В обычаи Православной Церкви входит погребение наиболее выдающихся ее членов недалеко от зданий храмов. На территории Воскресенского собора г. Семипалатинска в настоящее время сохранилось два зафиксированных погребения. Одно из них принадлежит настоятелю храма протоиерею Андрею Балашеву и находится справа от главного алтаря храма, а второе, более древнее, иерею Евфимию Владимирову. Последнее захоронение расположено слева от главного алтаря храма. Местное церковное предание, неоднократно слышимое нами от старых прихожан, утверждает, что кроме этих двух в ограде собора имеются и другие погребения, в частности указывают на могилу главного инициатора постройки Воскресенской церкви отставного урядника Митрофана Казакова, а так же членов его семьи. Но, на сегодняшний момент, эти данные нельзя подтвердить или опровергнуть, по крайней мере, в ходе ремонтных работ в ограде храма летом 2005г. ни одного захоронения обнаружить не удалось. На этом фоне особенно обращает на себя внимание могила отца Евфимия Владимирова, которая выделяется значительными памятниками, а также тем, что возле неё всегда многолюдно. Цель данного очерка в том, чтобы, насколько возможно, проследить историю сооружения памятников над могилой о. Евфимия, их реконструкцию и современное состояние.
В ограде Свято-Воскресенского собора г. Семипалатинска с северной части от главного алтаря напротив жертвенника находится могила скончавшегося в 1897 г. священника Евфимия Владимирова, который до наших дней почитается прихожанами собора, как человек праведной жизни, чьё молитвенное предстательство перед Богом сильно и действенно. Жизненный путь о. Евфимия обычен для священников, живших в XIX в. в Южной Сибири. Родился он в 1827 г. в Тамбовской губернии, где получил начальное церковное образование, в 1860 г. переселяется в Сибирь и начинает служить в храмах Томской епархии, куда входили в то время и Алтай и совр. Восточный Казахстан. 1февраля 1878 г. о. Евфимий Владимиров был определен согласно с собственным его желанием вторым священником в Воскресенскую (казачью) церковь Семипалатинска. На этом посту о. Евфимий прослужил до 13 октября 1897г., когда он скончался, после совершения им Божественной Литургии, не дожив до своего 70-ти летия двух дней.
Несмотря на такой незначительный послужной список о. Евфимий Владимиров стяжал истинную всенародную любовь. Вот, что пишет его современник: «за тысячи верст знали о "батюшке Евфимии" (или о. "Ефиме" как его в простонародье называли), шли и ехали к нему, присылали по почте деньги с просьбою помолиться о здравии, или помянуть за упокой: все богомольцы, приходившие на Святой Ключ, знали о. Евфимия, а здешние горожане считали о. Евфимия тем молитвенником, которым держится благополучие нашего города; некоторые считали его прозорливым, приписывали и теперь приписывают его молитвам исцеления от разных болезней. Память об о. Евфимии крепка в нашем городе и теперь: чуть не в каждом помяннике можно найти имя почившего иерея Евфимия». Зная о такой, поистине всенародной любви нетрудно понять причину, почему вскоре после смерти рядом с могилой усопшего стали воздвигать памятники. Знаменитый семипалатинский краевед священник Борис Герасимов в статье «Дорогая могила» пишет: «В ограде Семипалатинской Воскресенской (казачьей) церкви к северо-востоку от алтаря, стоят два прекрасных мраморных надгробных памятника, очевидно скрывающие под собой чей-то прах. Чью же это память увековечил мрамор? Надпись на одном из памятников объясняет нам всё: " Священник Евфимий Владимиров, умер 13-го октября 1897 года, 70 лет; на службе церкви Божией состоял 49 лет, 2 месяца и 16 дней". Итак, здесь могила хорошо известного всему Семипалатинску священника Воскресенской церкви о. Евфимия Владимирова, или, как его нередко называли, "дедушки Евфимия". Здесь упокоился вечным сном пастырь, смиренная простота которого недаром навела на мысль его почитателей отметить эту высокую духовную черту его характера в соответствующей надписи на одном из памятников: "Господь смиренным дает благодать" (Прит. 3, 34.)»
Итак, о. Борис Герасимов дает нам понять, что, по крайней мере, в 1903г уже имелось два памятника, так как мы и видим доныне. Условно обозначим памятник расположенный более к востоку, как больший, а тот, что к западу, как меньший. В настоящее время вид большего памятника следующий. Памятник каменный (мраморный) в форме прямоугольной призмы заостренной к верху и увенчанной крестом. На памятнике с восточной стороны имеется портретное изображение отца Евфимия и следующая надпись «Господь смиренным даёт благодать. Прит. 3,34.» Это несколько измененная цитата из книги Притчей Соломоновых: «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками он посмеивается, то смиренным дает благодать» (Прит. 3, 33-34). Видно, что эпитафия не дословная цитата из Священного Писания. По звучанию она более близка к тексту Славянской Библии: «Гдь гwрдымъ противится, смиреннымъ же даетъ блгдть» (Прит. 3: 34). Ниже имеется следующая надпись: «Священникъ Евфимiй Владимировъ умеръ 13 октября 1897г. 70 лет. На службе церкви Божией состоялъ 49 летъ 2 месяца и 16 дней.» На западной стороне памятника имеется еще одна надпись: «От почитателей».
