«Греческое наследие – это Старый Завет Европы» – так удачно охарактеризовал вклад эллинов один из современных богословов. В самом деле, Старый Завет Израиля стал уникальной, не растраченной в веках и невзгодах кладовой памяти потомков Адама о своем истинном Отце. Непостижимым и удивительным образом небольшой народ сохранил также память о Рае и об устройстве мира. Более того, народ как единое целое стал вместилищем не только знаний о Боге, но его уделом, в котором Бог вместе с людьми начал работу по восстановлению утраченного Небесного Царства. И, наконец, это потрясающая история о соработничестве Бога и человека.
Но, как античные геометры и философы не смогли дойти до высот современной интегральной математики, так и Израиль, достигнув некоторого уровня богопознания, остановился на месте. Камнем преткновения стала убежденность, что мир людей и мир Бога – это два непересекающихся пространства. Эти два мира, в их представлении, были подобны воде и маслу, которые могут быть вместе, но не могут быть одно в другом. Только дважды приоткрывалась дверь миров, и Авраам смог принять Троицу, а Моисей увидеть часть славы Бога.
В античной культуре грань между мирами воспринималась как тонкая завеса, которая всегда может быть преодолена в случае необходимости. Так в «Одиссее» мы видим, как Афина то и дело является Одиссею, а сам герой вошел в мир мертвых. Здесь литературные персонажи отражают общую убежденность греков о тонкости преграды между мирами. В Деяниях апостолов эллинизированные жители острова легко приняли апостола Павла за бога, когда тот сбросил с руки в костер змею, легшую ему на руку. В этом плане очень показателен сильнейший евангельский сюжет о встрече римского сотника и Христа. Римлянину было нетрудно понять возможность боговоплощения. Ему это ощущение было знакомо ему с детства. Он ведь был человеком античной культуры. Восприятие непосредственной близости горнего мира и жизнь в соответствии с этим ощущением называется верой. Сотник знал об этом, и поэтому не остановился на ощущении близости Бога, но и просил Его помочь ему в деле милосердия. Мы много раз слышали, что вера без дел мертва, и вот – прекрасный образец веры соединенной с делом. Поразительный поступок – видеть рядом с собой Бога и не воспользоваться возможностью что-то взять для себя. Вера и дела веры центуриона позволили Христу сказать ученикам, указывая на сотника:
– Такой веры я не нашел во всем Израиле!
Далее, мы видим, как человек ветхозаветной традиции вошел в Рай. Павел был первым из апостолов, воспринявшем не только событие воплощения Бога, но и возможность проникновения в божественные области. Он написал о себе:
– Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба…
То есть, апостол Павел показал, что не только горние сходят в дольний мир, но что движение между мирами двустороннее. Нам это кажется тривиальным, а тогда это было феноменально.
Это ощущение взаимопрниконовения миров есть основа восприятия христианского космоса. Именно – не соседства, а взаимного вхождения друг в друга. Вершина такого понимания явилась в Таинстве пресуществления Даров на Литургии и Причастии. Как об этом написано в последовании ко Святому Причащению:
– Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое
Это очень важные слова: «Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе». Как невместимый Бог может поместиться в маленьком кувшине человеческого тела? Человек не может вместить в себя всего Бога. Кувшин лопнет, если в него положить сверх меры. Богословы утверждают, что, конечно же, не весь Бог, а только Его благодать входит и животворит человека, и через нее человек сродняется с Богом. Человек, принявший благодать, обожествляется.
Как это происходит, нам, живущим в миру, это совершенно не понятно. Мы, не желая испытывать Бога и доверяя Ему, даже и не стараемся это исследовать.
– Ты, Сам Господи знаешь, как и что, делай со мною что хочешь. Я не боюсь Твоей воли, потому что Ты любишь меня, больше чем я сам свою душу.
