему храму многолетия, чтобы он продолжал согревать души и сердца на многие лета вперед. Раиса Александровна

читать все комментарии

Добавить свой комментарий можно через гостевую книгу

 Гостевая книга 

Творчество наших читателей

Присылайте свои авторские стихотворения, рассказы, сказки,  фотографии вашего рукоделия на адрес semsobor@mail.ru с пометкой ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

Воскресенский собор уникален не только тем, что является одним из старейших в республике православных храмов, но и тем, что каким-то чудом единственный в Семипалатинске уцелел во время чудовищной идеологической мясорубки начала ХХ века. 

До революции в городе на Иртыше насчитывалось пять православных храмов и четыре домовых церкви. Домовые церкви по всей стране были закрыты декретом Совета народных комиссаров в 1918 году, но в Семипалатинске этот документ стал действовать только с 1920 года, когда окончательно утвердилась советская власть. С этого времени началась и борьба с религией во всех ее проявлениях – с религиозными деятелями, их идеями, культовыми зданиями и сооружениями.

Первой пала Александро-Невская церковь (построена в 1882–1890 гг., закрыта в 1929 г., здание разобрано в 1934 г.). За ней следом, почти в то же время, – Благовещенская церковь (построена в 1895–1910 гг., закрыта в 1929 г., здание разобрано в 1934 г.). Затем – Никольский храм (построен в 1892–1902 гг., закрыт и разобран на кирпичики в 1936 г.) и Знаменский собор (построен в 1777–1788 гг., закрыт в 1931 г., здание взорвано в 1933 г.). 

Трагическая очередь дошла и до Воскресенской церкви, построенной в 1857–1860 гг. и закрытой весной 1940 г., когда вмешались эпические события – пока оформлялись необходимые документы, началась Великая Отечественная война, и это великое горе оставило верующим храм. Хотя была и другая – высшая – причина. Ведь все намоленные иконы, имущество из разрушенных церквей – все это было собрано в последнем православном храме, и Господь не позволил лишить людей последнего убежища. Воскресенский храм пережил смутные времена, и возрожденный отметил в прошлом году свое 150-летие.


ТРИЖДЫ РОЖДЕННЫЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Изначально наш храм в честь Воскресения Христова был построен на территории старого Семипалатинска, известного под названием Казачий форштадт. Казачество появляется среди жителей Семипалатинска практически с момента основания города. Казаки западно-сибирских городов несли временную службу в Семипалатинской крепости, некоторые из них выражали желание навсегда поселиться на новых местах. 


Воскресенская церковь и казачья слобода

В начале 50-х годов XIX века, проживающий в Семипалатинской станице отставной урядник Митрофан Егорович Казаков возбудил ходатайство - построить на свои средства в этой станице каменный православный храм во имя Воскресения Христова и снабдить его утварью в достаточном количестве, для чего он приготовил уже все нужные материалы. Представленный на рассмотрение план и фасад церкви был разработан местным областным архитектором Александром Болботовым и одобрен Томской строительной комиссией, которая и разрешила начать строительство 25 августа 1856 года. Место для возведения церкви было выбрано "удобнейшим, с тем только ограничением, что устройство фундамента под все стены церкви, по случаю песчаного грунта земли, должно быть из хороших крепких материалов, самой правильной и тщательной кладки".


казачья слобода


Интересно, но этот самый потомственный казак Митрофан Казаков, долгое время служил при семипалатинской таможне, где неоднократно был уличен в различных махинациях и контрабанде товаров, особенно чая и соли. За это он и его братья, которые также служили с ним, были уволены со службы в отставку. Но, за время службы при таможне он сумел нажить солидный капитал и превратился в довольно крупного торговца. Проживая в Семипалатинской станице, он и здесь был не в ладу с законом. Так в апреле 1844 года, он подвергся обыску и аресту за "привоз с Ирбитской ярмарки нескольких бочек вина и водки", но нажитый им капитал помог ему откупиться и дальнейшее следствие не подтвердило этот факт. Вместе с тем его фамилия осталась в истории. Именно в его саду, разбитом на берегу Иртыша, отдыхал вместе со своим другом бароном Врангелем находящийся в семипалатинской ссылке великий русский писатель Ф.М. Достоевский, а построенный на его средства храм до сих пор служит украшением города. До революции, одной из улиц города, проходившей рядом с церковью,  было присвоено его имя - Митрофаньевская.

И 31 марта 1857 г. местный протоиерей Павел Любомудров "заложил означенную церковь по чиноположению...".

