О ПОДВИГЕ НОВОМУЧЕНИКОВ
Нам остались их могилы, разрушенные храмы и записи допросов. С их страниц нам слышен голос исповедников. Читая текст бесед мучеников со следователем, можно задаться резонным вопросом: А в чем суть их мученичества?
Мы воспринимаем мученика - как того, кто принял мученичество, то есть того, кого мучили, причиняли боль. По-гречески мученик - "мартирос" - свидетель. Тут сделан акцент на ином качестве подвига, на свидетельстве. Святой мученик свидетельствуют жизнью о том, что есть ценности выше самой жизни. Причем, нам это кажется невероятным: что-то может иметь большую цену, чем радость свободы, семьи, и всей поэзии жизни, данной нам Самим Богом.
Рассуждая о мученичестве, мы к тому же искренне недоумеваем: откуда у них взялись силы? Мы боимся Христовых мук и с ужасом думаем: "Да, им помог Христос". Кому помог, а кому не помог. Им помог, а поможет ли лично мне быть таким стойким? И думаем: "Навряд ли". В самом деле, роза не растет на асфальте. Из допросов не видна жизнь праведников до ареста. Но если вчитаться в житие, то мы легко заметим как потихоньку, в течение всей жизни наполнялось их сердце благодатью и силой.
Праведность и милосердие - это не мешок с дыркой на плечах и не тысячи поклонов в день, а прежде всего радость. Жизнь с Богом - это сочетание нашей жертвы и обратный ток благодати, входящей в нас от Бога.
Новомученики жили так же просто, как и мы. Часто очень бедно. По сравнению с ними мы живем прекрасно. Для них были такие же очереди в магазинах и больницах. Они так же несли службу. Но, в отличие от нас, жизнь в миру они восприняли как служение.
Многие изографы пишут Христа на иконах в муках боли или как бы уснувшего, потому что большая часть из нас хорошо знает, что такое боль, но очень плохо разбирается в радости. Христос на кресте был мучим страшной болью. И мученики Христовы были подвергаемы страшным муках, в которых многие из них, вместе с тем, испытывали божественный восторг, устраняющий боль и ужас смерти.
В графике это должен быть божественный покой лучезарного Бога. Наши мученики - не мазохисты. Мазохист ищет боль, и она ему доставляет какое-то болезненное удовлетворение. А мученики шли ко Христу не болезнью, а увлекались радостью и благодатью, затмевающими страдания.
Христос на кресте кроме боли испытывал восторг любви, так же, как и светлые добропопобедные отцы. Эта Христова радость была не просто дана мученикам по ходу дела. Она исподволь рождалась и возрастала в течение всей жизни. От доброго дела к доброму делу. От честного поступка к честному поступку. Так незаметно ткется ткань праведности. Так постепенно очищается сердце. А чистое сердце умеет видеть Бога, и ничего лучшего ему не надо. Тогда человек попадает в пространство любви, из которого никто уже никогда выйти не желает. Зачем мир, если в нем грустно и скучно?
Опыт новомучеников - это еще и отличное свидетельство преимущества радости общения с Богом по сравнению с любой другой. В конечном итоге, духовная победа, купленная ценой смерти - это сильнейшее свидетельство существования Бога.
Священник Константин Камышанов “Новомученики - свидетели Радости” (печатается в сокращении)
3. ГОРОД ЯБЛОНЕВЫХ ЗОРЬ. Алматы. свт. Николай
4. «Господи! Господи! Вот я!» Свв. Александр, Стефан и Филипп Кучугурские
5. МИТРОПОЛИТ ИОСИФ ЧЕРНОВ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА
7. ЗАИЛИЙСКИЙ ФАВОР. Серафимо-Феогностова мужская пустынь в Аксайском ущелье г. Алматы
8. ВСЕГДА ЛИ НАДО УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ
9. СВЯТЫЕ ЗЕМЛЯКИ, СРОДНИКИ НАШИ. Верненские (аматинские) священники
10. ТАЛДЫ - КУРГАН. Станция Уш-Тобе
11. МЫ БУДЕМ ЖИТЬ. АЛЖИР - АСТАНА
14. КАМЫШИ, КАМЫШИ.... ОКОНЧАНИЕ части 1