Но есть на свете иные люди – иноки. То, что нам не понятно или трудно, для них – предмет жизни. А Григорий Палама, кроме прочего, был прекрасно образован и воспитан в ближайшем окружении византийского императора. Эти два обстоятельства дали ему возможность правильно думать и видеть проблему масштабно.
Здесь можно было бы сделать паузу и спросить:
– А зачем нам, и всему большинству Церкви знать, о чем спорили эти афонские монахи семьсот лет назад? Зачем пользователю айпада квантовая механика или основы теории случайных чисел. Работает компьютер, горит лампочка, летит самолет- и пусть летит! Зачем забираться в такие дебри, где святым людям и то трудно разобраться? Тварный свет осиял тогда монахов или нетварный, пусть решают Божии угодники, а мы просто попостимся и помолимся. Пусть все будет так, как скажет Церковь.
На самом деле это важно для всех. Речь идет о том, насколько близок к нам Бог. Многие из нас как-то исподволь принимают за данность, что да, Бог в Церкви есть, а вот в миру как-то неявно. Мир как бы пуст, а на встречу с Богом надо идти в храм. Думают: «Когда это Он воплотился и вознесся, а теперь Его здесь нет. Рядом, но не здесь», как в ветхозаветные времена. В миру не видно Его Лица, не слышно Его голоса. Как будто.
Так вот, результатом споров монахом стал совершенно потрясающий практический результат. ОН ВСЕГДА РЯДОМ. Рядом не только духовно, но и физически. Вдумаемся в эти удивительные слова о том, что наш Небесный Отец всегда рядом материально! Как это?
Вспомним сцену встречи графа Мотовилова и прп. Серафима Саровского. Святой, взяв за плечи обычного человека, спросил, что он чувствует?
Что еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?
Я сказал:
– Теплоту необыкновенную!
– Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает… какая же может быть тут теплота?
Я отвечал:
– А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нее столбом пар валит…
– И запах,- спросил он меня, — такой же, как из бани?
– Нет, — отвечал я, — на земле нет ничего подобного этому благоуханию…
И батюшка Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:
– И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие. Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему!.. Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка: ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также.
Великий Григорий Палама доказал тогда, что божественные энергии, воспринимаемые человеком – не отчужденный посредник между Богом и человеком, но Сам Бог. Конечно, не во всей своей полноте, но Своими свойствами, Своей благодатью. Как лучи Солнца. Физики теперь совершенно уверены, что свет – это и есть часть Солнца, часть его материи. Он существует в квантах, имеющих как волновую, так материальную природу. Имея такую природу, свет может двигаться, оставаясь солнцем по существу.
Как солнце имеет возможность влиять на нас и согревать, так и Бог Сам лично влияет и согревает нашу душу . Не при помощи лучей, света, или чего-то там еще, а Самим Собой.
Отец Небесный всегда рядом. Движению к Богу или обожению человека препятствует только наша порочная жизнь, закрывающая нас от Него, как зонтик. А Он, как солнце, светит везде и всегда. Светит на всяком месте мира, так что, по нашему желанию, тотчас может открыться источник благодати в любой точке мира, прямо перед нами. Таким образом, эта неделя кроме прочего, посвящается напоминанию о том, что Бог очень близок. И нам важно понять, что Он походит к нам настолько близко, насколько мы сами того хотим.
В связи с этим, казалось бы, теоретическим вопросом, в третье воскресение поста нам предлагается к слушанию еще и фрагмент Евангелия о чуде исцеления парализованного человека, которого друзья принесли на носилках к дому, где остановился Христос. Испортив чужую собственность и разломав крышу дома, заметно рискуя, они спустили перед Богом своего больного друга в ожидании чуда. Почему эти два совершенно противоположных события оказались рядом? Что общего между размышлениями о тонкой природе фаворского света и этим дерзким поступком мирских людей? Что связывает исихазм, безмолвную молитву и этот шумный день, описанный в Евангелии?
Благодать.
