СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ
Страшные муки приняли священники братья Красивские - отец Василий и отец Парфений. Страдания, выпавшие на их долю, можно сравнить со страданиями первых христиан. Отец Василия познал поношение и мученическую смерть от тех, кого он окормлял, жалел. Ведь он был тюремным священником, а его палачами стали уголовники, возможно, некоторые из них еще недавно приходили к нему на исповедь. В 1919 году старец в возрасте 69 лет был привязан к хвосту лошади, которую пустили вскачь. Брат отца Василия - 60 летний священник отец Парфений, в огне, точно свеча перед алтарем сгорел заживо в том же 1919 году. В 2000 г. Оба прославлены в лике святых.
Кончина иерея Василия Верненского
После мученическую смерть приняли многие верненские (алматинские) священники:
В 1920 г. расстрелян настоятель Покровской церкви протоиер. Феофан Соколов, в 1921 г. расстрелян Анатолий Рождественский, через 2 месяца - его отец - протоиер. Димитрий Рождественский. В1924 г. у Горячего ключа близ поселка "Заря Востока" повешен священник Алма-атинской церкви Евфимий Круговых и с ним еще четыре человека. Все они прославлены в лике святых.
Отца сирых и Заступника вдовиц служители за любовь яже ко Христу многия скорби прияша овии от престола яты быша и заклани яко агнцы, овии в заточениих и горьких работах изнемогоша. Сего ради глас Господень услышаша призывающий:Приидите, благословеннии, внидите в Небесное Мое Царство.
Священномученик Евстафий Малаховский. Вспыхнувший в 1916 г. Киргизский бунт застал его в должности настоятеля Покровскоий церкви в с. Покровском, в 35 верстах от Пржевальска. Тысячи киргизов набросились на христиан. О. Евстафий, готовя к смерти свою паству, распорядился в храме читать акафист за акафистом.
На фоне общего плача и вопля не было слышно слов, предложив общую исповедь, народ стал с рыданием каяться в своих прегрешениях. И во время причастия Запасными Дарами киргизские войска чудом отступили, и удалось избежать насильственной смерти. В это же время в кузницах спешно изготавливали копья, тесаки и прочее оружие, в ход пошли даже самовары односельчан.
Отец Евстафий до конца не оставлял свою паству и сопровождал их, когда те, подбирая на дороге раненых и изувеченных, тронулись в путь обозом из 700 подвод до Пржевальска. Только так можно было спастись. И чудом ни один человек не погиб. Последние годы о. Евстафий служил в Семиреченской области.
Известно, что погиб как миротворец при столкновении Пасхального хода и большевистской демонстрацией на Пасху 5 мая 1918 г. Подробности его мученической кончины не известны. Погиб в 37 лет. Прославлен в лике святых.
Расстрел Крестного хода
В воню благоухания Христова текохом истощанием вольным, святым Его заповедем себе поработивше, сего ради ко злодеем якоже Подвигоположник причтени быхом, ныне же в невестнице Его водворихомся со свещами светлыми
Священномученик Василий Колмыков.
Отец Василий Колмыков, будучи настоятелем церкви с. Мещанское Джаркентского уезда, окормлял также жителей близлежащих поселений. Благодаря вовремя предпринятым действиям о. Василия многие поселения отбили нападения киргизов.
Несмотря на то, что все поселения и молитвенные дома сгорели, священник сохранил веру и православную общину на приходах.
В 1918 г. красноармейцы арестовали священника, казаков и других верующих жителей станицы Подгорненской. Их вывели за село на кладбище, избили, некоторым одели мешки на голову. Затем всех расстреляли из пулемета.
Как вспоминают старожилы села, это было настоящее побоище. Под угрозой расстрела красноармейцы запретили хоронить останки убиенных.
Ночью сельчане все же выкопали яму и похоронили тела общей могилой.
В то же время жертвами красного террора в Семиречье стали погибшие иеромонах Мелетий (Голокосов) и священ. Владимир Дмитриевский, протоиер. Филипп Шацкий, настоятель Владимир Джуринский с супругой Ефросинией Джуринской.
Все они были причислены к лику святых.
Василию Калмыкову было 52 года.
Памятный крест и плита на месте расстрела красноармейцами жителей ст. Подгорненской
Священномученики Владимир Цедринский, Георгий Степанюк, Виссарион Селинин и Михаил Сушков.
Одновременно со священником Василием Колмыковым и другими семиреченскими пастырями в первую волну красного террора пострадали священники Лепсинского уезда.
Летом 1918 г. о. Георгий Степанюк был взят под стражу. В период разгрома и массовых убийств он остался со своей паствой, несмотря на уговоры супруги эмигрировать в Китай.
о. Георгий Степанюк
Сохранилась предсмертная записка священномученика, в которой он обращается к благочинному Лепсинского уезда Владимиру Цендинскому: "…Чувствую, что страдаю за веру, правду и откровенность, а также за любовь к простому народу, который в своей темноте предает своих лучших друзей, печальников, своих пастырей. Не оставляйте сирыми жену-вдову и детей-малюток. Очень жалею, что не сумел устроить их жизнь счастливее. Спасибо всем прихожанам, выразившим мне сочувствие в испытании… Уже сменили караул…".
Отца Георгия расстреляли без суда и следствия за селом, на берегу реки Чинжал. перед смертью батюшка помолился коленопреклоненно, потом встал, крестообразно сложил руки на груди и громко, как бывало в церкви, возгласил: "Прими, Господи, мою грешную душу!" красноармейцы выстрелили. Ему было 38 лет.
