МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА
(+ВИДЕО, КНИГА)
В Свято-Никольском соборе, где я сейчас нахожусь, есть паломнический отдел. Здесь часто можно увидеть объявления о том, что набирается группа в поездку к Серафиму и Феогносту и к могилке Иосифа Чернова.
У моего деда тоже была фотография прозорливого старца владыки Иосифа. Помню с детства этот снимок. Да вы и сами сейчас поймете о чем я говорю. Посмотрите на эту фотографию. Сколько любви, сколько добра и тепла исходит от неё. Будучи мальчишкой, ничего несмыслящим, я все же очень любил смотреть на этот лик. Даже мысленно разговаривал с ним, как с родным, близким человеком. Только говорил я своих переживаниях, которые никому не мог доверить.
Конечно же, я тоже записался и поехал.
Иногда кажется, что настоящие святые жили настолько давно, что и узнать об их реальной жизни ничего нельзя, остались только легенды. Но вот перед нами жизнь подвижника, жившего в недавнем, прошлом веке. Митрополит Иосиф умер всего 38 лет назад, в 1975 году!Живы люди, которые знали Иосифа Чернова, и воспоминания этих людей даже собраны в документальный фильм. Разве это не чудо? Только вот так жалко, что мы этого не ценим!
Даже большинство из тех, кто читает сейчас эти строки, даже жили с ним в одно время. А возможно, и видели его воочию, только не придали этому особе значение.
Я нарочно не называю митрополита Иосифа святителем или святым, не потому что таким его не считаю, но потому что митрополит Иосиф пока еще не причислен к лику святых. Так бывает.
Жизнь человека, о котором идет речь, сложно назвать обычной. Родился митрополит Иосиф в 1893 году, умер в 1976 году. Вот несколько фактов из его биографии: в общей сложности 17 лет провел владыка в советских лагерях и ссылках, 66 суток отсидел в гестаповской тюрьме, где окна в мороз были без рам и стекол, чудом избежал расстрела. В 1918 году в Таганроге он, будучи иподьяконом и секретарем архимандрита Арсения (Смоленца), спас его от смерти. Вот так прямо пошел в порт к пьяным ревоюционным матросам, и объяснил, что архимандрит не виновен в том, за что его хотят расстрелять.
Позже, в сталинских лагерях митрополиту Иосифу приходилось работать на лесоповале, был он санитаром в туберкулезном бараке, уборщиком в бане, водовозом, а после лагеря – сторожем в детских яслях. Даже физически выжить в этих условиях было трудно, но митрополит Иосиф стремился не к физическому выживанию, а к сохранению веры и Христовой любви. К смерти он был готов всегда и много раз она проходила совсем близко. Именно стойкость в вере помогла митрополиту Иосифу пережить ссылки, тюрьмы, гонения, клевету и сохранить в себе Свет Христов, чтобы обогреть многих людей.
В 1918 году в революционном Таганроге епископ Арсений, спасенный от смерти, постриг своего секретаря, иподиакона Иоанна в монахи с именем Иосиф: "Владыка Арсений - вспоминал впоследствии митрополит Иосиф - дал мне это имя для того, чтобы я всех кормил". И владыка помнил этот завет всю жизнь. Он действительно всех кормил - в лагере приносил в туберкулезный барак лишний кусок для доходяг, а когда возглавлял большую епархию, был рад каждому, и каждому старался сам услужить, угостить, приготовить ночлег. Любви митрополита Иосифа хватало на всех. С удивительной теплотой вспоминают о нем те, кому выпало с ним встретиться.
Собираясь в поездку, я успел прочесть в сети воспоминания митрополита Иосифа (найти их не составляет труда, почитайте, не пожалеете), и уже на кладбище, услышав знакомые уже слова, я вдруг понял, что помню их дословно. "Редко сходит такое счастье с неба на землю, какое я переживал в этот момент. Уже принят! Мечта многих лет исполнилась в мгновение ока", - так рассказывал владыка о том дне, когда он, тогда еще Ваня Чернов 17 лет от роду, был принят послушником в Белыничевский монастырь. О том, откуда взялось это певучее название, митрополит тоже рассказывает: "В казачьих войсках, которые когда-то давно стояли в этой местности, была икона Божией Матери. И это селение, где стояли войска, озарялось каким-то светом от иконы и поэтому называлось оно Белыничи (белые ночи, ничи, по-украински, ничка темная)".