В первом случае человек причащается благодати через очищение души, молитву, пост, безмолвие. А во втором – через милосердие. В обоих случаях Творец изменяет свойство материи, изменяет самого человека, отменяет привычные для нас законы и творит чудеса. Впрочем, чудеса они только для нас чудеса, а для горнего мира чудеса – это естественный порядок вещей. Единственная разница в том, что монах изменяется лично, а принесшие на носилках изменяются не только сами, но изменяют своего ближнего. Монахи меняют мир в глубину, а мирские в ширину.
Многие думают так: “вот, в Церкви я молитвой и Причастием набрался благодати, а в миру неверующие люди то и дело норовят ее у меня похитить или украсть”, то он неправ. Благодать имеет два источника. Хочешь, молись, и Бог покроет тебя фаворским светом. А хочешь, послужи ближнему как самому Богу. Точно также как в молитве, благодать обильно берется в служении ближнему, во славу Божию. Труд и крест – истинный источник благодати. С виду дела веры просты и обычны:
-… имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте;.. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими… Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 6-21).
Казалось бы, перечислены самые обычные прозаические мирские дела, однако в них мы уподобляемся любящему Богу, и он, через них, преобразует нас, увеличивает наши силы и готовит к жизни в Раю.
В неделю памяти о Григории Паламе Церковь напоминает нам о двух родах служения Богу. Смысл обоих служений – изменение, обожение себя и мира через сочетание своей воли и воли Господа . Снова читаем прп. Серафима:
– Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя.
Если на предыдущей неделе мы вспоминали о соработничестве Бога и человека в деле строительства здания Церкви, то теперь Церковь предлагает нам посильную каждому форму работы в этом строительстве грядущего Царства Небесного. Хочешь – служи делом, а хочешь – духом, но только не спи, душа.
Тонкая искусственная преграда между человеком и Богом – это не природная данность, а только результат нашей свободной воли, которая сама воздвигла это препятствие.
Пост напоминает нам, что границы миров прозрачны и Царствие Божие приблизилось не только к апостолам, но и к нам. Оно приблизилось совершенно явно, так что всякий верующий уже здесь, на земле, причащается благодати этого царства даже материально.
Материальность сочетания с Богом проявляется в счастье. Счастье не виртуально. Оно ощутимо в семье, на работе, на море и в воздухе. Счастье обретается в жизни с Богом. Ошибиться, с Богом мы или нет, трудно. У нас в душе есть встроенный компас – радость. Он точно указывает путь в Рай. И напротив, несчастье – это метафизическая болезнь, связанная с разделением мира Бога и человека. В жизни человека бывают искушения, которые ранят душу, но близость к Господу не дает ее погубить и сохраняет. В глубине души, живущей с Богом, как внутри волнующегося моря, все равно, всегда тишина и радость.
Мы, люди, как писал святитель Григорий, сотворены образом не ниже ангельского, богами по благодати, для жизни жизнью Бога. Радость– это верный признак того, что Бог близко. На нашем мирском уровне близость Неба приносит простую радость. На высотах Григория Паламы – нечто большее обычной радости – несказанное блаженство в объятиях фаворского света. В эту неделю Церковь нам предлагает вспомнить о том, что дружба и работа с Богом радостны, а если кто-то захочет узнать почему, то пусть тот прочтет слова Григория Паламы о природе энергий Бога или вспомнит радостное удивление Христа о вере римского сотника или дружбу друзей, принесших расслабленного Христу.
Важно, что слова Христа: «Приблизилось Царство Божие» относятся не только к апостолам, но и к нам. Эти слова не вчерашний день. Эти слова также громко звучат и сегодня.. Ведь это основанное в нашей жизни- искание и обретение Бога. И нам очень важно знать, близок ли Он. Ведь если кто кого любит, то того ищет и рад быть рядом с любимым. А мы ведь любим своего Небесного Отца.
СВЯЩЕННИК КОНСТАНТИН КАМЫШАНОВ
http://www.pravmir.ru/favorskij-svet-i-rimskij-sotnik/