Огромное значение в богослужебной жизни Церкви и в жизни каждого христианина имеет последняя неделя перед Пасхой. Хотя христианская жизнь в целом неотделима от богослужения, от Литургии, за которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых, но богослужения именно этих дней особенно важны и непохожи ни на какие другие богослужения церковного года.

Все начинается в последнее предпасхальное воскресенье, когда Церковь вспоминает вход Господень в Иерусалим. Есть у этого дня и еще одно название — Вербное воскресенье. Оно связано с совершаемым во время богослужения освещением вербы в память о том, что люди, приветствовавшие Иисуса Христа у входа в город, держали в руках пальмовые ветви — символ радости и торжества. В России первым растением, расцветающим при наступлении весны, является верба, по-этому возникла традиция использовать ее.

Для чего Господь отправился в Иерусалим и почему именно в этот раз (ведь Иисус Христос приходил сюда и ранее) Его посещение для нас, христиан, приобрело такое огромное значение? Иисуса из Назарета встречало множество людей необычайным ликованием, со всех сторон раздавались приветственные возгласы: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Словосочетание «Сын Давидов» использовалось иудеями как одно из имен обещанного Богом Спасителя народа Божиего. То есть, ученики и многочисленные паломники, шествовавшие в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи, который установлен в память о чудесном избавлении евреев от египетского рабства, приветствовали Иисуса Христа как Мессию, встречали Его как своего царя, несмотря на то, что Сам Христос не являл Своим видом никаких признаков царственного достоинства, и даже въезжал в Иерусалим не на лошади, а на молодом ослике.

Одна из причин такого ликования — чудо, совершенное Господом незадолго до этого — воскрешение Лазаря, находившегося в гробу уже четыре дня, так что ни у кого не было сомнений в его смерти (см. Ин. 11, 38–45). Об этом говорит евангелист Иоанн: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12, 17–18). Никто и никогда не возвращал к жизни четверодневного мертвеца. Многие радовались столь явному явлению Божественной силы, другие – испугались: «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47–48). Поэтому «С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря стало прообразом скорого Воскресения Христа. Именно об этом можно услышать в храме во время праздничного богослужения.

Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен сделать что-то такое, что перевернет жизнь людей. И на самом деле именно для того, чтобы раз и навсегда в корне изменить жизнь всех, живших когда-либо на земле от Адама, и всех, кто когда-либо родится, Христос стал Человеком. И для того чтобы завершить Свою миссию, Он и отправился в Иерусалим.

От «Осанна!» к «Распни!» 

Но «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!», радость — злобой. Почему так произошло? Люди ждали Мессию, но видели в нем земного царя, который вернет процветание и благополучие, освободит от плена. Они ошиблись только в одном: Христос действительно — Царь, только другой. Он царствовует не во дворцах и вершит власть не силой армии и оружия. Царство Христово не земное — Небесное, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат, осудивший Господа на смерть, несколько раз спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37). Царство Христа – в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обременного», чтобы «успокоить» его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста.

Для верующих Страстная седмица, которая следует после праздника Входа Господня в Иерусалим, становится воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса Христа (церковно-славянское слово «страсть» переводится в данном случае как страдание). Каждый день седмицы посвящен определенным событиям из жизни Спасителя. Господь очень много проповедовал перед Своими страданиями. Поэтому в первые три дня Страстной седмицы в храмах звучат пространные Евангельские чтения, в которых мы слышим притчи и последние наставления Спасителя ученикам и народу. В Великую среду вспоминается предательство одного из учеников — Иуды Искариота, решившего помочь врагам Господа Иисуса безопасно взять его под стражу. Четверг — день Тайной вечери (ужина), когда Господь в последний раз собирается вместе с учениками для совершения пасхальной традиционной трапезы. Во время этой вечери Господь устанавливает главное таинство Церкви Евхаристию, совершая причащение учеников Хлебом и Вином, как Своими Телом и Кровью (см. Мф. 26, 26–29; Мк. 14, 22–25; Лк. 22, 19–20). Великая Пятница — день крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа. В каждом храме совершается вынос из алтаря плащаницы — изображения Христа, лежащего во гробе. Это день особенно строгого поста, ведь Сам Господь принес Себя в жертву за нас.

Последний день перед Пасхой — Великая Суббота. Уже начинают звучать в храмах воскресные песнопения. Темные облачения сменяются белыми. Мы чувствуем приближение пасхальной радости. Христос еще в гробу, но спасение наше уже совершилось. Грядет победа над последним врагом — смертью.

«Саратовская областная газета» № 50 (3609), Священник Василий Куценко

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ к Великому посту

приготовляют к сложному и длинному пути заранее, за три седмицы. Воскресные Литургии обладают своим неповторимым содержанием:

 

1 - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ (сплошная седмица)


2 - НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ


3 - НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ

МАСЛЕНИЦА

(сплошная седмица)


и последнее воскресение перед постом

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ, АДАМОВО ИЗГНАНИЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕНИЕ


ПОИСК ПО САЙТУ