Здание Воскресенской церкви строилось несколько более 3-х лет и 10 июля 1860 года состоялось "освящение главного престола в летней церкви, во имя Воскресения Христова". Событие это состоялось празднично и торжественно.

6 июля в Семипалатинск прибыл генерал-губернатор Западной Сибири, генерал от инфантерии Густав Христианович Гасфорд, обозревавший Семипалатинский, Семиреченский и Заилийский края, включительно до укрепления Верного. Именно к его приезду приурочили эти два больших городских события: закладку каменного трехэтажного здания для помещения Областного Правления и Канцелярии Военного Губернатора  (здание это до сих пор красуется в центре города, ранее в нем размещался Горсовет, а теперь Комитет по экологии) и освящение новой церкви.

Присутствующий при освящении храма Николай Абрамов подробно описал это событие в Тобольских Губернских Ведомостях: "...в течение четырех минувших лет в Семипалатинской станице 8 полка сибирского линейного казачьего войска построен на собственные деньги отставным урядником Митрофаном Казаковым каменный храм с таковой же оградой, и очень достаточно снабжен богатой утварью и всеми прочими принадлежностями...". 

Что представляла из себя церковь в то время? Вот ее описание 1862 года:

"Здание каменное с такой же колокольней, каменная ограда с деревянными решетками. Престолов три: в настоящей холодной - во имя Воскресения Христова, в приделах теплых: по правую сторону - во имя святителя Митрофана, Епископа Воронежского Чудотворца, а по левую - во имя Архистратига Михаила. Притча положено по штату утвержденного 13 марта 1861 г.: священник -1, диакон -1, причетник- 2. Утвари достаточно. Земли пахотной не отведено, а для сенокоса временно отведен остров под названием Бобровский. Дом прихожанами отведен один для диакона".

Колокольня в два яруса, в которой в конце XIX века находились колокола: в первом ярусе - весом 350 пудов, а во втором было размещено 5 колоколов: 1-й весом 81 пуд. 20 ф. 2-й весом 15 пуд. 16 ф. 3-й весом 5 пуд. 30 ф. 4-й весом  1 пуд 30 ф. 5-й весом  1 пуд 20 ф.

Митрофан Казаков был избран первым церковным старостой, но уже в сентябре 1861 года был переизбран "за небогоугодные поступки".

Одним из самых примечательных событий в дореволюционной жизни этой церкви  явилось пожертвование 7 апреля 1872 года генерал-майором Безносиковым, в память усопшей жены своей, очень древнего (1730 г.) образа в серебряной ризе, с частями Мощей Святых вокруг и двумя крестами в середине, из коих один высечен из камня с Гроба Господня с металлическим изображением распятия и со вставками на оконечностях креста драгоценных камней. Верхний  крест очень значительной величины, весь серебряный, вызолоченный, с чеканным изображением распятия.

В 1885 году в церкви, вместо трех деревянных крылец, построены каменные и устроена новая лестница на колокольню.

С 1918 года, после Декрета об отделении церкви от государства, как и для других православных храмов во всей стране, для Воскресенской церкви начались "черные" дни.

В 1922 году до Семипалатинска докатилась волна так называемой кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Не обошла она и Воскресенскую церковь. 19 мая губернская комиссия, возглавляемая заместителем председателя губисполкома Нечаевым, произвела данный акт в церкви. Изъятию подверглись все церковные предметы, содержащие драгоценные металлы и камни. С 12 икон варварски были содраны серебряные ризы, а со старинного священного Евангелия сковырнули серебряные украшения, вес которых составлял всего 33 золотника (142 грамма); изъяты кадила, лампады, блюда, тарелочки и другие предметы церковного обихода. Всего реквизировано было 29 предметов, общим весом около 40 фунтов (16 кг., или 1 пуд). Таким образом, ценные иконы потеряли свои облачения, которые превратились в бесформенные куски серебра и были помещены в большие ящики, туда же полетела и церковная утварь. Все это было запечатано и отправлено в Москву в ЦК Помгол.

Вместе с кампанией по изъятию церковных ценностей, началась другая - раскол православной церкви на староцерковников (тихоновцев) и обновленцев, которая в итоге привела к массовому закрытию церквей, их переоборудованию на культмассовые нужды и, впоследствии, к разрушению. В течение 30-х годов XX века, в Семипалатинске закрываются и разрушаются пять церквей из шести имеющихся. Имущество некоторых закрытых церквей передается в Воскресенскую церковь и там складируется, а большей частью уничтожается. В 1933 или 1934 году церковный колокольный звон последний раз  раздался   над   старинным   городом,   поздравив семипалатинцев с праздником Пасхи - это был прощальный звон колоколов Воскресенской церкви, других уже не существовало, а их колокола уже были переплавлены на медные пятаки.

