ТАЛДЫ - КУРГАН (+ВИДЕО)
В алматинской области есть город Талды-Курган. Он расположен в центре Семиречья, на реке Каратал. Мы перенесемся сейчас именно туда. Это уже довольно большой город, и жители его очень любят. Украшением города стала набережная реки Каратал.
Вечером здесь горят фонари, и влюбленные назначают свои встречи на мосту под прекрасной аркой. А как иначе? Ведь жизнь идет своим чередом. Талдыкорган становится красивым и любимым для горожан. Прекрасны огни ночного города. Мы не ошибемся, если скажем, что у каждого талдыкорганца сегодня в душе зажегся маленький огонек ожидания чуда. И это правильно.
Все знают, что в Талды-Курганской области, в Каратальском районе находится железнодорожная станция Турксиба - Уш-Тобе (что в переоде с казахского означает "три холма").
Так вот именно туда в начале 1930-х годов эшелонами привозили ссыльных.
Шли, шли и шли в сторону Караганды, под строгой охраной ОГПУ эшелоны, битком набитые крестьянскими семьями для выполнения задач первой пятилетки - освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки карагандинского угольного бассейна.
Шли эшелоны со всего Поволжья, начиная с Астраханской области и кончая Чувашией и Мордовией: из Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбурщины. Шли эти эшелоны по жарким степям, с наглухо закрытыми телячьими вагонами. Ехали в тех вагонах беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Тут же справляли нужду, тут же умирали и лежали трупы.
От станции Уш-Тобе ссыльных и переселенцев везли дальше - в безымянные поселки лагерного типа, состоявшие из десятка однотипных бараков. По воспоминаниям бывшего ссыльного, барка, в котором ему довелось жить, был метров сорок в длину, с двускатной крышей. Внутри - слева и справа - шли сплошные нары. Каждому человеку отмерялось на нарах не более шестидесяти сантиметров жизненного пространства.
В этих антисанитарных условиях вспыхнули эпидемии, людей выселили на улицу, где они жили до зимы. А к зиме ссыльными выстроивались одноэтажные саманные домики, отапливали кураем - сорным растением.
В самом поселке при станции Уш-Тобе, как и во многих других поселках Казахстана, жили ссыльные священнослужители. До нас дошли имена только двух епископов, проживавших в Уш-Тобе, там же арестованных и расстрелянных.
Деятельность Епископа Макария всегда чрезвычайно реальна и действенна. Еще будучи в Киеве, по благословению епископа Макария специально собирались средства для ссыльных епископов. Для этого Владыка выдал специальное письмо-разрешение, позволяющее проводить сборы во всех киевских приходах. Но были и отдельные люди, специально назначенные для сбора средств для Архиереев, находящихся в ссылке или тюрьме. Именно благодаря такой активной деятельности Владыка Макарий и начал свое "путешествие" по лагерям и ссылкам. Священномученик Макарий общим сроком провел 12 лет в ссылках и тюрьмах. Из них последни3 года в Казахстане, в пос. при станции Уш-Тобе.
Благодаря обширным связям и регулярной помощи, которую оказывали Архиерею священники и церковные общины, владыка смог купить здесь небольшой дом, в котором и поселился со ссыльным священником Королевым. Пребывая в непрестанной молитве и непоколебимом евангельском уповании, он во всем предался Промыслу Божию и продолжал вести себя так, как подсказывали ему совесть и долг архиерея. Невзирая на пристальное внимание властей, он продолжал принимать всех желающих получить духовное наставление. В его доме совершались богослужения, на которые допускались самые близкие и проверенные люди. Владыка понимал: безбожная власть не выпустит его из своих рук. Но это только укрепляло его веру и помогало уходить от иллюзий.
Через некоторое время на станцию Уш-Тобе прибыл высланный из Симферополя епископ Порфирий (Гулевич). Молитвенник и подвижник, верный Патриаршей Церкви, он с радостью был принят епископом Макарием и, по его настоянию, остался жить у него в доме. В единомыслии и единочувствии родилась возвышенная дружба двух замечательных Архиереев.
Имея кротость и любовь к людям, епископ Порфирий для многих пасомых стал духовным отцом. И со всеми, кто к нему приходил, он был ласков и приветлив, а к немощным и заблуждающимся - снисходителен. Непрестанно находясь под пристальным вниманием властей, он открыто говорил в проповедях: "Советская власть притесняет религию, арестовывает духовенство, доходя до беззакония, однако это все к лучшему и временно…". Еще он призывал православных молиться о священниках, монашествующих и мирянах.
Набирая силу, власть все отчетливее и яснее декларировала свою радикальную ненависть к Православной Церкви и ее служителям. Ссылка в бескрайний и дикий Казахстан казалась уже недостаточной, хотелось большего...
И в ноябре 1937 года епископы были арестованы. Содержались они в Алма-Атинской городской тюрьме. Владыка Порфирий (Гулевич) был расстрелян 2 декабря, а на следующий день, 3 декабря 1937 года, был казнен Владыка Макарий (Кармазин). Место погребения их неизвестно.
Добре Церкве послуживше, истину соблюдше, в конце же в весь дальнюю Талды-Курганскую достигше, и отсюду землю обетования вечную духом узревше, благое уготовление душам своим постом и молитвою сотворили, и венец мучения прияли есте, архиереи Божии Макарие и Порфирие.
Я нашел в себе смелость
Оглянуться назад.
Трупы дней отмечают
Мой путь. (Аполлинер)
По всему Казахстану непрерывно шло строительство стратегически важных железнодорожных магистралей для доставки угля. На них также работали ссыльные и заключенные.
Это был каторжный труд. С 4-х утра до 10 вечера, а то и ночами узники работали и в суровую зиму, и в жару на солнцепеке, без воды, без еды.
Прокладывая пути, обессиленные от труда и голода, многие не выдерживали этого ада. Их тела тут же и хоронили, под насыпью железной дороги.
Только во рвах и под железнодорожной насыпью от Акмолы до Балхаша - по сегодняшний день - покоится прах около 400 тысяч загубленных здесь в 1931-1933 годах крестян-переселенцев и их детей. Нет возможности назвать даже приблизительное число жертв.
3. ГОРОД ЯБЛОНЕВЫХ ЗОРЬ. Алматы. свт. Николай
4. «Господи! Господи! Вот я!» Свв. Александр, Стефан и Филипп Кучугурские
5. МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА
7. ЗАИЛИЙСКИЙ ФАВОР. Серафимо-Феогностова мужская пустынь в Аксайском ущелье г. Алматы
8. ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
9. СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ. Верненские (аматинские) священники
10. ТАЛДЫ - КУРГАН. Станция Уш-Тобе
11. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. АЛЖИР - АСТАНА
14. КАМЫШИ, КАМЫШИ.... ОКОНЧАНИЕ части 1