Одно из первых детских воспоминаний митрополита – он, четырехлетний малыш, в бархатных штанишках и розовой кашемировой рубашке, встав на колени на солее, смотрит в щель под дверью алтаря. Тогда после службы священник сказал его отцу: «Михаил Наумыч, твой сын Вашутка очень рано хочет проникнуть в алтарь».
Ваня Чернов, наверное, был странным мальчиком. Он любил играть… в архиерея. И вовлекал в игру всех окрестных ребятишек. «Служил» в маминой юбке со складками, вместо саккоса, и белом утиральнике вместо омофора, надевая на голову вместо митры, смотря по сезону, никелированный судок или ворованную у соседки тыкву. За соседку, у которой воровал тыквы, митрополит Иосиф молился до самой смерти.
Будучи еще мальчиком, Ваня набирал полные корзины ландышей, чтобы усыпать ими всю дорогу, по которой крестным ходом проносили его любимую икону Божией Матери, (ту самую, что когда-то, в незапамятные времена, озарила ночную темноту в Белыничах). А когда цветы кончились, стал бросать на дорогу зелень - лопухи и крапиву, лишь бы не осталась Пречистая без цветов. Эти детские цветы вспомнил митрополит Иосиф, когда осенью во время первого ареста, его из тюрьмы под конвоем отправляли в ссылку, и люди, которые бывали на его службах, осыпали его путь до вагона белыми астрами. Не возгордился, а смиренно принял от Богородицы Ее чудесный подарок - это очень в духе всей его жизни.
Поступить в «намастырь» чтобы «работать и молиться», с самого детства было его мечтой, его первой любовью. А от любви люди иногда совершают безумства: Ваня набирал полные корзины ландышей, чтобы усыпать ими всю дорогу, по которой крестным ходом проносили его любимую икону Божией Матери, (ту самую, что когда-то, в незапамятные времена, озарила ночную темноту в Белыничах). А когда цветы кончились, стал бросать на дорогу зелень – лопухи и крапиву, лишь бы не осталась Пречистая без цветов. Эти детские цветы вспомнил митрополит Иосиф, когда осенью во время первого ареста, его из тюрьмы под конвоем отправляли в ссылку, и люди, которые бывали на его службах, осыпали его путь до вагона белыми астрами. Не возгордился, а смиренно принял от Богородицы Ее чудесный подарок – это очень в духе всей его жизни.
А еще посмотрите фильм о митрополите Иосифе Чернове "Свет радости в мире печали" (ФИЛЬМ и КНИГА расположены внизу страницы). Там множество таких моментов трогательных и поэтических создают особую художественную достоверность текста. В фильме текст сопровождают пейзажи описываемых мест и кадры хроники - революционные матросы, фашисты, разрушенные храмы, простые и вечные моменты церковной службы - все это помогает восприятию слов, и не отвлекает от них.
Митрополит Иосиф не только был великолепным рассказчиком, но и обладал литературным даром, он писал стихи и создал акафисты преподобной Пелагии, святителю Павлу исповеднику и великомученику Иакову Персиянину. Владыка Иосиф был «некнижный митрополит», университеты и книжную премудрость в молодости заменяло живое общение. Будучи способным юношей, он все, что называется, «схватывал на лету», а кротость и любовь к молитве со временем принесли ему мудрость.
Протоиерей Валерий Захаров, настоятель Никольского собора г. Алматы вспоминает: Я видел что ежедневно, с самого раннего утра и до позднего вечера, калитка дома, где жил владыка, не закрывалась, потому что шли, шли бесконечным потоком люди. Самые различные, разного возраста, пола, социального положения… Это были и дети, и старики, и мужчины, и женщины, это были и знатные, и простые люди… Никто от него не уходил не утешенным в той скорби, в которой он пребывал, неободренным, не окрыленным в тех деяниях, которые ему предстояло совершить.