Вместе с уничтожением православных храмов, подвергались гонению и сами священники - арестовывались, ссылались в лагеря, а многие расстреливались. В августе 1937 года в области было арестовано 17 священнослужителей, в этом числе были и служители Воскресенской церкви: протоиерей Борис Герасимов, священники Виктор Климов, Константин Черепанов, Нестор Панин, Андрей Гладких, Федор Чичканов.

Все они обвинялись в контрреволюционной деятельности, и постановлением тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 года были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение. Только в 1989 году заключением прокурора области они были реабилитированы.

К 1940 году осталось целым только здание Воскресенской церкви и то закрытой для верующих. Многочисленные жалобы Воскресенской религиозной общины в различные инстанции об открытии церкви не дали положительных результатов. Началась активная обработка населения  с целью создать общественное мнение, узаконить закрытие церкви и передать здание для других нужд, а впоследствии - уничтожить. В связи с требованием рабочих, служащих, интеллигенции судоремзавода, кожкомбината, пивоваренного завода, артели "Пимокат" и ряда других предприятий и учреждений, Октябрьский райисполком, в конце августа 1940 года решил передать это здание "для использования на культурные цели". В течение 10 дней это решение было утверждено Горсоветом и Облисполкомом, а затем отправлено на утверждение Президиуму Верховного Совета Казахской ССР. Или верующие сильно молились за сохранность здания, или просто случайность, но разрешения не последовало.

Президиум Верховного Совета 25 марта 1941 года рассмотрел ходатайство местных исполнительных органов, но ...решил отложить рассмотрение "в виду неправильного оформления дела, а также неясности некоторых обстоятельств и поручил Семипалатинскому облисполкому проверить законность оформления дела Воскресенской церкви исполкомом Октябрьского Горрайсовета. Но рассматривать этот вопрос никто не стал, так как в июне началась Великая Отечественная война и более серьезные дела стали на первый план.

Благодаря такому неожиданному стечению обстоятельств, Воскресенская церквовь выжила и продолжает украшать современный город.

Второе рождение храма произошло в годы войны, когда правительство, приняв во внимание вклад православной церкви в деле борьбы с фашизмом, решило открыть некоторые церкви на территории государства.

28 ноября 1943 года состоялось закрытое заседание Совета Народных Комиссаров СССР "О порядке открытия церквей", которое "является руководством для местных Советских органов при рассмотрении ходатайств верующих об открытии церквей и не может представляться духовенству или верующим для ознакомления".

Клирос  Воскресенского собора  1944-50 г.г.

Уже 20 марта 1944 года, группа верующих (Симашев, Бегая, Ишутина, Бокачева, Измайлова, Рожкова) направляет заявление уполномоченному по делам русской православной церкви при Семипалатинском облисполкоме - об открытии Воскресенского храма. Облисполком "находит целесообразным и возможным удовлетворить ходатайство представителей от группы верующих..." и направляет материалы в Совет по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР с ходатайством об открытии.

И вот 27 мая 1944 года на имя председателя облисполкома приходит депеша под грифом "Секретно" от уполномоченного при Совнаркоме Казахской ССР: "Сообщаю Вам, что Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, Протоколом № 7 от 5 апреля 1944 года, разрешил открыть церковь в г. Семипалатинске...

Прошу сообщить к 10 июня с.г., с какого числа церковь начала функционировать, кто является ее настоятелем".

Уполномоченный облисполкома телеграфирует в Алма-Ату: "Воскресенская церковь в г. Семипалатинске начала функционировать с 16 апреля 1944 года, настоятелем которой является Симашев Гавриил", а 13 марта 1945 года, в Семипалатинск прибыл вновь назначенный благочинный православных церквей области, настоятель Воскресенского Собора, протоиерей Борис Григорьевич Мартынов. Вот так храм получил свое второе рождение.

Что он представлял из себя в то время, находясь в заброшенном, бесхозном состоянии почти долгих четыре года?

"Здание церкви каменное, кровля железная, полы деревянные. В данное время общее состояние здания удовлетворительное, для эксплуатации необходим ремонт.

