СМОТРИ ПРАВОСЛАВНОЕ ТВ

РАДИО "ВЕРА"


новая радиостанция, которая рассказывает современному жителю мегаполиса о вечных истинах Православной веры - 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Среди ежедневных программ нашей радиостанции – Церковный календарь, толкование Евангельских чтений, программы об истории, о воспитании детей и семейных ценностях.

РЕКОМЕНДУЕМ


УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Свой вопрос адресуйте любому батюшке проекта "БАТЮШКА ОНЛАЙН"







Друзья, присоединяйтесь к проекту "БАТЮШКА ОНЛАЙН" в известных социальных сетях!


В КОНТАКТЕ 


FACEBOOK


TWITTER


 ОДНОКЛАССНИКИ 


INSTAGRAM


ЮТУБ

Творчество наших читателей

Присылайте свои авторские стихотворения, рассказы, сказки,  фотографии вашего рукоделия на адрес semsobor@mail.ru с пометкой ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Статистика

счетчик посещенийраз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года

ПОД КОЛЕСНИЦЕЙ СМЕРТИ


Как известно, Православная Церковь Казахстана не знает православных святых, прославившихся до начала ХХ столетия.  Но сколько святых подарил нам ХХ век…

Свет Православия стал проникать в Великую Степь и предгорье Заилийского Ала-Тау только после добровольного присоединения Туркестанского края к Российской Империи и перехода народа, населяющего край, под покровительство русского царя, переезжающими русскими переселенцами и охранявшими этот дальний рубеж России казачьими войсками. Тогда в приграничных крепостях и новообразованных поселениях стали воздвигаться Божии храмы. Благодаря этому в кочевом казахском народе стала зарождаться своя интеллигенция, и многие степняки сознательно принимали Православие.

В дореволюционный период на территории современного Казахстана была основана самостоятельная Туркестанская епархия с кафедрой в г. Верном.

Но с началом установления в крае советской власти, в  Казахстане сразу же начались гонения на Церковь.


Из окон поездов

Мелькают  то леса, то скалы,

И встают из полуночной тьмы

Соловки, Карлагские подвалы,

Ледяные склепы Колымы,

Бьются кони, плачут чьи-то дети,

Тени, тени рвутся наяву,

Офицеров, сваленных в подклети,

Девушек, распластанных во рву,

Рвется прах с заброшенных погостов,

Комом к горлу подступает прах,

Ледяная лапа холокоста

На Ее заснеженных полях,

Но летит! Летит по белу свету,

Сквозь пургу и завесь снежных вьюг,

Бьются крылья белые по ветру,

Так, что звезды падают вокруг,

В звездных вихрях полыхает ветер,

Новый век еще сокрыт во мгле,

И несет она тысячелетье

На своем надломленном крыле.


Александр Демидов

 Это было связано с тем, что население края состояло, в основном, из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма.

В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.

Так, в 1918 году в г. Верном был расстрелян священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский, в 1921 году в г. Петропавловске заколот штыками священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский. В этом же году на горе Кызыл-Жар Аксайского ущелья близ г. Верного расстреляны местные пустынники - подвижники высокой духовной жизни иеромонахи Серафим и Феогност. Казни и расстрелы происходили по всему пространству новообразующейся советской республики.

Последовавшая за тем новая волна репрессий конца 20-х, начала 30-х годов ознаменована массовыми ссылками в Казахстан верных чад Русской Православной Церкви. Этот период совпал с началом процесса "коллективизации", т. е. с уничтожением кочевого быта казахов, испокон веков занимающихся скотоводством. Начался невиданный за всю историю края голод, или, как его называли казахи, "великий джут".

И на этом фоне, в такие нечеловеческие условия были направляемы из России в Казахстан сотни тысяч осужденных за веру во Христа архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян, которые, порой, не имея, где главы преклонить, вместе с коренным населением переживали все ужасы этого "великого джута".

Насильственным образом начали создаваться коммуны и колхозы-гиганты. Занимавший в эти годы пост первого секретаря крайкома ВКП (б) Казахстана Ф. И. Голощекин настаивал, чтобы планы первой пятилетки, поставленные партией, выполнялись в подвластном ему крае любой ценой.

Голодный люд начал стекаться в Акмолинск со всех сторон. Вскоре толпы голодающих заполнили весь город. И как только стал сходить снег, открылась страшная картина. Во время поездок по степи близ Акмолинска всюду видели трупы умерших от голода людей. … Пытались их хоронить, но трупов с каждым днем становилось все больше.


Голод свирепствовал в степи, и в 1931 году, миллионы казахов были вынуждены бежать со своей родной земли от надвигающейся гибели. Пути откочевников были устланы трупами. На улицах городов и поселков, на заснеженных зимой и пыльных летом степных дорогах лежали трупы людей, погибших от холода и голода.

В Казахстане в 30-годы было несколько пересыльных пунктов ОГПУ, один из которых находился в его столице г. Алма-Ате. Большинство ссыльных - духовенства и мирян - в ожидании распределения, не имея крова над головой, находили приют в Никольской церкви, что располагалась в местности Кучугуры. В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто - ни священники, ни сестры не заболели. А в 30-м году много ссыльных умирало от дизентерии.

Также и в последующие голодные 1932-33 г. на улицах Алма-Аты, как и на улицах других городов Казахстана, валялись трупы людей. Но это не беспокоило руководителей республики.