Умер владыка в 1975 году. А за три часа до кончины видел у своей постели сонм сил бесплотных...
Вот она, святая могила человека, жившего с нами еще 38 лет назад. Человека, поистине святого для нас. Поток людей сюда не иссякает. Ведь в наши холодные времена так хочется найти утешение. Хочется теплого отношения, ласкового слова, чтобы поверить в то, что есть на свете люди добрые и любящие. Потому что тяжело верить в Бога, если не видеть людей, через которых приходит Его промысел. Свет, который подарил миру митрополит Иосиф, дошел и до нас. Если вам грустно и тяжело, поговорите с ним, посмотрите фильм "Свет радости в мире печали", прочитайте о нем книгу той же Веры Королевой и слова подвижника ХХ века прольются в наш ХХI век и согреют вашу душу.
Я все еще стою у могилы и на память мне ясно приходит один эпизод из жизни митрополита, который я не могу вспоминать без слез. Я плачу.
"Его перевели в лагерную туберкулезную больницу. Надо было 90 коек обслужить, ночью вымыть 90 плевательниц, чтобы к утру они были чистенькие. Пока больные уголовники спали, он ползал под нарами и мыл плевательницы. Иногда нечаянно задевал кого-нибудь из уголовников, за что его спросонья пинали ногами. Плевательницы были деревянными и впитывали в себя всякие мокроты. Другие заключенные скоблили их щетками, но Владыка выскабливать щеткой не успевал, ему не хватало времени. И однажды он заплакал и сказал: "Господи, неужели Тебе приятно, что Твой архиерей возится в плевательницах? Но если Тебе это угодно, то я буду мыть их руками". И стал мыть архиерейскими руками и скоблить ногтями эти плевательницы. "Но для меня было лучше мыть плевательницы, - говорил Владыка, - чем терпеть искушения от "египтянки"".
Молдагали Кенжегарин - сын хозяина-казаха, в семье которого в г. Кокчетаве жил ссыльный епископ Иосиф. Начало 50-х годов
"Жизненный подвиг митрополита Иосифа пробуждает к покаянию, назидает. Надо учиться на таких примерах, и благодарить Бога, что Он открывает нам некоторые фрагменты из жизни святых людей. Конечно, не все открыто. Но, думаю, того, что знаем, достаточно, чтоб этим руководствоваться. Потому что новомученики и исповедники - самые близкие нам святые, родные, кровные нам. Мы можем не только молиться им, но обращаться с позиции родства.
Именно с этих позиций обращался к святым митрополит Иосиф. Когда он приезжал в Ленинград и в Александро-Невской Лавре вышел на литию (была неделя всех святых, в земле Российской просиявших), все монахи вышли с ним, и Владыка читал молитву, перечисляя имена всех Русских святых. Он перечислял очень долго, по регионам. Называет, допустим: "…священномученика Филиппа, митрополита Московского…" И добавляет: "Ох, родненький мой!" Народ крестится, смотрит на него: так просто Владыка разговаривает со святыми! А он продолжает: "Святаго праведнаго Симеона Верхотурского… Миленький, и ты сюда попал!" - и дальше читает. Монашествующие - некоторые улыбались, а некоторые стояли и плакали, потому что этот Архиерей действительно чувствовал родство со святыми. Он настолько глубоко уходил в молитву, что не замечал, как к тексту молитвы добавлял свои возглашения к святым, которые были его родными, друзьями.
Мы же чувствуем родство с митрополитом Иосифом, он притягивает нас своей архипастырской мудростью, молитвенным духом, словом, житием своим. Своей святостью - а это невозможно утаить. Отпечаток его в людях остался. И главное, что этот отпечаток передается от тех, кто видел и знал митрополита Иосифа к тем, кто не видел, не знал, но слышал, читал о нем, кто молился на его могиле.