Оконные переплёты без стёкол, четырёх переплётов в окнах совсем нет. Железные решётки в окнах, за исключением одной, исправны. Деревянный пол требует ремонта, местами с заменой досок. Масляная окраска дверей, окон, печей, полов и стен испорчена, требует восстановления. Побелка наружных и внутренних стен здания осыпалась. Бывшее отделение -алтарь, нарушено, требуется переделка заново. Наружная деревянная штахетная ограда разобрана, кирпичный фундамент и столбики ограды местами нарушены, требуют ремонта и штукатурки. Створки ворот отсутствуют.

В здании необходимо произвести перенавеску всех дверей и обивку. Печи необходимо переложить.

За исключением указанных дефектов, остальные части здания в исправности".

Обратившись в Горисполком за разрешением произвести сбор пожертвований денежных средств по домам верующих для производства необходимого ремонта, прихожане приступили к восстановлению церкви и в короткий срок произвели ремонт, затратив на эти цели, по ценам того времени, более 100 ООО рублей. Одновременно со сбором средств на восстановление, прихожане стали вносить пожертвования на нужды войны. Всего в 1944-1945 г.г. прихожанами Воскресенского Собора было внесено в фонд обороны более 80 тыс. рублей и всецерковного сбора на семей воинов Красной Армии около 25 тыс. рублей.

Вскоре после восстановления Воскресенский Собор принял своих первых прихожан, но колокольный звон все еще был запрещен, хотя один колокол уже имелся в закрытом первом этаже колокольни священного храма.

В июле 1945 года, уполномоченный облисполкома в своем докладе руководству отмечал: "В г. Семипалатинске с 1944 г. функционирует русская православная церковь. Церковный Совет избран из 3 человек и двух кандидатов, также работает ревкомиссия из 3 членов и двух кандидатов. Имеется 3 священника. Других церквей по г. Семипалатинску, а также в районах области не имеется, за исключением Аягузского района, где имеется недействующая церковь".



Вот таким образом Воскресенская церковь пережила свое второе рождение.

Начавшаяся в 90-х годах XX века демократизация общества принесла свободу всем религиозным конфессиям и объединениям.

Получил такую свободу и Воскресенский Собор, служители которого не только активизировали свою работу среди прихожан, но занялись и благоустройством своего храма.

За счет церковных средств и пожертвований жителей Семипалатинска, в 1998 году, на Каменск-Уральском предприятии "Пятков и К", было отлито 9 колоколов разного веса и звучания, а 7 ноября этого же года, над городом вновь раздался церковный колокольный звон, последний раз прозвучавший в 1933 или 1934 году.

В 2001 году, по инициативе и под общим руководством городского акимата, произведен капитальный ремонт и реставрационные работы на Воскресенском Соборе за счет добровольных пожертвований многих предприятий промышленности, транспорта, малого и среднего бизнеса, торговли, иностранных компаний, работавших в Семипалатинске. Активное участие в сборе средств приняли и жители города.

Благодаря общим усилиям, Воскресенский Собор получил свое третье рождение и засиял позолоченными маковками, возвышающимися над голубыми куполами и бирюзово-белыми стенами, украшая городской ландшафт.


Под покровом Божией Матери

Одному человеку, служителю нашего храма, было чудесное явление Божией Матери, как она благословила наш храм. Это было как раз очень трудное время для нашего собора, был необходим капитальный ремонт, а средств на него не было. Было еще одно видимое благословение, свидетелями которого стали многие из прихожан Воскресенского собора. В августе 2001 г. над куполом Храма во время колокольного звона, после окончания воскресной ранней Божественной литургии появился крест и свечение как звездочки вокруг этого креста. Крест имел четкие грани. Длилось это явление минут 20. А затем трижды появилась над храмом радуга в виде круга. Особенно запомнилось состояние радости и покоя. Ремонт мы сделали капитальный и купола позолотили.


История продолжается...

ФОТОАЛЬБОМ История храма в фотографиях 

прихожан, священства 

(с комментариями)

СВЯЩЕННИКИ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

Они, как и их далекие предшественники, проливали кровь и отдавали самое дорогое - жизнь - за Бога и ближних, а значит и за нас. Вечная им память!

Если у вас сохранились старые фотографии нашего храма или событий, прихожан, духовенства, присылайте их нам в отсканированном виде по адресу semsobor@mail.ru

ПОКЛОНЮСЬ КО ХРАМА


СВЯТОМУ ТВОЕМУ...





Здесь вы узнаете о людях, которые трудятся  и служат в нашем храме, взгляните на жизнь храма как бы изнутри.





Единым духом






Трудясь молюсь





От славы мира к Богу...





Как дома







Та же мучка...






ЖИЗНЬ НАШЕГО ПРИХОДА



ПОИСК  ПО САЙТУ