Ссылка в Казахстан чаще всего заканчивалась новым арестом. Но, начиная с 1937 года, приговаривали в основном уже к смертной казни.

Но, пожалуй, самая трагическая страница времен гонений - это история города Караганды, которая состоит из тесно связанных между собой истории крестьян-спецпереселенцев 30-х годов и истории Карлага - Карагандинского лагеря НКВД. Об этом будет отдельный разговор.

В эти страшные годы по всей Карагандинской области не было ни одного православного храма. Спецпереселенцы собирались на молитву тайно, в землянках. Но, пройдя через эти нечеловеческие условия, российские спецпереселенцы явились основателями Карагандинской церкви, окормлять которую выпало постриженнику Оптиной пустыни преподобному старцу Севастиану (Фомину), исповеднику Карагандинскому, пережившему шестилетнее заключение в Карлаге и впитавшему в свое сердце боль и страдания своих карагандинских соузников.


Особого внимания заслуживает история Карлага - Карагандинского лагеря ОГПУ. 4 тысячи казахских юрт и 1200 дворов русских, немцев и украинцев были принудительно выселены с обжитых местностей. Их землю заняли многочисленные колонны заключенных, прибывающие со всех концов Советского Союза.

Первыми насельниками Карлага были, по воспоминаниям старожилов, монахи и священники.



Численность заключенных росла из года в год, и вместе с ней рос и развивался совхоз-гигант. Территория Карлага была равна территории Франции и по существу это было государство в государстве.

В 300 км от Караганды, в Акмолинской области находился всемирно известный концентрационный лагерь АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Но он являлся лишь одним из отделений Карлага, каких было много по всей стране. 

Тех лет немая тягота..,

Взрывавших судьбы глухота

В нас отголосками живут...

Крупицей страха где-то тут...

 

И в детях, внуках до сих пор

Пыль лагерная в коже пор,

Частица страха где-то в генах,

В подкорке всё наследье плена.

 

Страна была сплошной ГУЛАГ,

Зажавший все сердца в кулак,

И был в тисках железных псов

Парализован дух отцов...


М.Ж.А. из Нью-Йорка “ПРАВО НА ЖИЗНЬ” отрывок

До сих пор не опубликована карта лагерей - сделать это боятся. 

Сеть лагерей имела такой большой масштаб, что и сегодня страшно об этом говорить.

Люди, которые прошли лагеря, говорили о том, что это был "ад, который вышел наружу". Люди там полностью теряли человеческое достоинство.



В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями и окормляемой паствы.

В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать мучеников и исповедников. Многих из ссыльных спасали тепло и сострадательность местных жителей, делившихся с ними хлебом и кровом. Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар, священноисповедника Николая, впоследствии митрополита Алма-Атинского и Казахстанского спас от смерти простой татарин. Осенью 1942 года он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.

Также и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 года в ссылке в г. Кокчетаве был принят в многодетную казахскую семью и жил там, как уважаемый член этой семьи, тогда как русские жители Кокчетава принять в свои дома ссыльного епископа отказались.

Нет возможности подробно рассказать обо всех других прославленных новомучениках Казахстанских и подвижниках веры и благочестия, нет возможности рассказать и о событиях, происходивших во всех городах Казахстана. Можно лишь с уверенностью сказать, что нет ни одного города и ни одной веси более или менее значительной, в которых в ушедшем ХХ веке не приносилась бы Богу молитва находившихся там, в ссылках и лагерях и обретших в этих пределах вечный покой чад Православной Церкви.

 дальше...

1. ВСТУПЛЕНИЕ

 2. ПОД КОЛЕСНИЦЕЙ СМЕРТИ

3. ГОРОД ЯБЛОНЕВЫХ ЗОРЬ. Алматы. свт. Николай

4. «Господи! Господи! Вот я!» Свв. Александр, Стефан и Филипп Кучугурские  

5.  МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА

6.  О ПОДВИГЕ НОВОМУЧЕНИКОВ

7. ЗАИЛИЙСКИЙ ФАВОР. Серафимо-Феогностова мужская пустынь в Аксайском ущелье г. Алматы

8. ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ

9. СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ. Верненские (аматинские) священники

10. ТАЛДЫ - КУРГАН. Станция Уш-Тобе

11. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. АЛЖИР - АСТАНА

12. МАТЕРИНСКОЕ «СПАСИБО»

13. ОСТАТКИ ЛАГЕРЯ АЛЖИР

14. КАМЫШИ, КАМЫШИ.... ОКОНЧАНИЕ части 1


ПОИСК


Беседы с настоятелем

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

всего  более 700 комментариев

Наш сайт с каждым днем становится все интереснее и полнее. Такой уже объемный. Просто низкий поклон администрации сайта. Сколько смотрю - среди православных сайтов наши- самый лучший. Лучше всех епархиальных. Отдельное спасибо за видео. Светлана


А вот все были бы такие сайты, а то ничего не найдешь для пользы. Дмитрий(Москва)


Очень люблю наш сайт. Какой-то он радостный, приятный. Всегда можно найти много полезного и легкочитаемых статей. Ухожу с вашего сайта всегда утешанной и духовно обогащенной. Помогай Вам Бог в вашем труде. О. Федору низкий поклон. Очень сожалею, что не смогу приложиться ко Кресту. С маленьким ребенком для меня очень далеко ехать. Прошу молитв за р. Б. Елену. Она очень хочет стать мамой, но что-то не получается... Катя



 Гостевая книга 

О НАС, НАШЕМ САЙТЕ