Все это интересно, над этим надо еще много думать. Но хотелось бы, чтобы мы, глядя на митрополита Иосифа, еще больше сроднились с ним и брали с него пример, чтобы спасти свои грешные души" (отрывок из книги Веры Королевой).
на фото: Митрополит Иосиф Чернов в Семипалатинске.1967 г. “Вот мы раскатались и в прохладном Актюбинске оказались с апостольским визитом... Град большой, и труб много... Вот Семипалатинск - совсем другое дело: и Иртыш, и собор, и многое археологическое красивое... На 13 ноября полетим, вероятно, в знаменитый (ныне) Целиноград, а к Михайлову дню - в Караганду”
У могилы митрополита Иосифа Чернова
Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего, митрополита Иосифа и святыми его молитвами прости наша согрешения!
Кладбище это было организовано на землях, прежде принадлежавших Иверско-Серафимовскому женскому монастырю. Сегодня это место находится в самом центре города, на проспекте Райымбека, бывшей Ташкентской улице. Здесь есть три воинских мемориала, множество могил участников ВОВ, эвакуированных в тыл и умерших от ран и болезней в госпиталях Алма-Аты, а также могил выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, общественных деятелей, политиков, производственников и других достойных людей города и страны. Многие могилы взяты под охрану государством.
Здесь же, под единым сводом из железа и стекла, расположены могилы выдающихся иерархов Русской Православной церкви Николая (Могилевского) и Иосифа (Чернова), и епископа Серафима (Гачковского). Посетители здесь бывают практически постоянно, поэтому для них установлена ажурная кованая часовня, территория вокруг выложена тротуарной плиткой, а подъездные пути заасфальтированы.
3. ГОРОД ЯБЛОНЕВЫХ ЗОРЬ. Алматы. свт. Николай
4. «Господи! Господи! Вот я!» Свв. Александр, Стефан и Филипп Кучугурские
5. МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА
7. ЗАИЛИЙСКИЙ ФАВОР. Серафимо-Феогностова мужская пустынь в Аксайском ущелье г. Алматы
8. ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
9. СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ. Верненские (аматинские) священники
10. ТАЛДЫ - КУРГАН. Станция Уш-Тобе
11. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. АЛЖИР - АСТАНА
«Свет радости в мире печали»: фильм о митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове)
Документально-исторический фильм «Свет радости в мире печали» – совместный проект Издательского отдела Астанайской и Алматинской епархии, Издательства Московской Патриархии и Православной студии Петербурга.
Автор сценария и режиссер – Лариса Соколова, оператор Игорь Жоров. 2 ЧАСТИ ФИЛЬМА.
Документальный фильм о владыке Иосифе снят в строгой, лаконичной манере, самое главное в нем – слова - самого митрополита и тех, кто вспоминает о нем. Эти воспоминания в фильме озвучены голосом Василия Ланового.
Множество таких моментов трогательных и поэтических создают особую художественную достоверность текста. В фильме текст сопровождают пейзажи описываемых мест и кадры хроники – революционные матросы, фашисты, разрушенные храмы, простые и вечные моменты церковной службы – все это помогает восприятию слов, и не отвлекает от них.
Говорить о фильме можно долго, но лучше его увидеть своими глазами. В наши холодные времена так хочется найти утешение. Хочется теплого отношения, ласкового слова, чтобы поверить в то, что есть на свете люди добрые и любящие. Потому что тяжело верить в Бога, если не видел людей, через которых приходит Его промысел. Свет, который подарил миру митрополит Иосиф, дошел и до нас. Если вам грустно и тяжело, посмотрите фильм «Свет радости в мире печали» и слова подвижника ХХ века прольются в наш ХХI век, и согреют вашу душу.
Хочется верить, что фильм по праву займет достойное место в сердцах зрителей - ведь именно для этого и был снят документальный рассказ о нашем современнике – подвижнике XX века.
и еще другие фильмы о митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове)