ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ
МУЧЕНИКОМ
Всякий, кто терпит скорби от мира сего ради верности Христу и Его заповедям - мученик. Мученик, несмотря на то, что не имеет порой той радости, с которой шли на смерть древние мученики, на то, что уныние, страх, сомнения на грани неверия - все это терзает нас ежечасно... У каждого человека - своя мера, у древних была своя - у нас своя.
Лики святых, разработанная градация типов святости... Когда у нас в храме принимают записки на молебен, работницы свечного ящика смотрят строго - чтобы, упаси Господи, ничего случайно не перепутать: преподобномученика не записать просто мучеником, мученика - страстотерпцем. Святые подчас видятся нам плоскими фигурками в святцах, держащими в руках атрибуты своего типа святости, все - на одно лицо, писанное строго по канону. Единственное, чем они отличаются - вот этими своими атрибутами, типами святости: мученик - одно, блаженный - другое, а святитель - вовсе третье. Есть даже некие клише, по которым, мнится нам, написаны канонические жития святых: мы уже знаем, что ежели это преподобный, то в детстве он, как положено, в среду и пяток материнскую грудь не брал и всегда избегал шумных игр, а мученику такие действия могут быть и не показаны, зато его непременно "строгают железами", и ему не больно, он в это время громко исповедует Христа (произнося порой проповеди, построенные по всем правилам апологетической гомилетики) перед непременно собравшейся вокруг него затаенно внимающей аудиторией, которая, впечатлившись его стойкостью, вся отправится затем массово креститься...
Мы часто забываем простую, но важную вещь: прославление святых, внесение их в святцы и иконографические прориси - акт не более чем педагогический, "для примера". Учебник географии важен, он поможет правильно ориентироваться на планете - но сама-то планета Земля, с ее морями и материками, странами и народами, больше и сложнее, чем любой учебник. Изображение Христа на иконе напоминает о Христе – но Им Самим не является. Изображение на иконе человека - не стопроцентно тождественно самому реальному человеку.
Типы святости, их четкая градация - вещь достаточно условная. Ведь в каждом христианине, обычном грешном человеке, но живущем верою и любовью ко Христу, живущем в Его Церкви, есть в той или иной степени все типы святости сразу, по крайней мере, долженствуют быть. Святители - так разве не все верные, народ священный, как называл христиан апостол, все собравшиеся на литургию, а не только священник, совершают таинство Евхаристии, разве не все мы обязаны проповедовать Царство Божие, пришедшее в силе, и Сына Божия, пришедшего во плоти, разве, если наши родные, домашние, дети слабы в вере, мы не обязаны быть для них пастырями добрыми, учить, наставлять и предстательствовать Богу за всех?
Преподобные - так разве подвиг поста, молитвы, борьбы с греховными страстями и демоническими силами, стоящими за ними, подвиг за свое подобие Христу, не обязателен для каждого из нас?
Юродивые - так разве тот, кто следует в жизни заповедям Христа, а не нормам и ценностям общества потребления, не юродивый для этого мира? И разве не все мы, в любом случае, мученики, свидетельствующие о Христе верой и терпением в скорбях и страданиях, на которые так щедр пронизанный злом и грехом мир? Откроем те страницы святцев, которые еще только-только вышли из-под пера истории, - мартиролог новомучеников и исповедников...
Обычные люди, такие же, как мы с вами, не полубоги и даже не персонажи "Золотой легенды", из ран которых истекало млеко вместо крови... Да и не всегда это были телесные раны. Формально говоря, четвертак лагерей - не строгание железами, жизнь в лагере - все-таки жизнь.
И толпы, внимающей предсмертной проповеди мученика, часто не было - был следователь, равнодушный и к подследственному и к его вере, неравнодушный только к выполнению плана по врагам народа, которого от него требует начальство. Безвестность, безымянные могилы, безымянные судьбы, далеко не все из которых были записаны даже и "на память птицам" шаламовским пером...
Мучения от мира сего, имеющие целью заставить человека отказаться от Христа, от Его правды и Его любви, от веры в Него, есть и сейчас. Они принимают совсем не такие формы, к каким привыкли читатели древних патериков. Внешне мир толерантен ко всем: веруй во что хочешь, посещай храм или бордель, носи на груди крест или татуировку, ходи крестным ходом или на гей-парад - полная свобода!.. Нет кесаря на троне, нет спекулатора с мечом - но это только внешне. Всякий, кто терпит скорби от мира сего ради верности Христу и Его заповедям - мученик.
Мученик, несмотря на то, что не имеет порой той радости, с которой шли на смерть древние мученики, на то, что уныние, страх, сомнения на грани неверия - все это терзает нас ежечасно... У каждого человека - своя мера, у древних была своя - у нас своя. Но, преодолевая собственные немощи в упорном желании как-нибудь, да не отступиться от Христа, не равный ли с древними подвиг мы совершаем?
Тысячи повседневных ситуаций. Отказаться делать аборт, хотя муж угрожает разводом.
Ухаживать за выжившей из ума престарелой капризной бабушкой, хотя вполне можно сдать ее в дом престарелых.
Не утопить котят, нагулянных кошкой, а взять на себя мороку их пристраивать.
Простить обидчика и забрать заявление на него из милиции, хотя по всем статьям его следует наказать.
Не пытаться поправить свой бизнес путем уничтожения конкурента, хотя такой поступок в наше время был бы признан естественным.
Будучи прикованным к постели, не поддаваться - изо дня в день - унынию и отчаянию, терпеть и не оставлять молитву.
Невидимый, непонятный миру крест. Если этого ежедневного мученичества не видит мир, если после него сотни людей не обращаются, по примеру древних, в веру Христову - можно ли сказать, что такое мученичество "несчитово"?.. Да, этих мучеников вряд ли канонизируют, напишут их жития стилизованным под старину языком и изобразят на иконе, - но и этот крест терпения, скорбей и неудач во имя Христа есть крест мученичества. Эти прориси сделаны не черной краской на доске - ржавым гвоздем повседневности на измученных, но исполненных веры сердцах наших современников...
Пусть этого мученичества не заметят сонмы на площадях, но увидит всего один человек - муж, жена, ребенок, сосед, сослуживец, и пусть зрение этого свидетельства не даст мгновенного и, скажем современным посконным языком, "пиароемкого" плода, пусть зрящий не побежит сразу же креститься и не будет по дороге к храму вопить в голос о своем обращении, - но кто поручится, что этот плод веры, небольшой, но подлинный, не появится в нем через долгое время? И этого малого, но великого плода может ждать бесконечно Тот, у Которого тысяча лет - как один день, Кто смотрит в сердце и видит и пестует невидимое.
Автор: иерей Сергий Круглов (Правмир)
3. ГОРОД ЯБЛОНЕВЫХ ЗОРЬ. Алматы. свт. Николай
4. «Господи! Господи! Вот я!» Свв. Александр, Стефан и Филипп Кучугурские
5. МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА
7. ЗАИЛИЙСКИЙ ФАВОР. Серафимо-Феогностова мужская пустынь в Аксайском ущелье г. Алматы
8. ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
9. СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ. Верненские (аматинские) священники
10. ТАЛДЫ - КУРГАН. Станция Уш-Тобе
11. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. АЛЖИР - АСТАНА
14. КАМЫШИ, КАМЫШИ.... ОКОНЧАНИЕ части 1