Протоиерей Владимир Цендинский (Лепсинский) после убиения о. Георгия бесстрашно обличал действия большевиков. Те, дождавшись окончания Божественной литургии, вывели о. Владимира за церковные ворота и, поставив между двумя лошадьми, на которых ехали сами, погнали на городское кладбище в 2,5 км. От Лепсинска.
Прихожане, в основном женщины, бежали следом, пытаясь освободить батюшку. И недалеко от кладбищенских ворот на глазах у прихожан красноармейцы зарубили отца Владимира шашками, бросив его окровавленное тело. Женщины сами дотащили тело убиенного священномученика в церковь. Отпевание совершили священники из соседних сел. А похоронили его на кладбище рядом с местом, где он был зарублен. Жители села тайно ходили на могилу о. Владимира для молитвы и панихиду. Позже на могилу положили гранитную плиту.
Мощи протоиерея Владимира Цедринского были обретены 2 июля 2001 г. На льняной полуистлевшей рясе сохранилась кровь священномученика. О. Владимир принял мученическую смерть сразу после того, как отслужил Божественную литургию, за которой причастился Святых Христовых Тайн. И кровь его, срастворенная с Телом и Кровью Христа, излившаяся на одежду, оказалась нетленной и через восемьдесят с лишним лет. Ныне святые мощи сщмч. Владимира находятся в Иоанно-Богословском храме г. Талды-Кургана Алматинской области.
Часть рясы сщмч. Владимира Цедринского со следами излившейся крови
Частица мощей священномученика Владимира Лепсинского теперь хранится и в нашем храме. Для молитвенного утешения верующих города Семипалатинска Архипастырь передал в дар Воскресенскому собору частицу мощей священномученика Владимира, пресвитера Лепсинского. При дроблении святой частицы мощей для поклонения верующими произошло чудо: на изломе проступила живая кровь.
Протоиереи Владимир Цедринский и Николай Сущевский, священники Георгия Степанюк прославлены в лике святых.
Радуйся, священномучениче Владимире, Лепсинская похвало, ты бо мужески на подвиг укрепил еси иже в Семиречии за веру пострадавшия, с нимиже прежде лета многа Богу и народу Божию благочестно послужил еси. И ныне купно со иереи Виссарионом, Георгием и Михаилом Христу во славе предстоя, молися благая и полезная прошения исполнити всем к раце мощей твоих притекающим.
Тогда же, 1 мая 1918 г. был изрублен шашками во время столкновения первомайской демонстрации с крестным ходом благочинный церквей Урджарского округа, настоятель церкви в станице Урджар Лепсинского уезда Виссарион Селинин. Сохранился надгробный камень, поставленный на месте захоронения священномученика верующими односельчанами. Священнику было 42 года.
Мощи его были обретены 26 октября 2001 г. Сейчас почивают в деревянной раке в Свято-Ильинском храме с. Урджар (Семипалатинского благочиния).
В 1921 г. последовала мученическая кончина священ. Михаила Сушкова в возрасте 45 лет. Это он взял на себя заботу о матушке и четырех детях убиенного свящ. Георгия Степанюка. Красноармейцы жестоко мучили о. Михаила, вырвали бороду, волосы на голове, затем увезли в горы и расстреляли.
В 1923 г. в г. Талды-Кургане был расстрелян протоиер. Николай Сущевский. Простой мирянин, Иоанн Сокардин, протестуя против закрытия церкви комсомольскими вожаками, принялся звонить в колокола, чтобы собрать народ; он был избит безбожниками и скончался от побоев.
Почитание семиреченских новомучеников началось сразу после их кончины.
Протоиереи Виссарион Селинин, Михаил Сушков и мирянин Иоанн Сокардин прославлены в лике святых.
Священномученики Иоанн Гранитов и Константин Зверев
Особенно драгоценны для нас примеры любви, о которой говорится в Евангелии Иисусом Христом: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (ин.15,13). Эти евангельские слова воплотились в мученической кончине талгарского священника Константина Зверева.
Он при аресте настоятеля храма священника Иоанна Гранитова заступился за него. Его немедленно изрубили шашками (четвертовали).
Останки растерзанного отца Константина сложили в мешок и бросили в овраг около кладбища, где проводились расстрелы. Ему было 38 лет.
А отец Иоанн был расстрелян по обвинению в укрытии запасов хлеба и погребен в неизвестной могиле близ города Талгар. Ему было 45.
Протоиерей Иоанн Гранитов с женой и детьми
Вместе с о. Иоанном Гранитовым был расстрелян священник с. Маловодное Леонтий Клименко и с ним пятеро православных христиан. А меньше, чем через год в станице Софийской были убиты староста церкви Иосиф Беспалов и с ним 37 верующих. Все они причислены к лику святых.
Иоанна, пресвитера Талгарскаго глас ныне да услышится: Не отрекайтеся от Бога! С нимже диакона Константина подвиг любве да воспоется, положшаго душу свою за пастыря своего, мы же на кончину их взирающе вере славных мученик подражати да научимся.
3. ГОРОД ЯБЛОНЕВЫХ ЗОРЬ. Алматы. свт. Николай
4. «Господи! Господи! Вот я!» Свв. Александр, Стефан и Филипп Кучугурские
5. МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА
7. ЗАИЛИЙСКИЙ ФАВОР. Серафимо-Феогностова мужская пустынь в Аксайском ущелье г. Алматы
8. ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
9. СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ. Верненские (аматинские) священники
10. ТАЛДЫ - КУРГАН. Станция Уш-Тобе
11. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. АЛЖИР - АСТАНА
14. КАМЫШИ, КАМЫШИ.... ОКОНЧАНИЕ части 1