Однако известно, что памятник не всегда имел такой вид. Прежде всего, это касается портрета на памятнике. Существует старая фотография памятника (год не известен), на которой видно, что когда-то вместо портрета батюшки на памятнике находилась икона Христа Вседержителя правой рукой благословляющего и с развернутым Евангелием в левой руке. Ныне на месте иконы можно еще усмотреть крепёжные отверстия для болтов, которыми образ держался на памятнике. Известно, что на православных памятниках не помещают изображения усопших, тот факт, что на памятнике о. Евфимия его портрет сменил икону Спасителя, говорит о почитании почившего батюшки как праведника и истинного угодника Божия православными семипалатинцами. Эпитафия позволяет нам узнать точную дату кончины отца Евфимия - 13 октября 1897 г. по старому стилю, когда церковь отмечает память принесения в Москву чудотворного списка Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Но и этим не ограничивается история памятника. Все имеющиеся письменные источники убедительно говорят нам, что ранее на памятнике имелась прикрепленная лампада. Вот, что пишет протоиерей Александр Соловьев: «Доселе не зарастает тропа к его могиле близ алтаря Воскресенской церкви; доселе в мраморном памятнике теплится неугасимая лампада; воженная его искренними почитателями, кои поставили над его гробом два памятника». В 1907 г. этот же автор добавляет: «Доселе не зарастает тропа к его могиле, где поставлены его почитателями два памятника (в северной стороне алтаря Воскресенской церкви), доселе заботливою рукою его почитателей зажигается - теплится лампада там, теплится, значит, и любовь к этому смиренному, доброму пастырю-труженнику».
О. Борис Герасимов свидетельствует: «Неугасимая лампада, воженная на могиле о. Евфимия усердием его почитателя Ф.В. Суворова, как бы наглядно свидетельствует о том, что дух почившего старца горел огнем неугасимой любви к ближнему». Лампада, бывшая на памятнике, вызывала наибольший интерес, так как сейчас даже трудно определить место ее возможного нахождения. Лампада не могла быть над памятником, так как источники указывают, что она была неугасимая, то есть горела день и ночь, чему могли бы помешать порывы ветра, снег и дождь. Но где же тогда могла быть лампада? Ведь памятник выглядел монолитным камнем.
Впервые мы начали подозревать, что в памятнике есть ниша летом 2002 г., когда один из учеников воскресной школы, задумавшись над этим вопросом, постучал по синей металлической пластине, на которой был закреплен портрет и обнаружил там по звуку пустоту. Лучшего места для лампады трудно придумать! Эта гипотеза подтвердилась, когда летом 2003 г. переделали крепление портрета. Пластина была снята, внутри обнаружилась весьма пространная ниша! Там вероятно и стояла лампада на подставке, а сверху была защищена стеклом. После закрытия храма лампаду, естественно, убрали. А когда храм открыли, то первое время, чтобы памятник не зиял пустотой, укрепили икону Спасителя, а чуть позже появился портрет о. Евфимия. Вероятно, икона была на памятнике недолго, т.к. ни один из наших старых прихожан не помнит её. В 60-х годах её уже не было.
Интерес для исследователя представляет и второй меньший памятник. Многие помнят его выкрашенным белой эмалью с нарисованным синим цветом крестом, но в июле 2004 г. краска начала взбухать и из-под нее показалась основа - мрамор, розового цвета. Вот, что пишет об этом памятнике о. Борис Герасимов: «Высеченный из коричневого мрамора памятник - аналогий, с возложенным на нем тоже мраморными коричневым Евангелием и белым крестом, - как эти надмогильники верно определяют земную стезю о. Евфимия: и его трудный путь, можно сказать, крест священства, и его умение проливать в сердце целительный бальзам и примерять душу с Богом по дорогим евангельским заветам Господа Спасителя! Да, памятник хорош, и не столько по своей ценности и строительной красоте - хотя стоимость его, вне всякого сомнения, сколько по одухотворяющей его идее. Но и без этих украшений могила о. Евфимия была бы дорогой могилой, священным местом, к которому следовало бы подходить с обнаженной головой».
Ныне время собирания камней и восстановления былого. Почитание отца Евфимия за последние годы заметно увеличилось, растет интерес и к его захоронению. Сейчас среди прихожан Воскресенского храма установился добрый обычай – хоть раз в день подойти к могиле иерея Евфимия, помолиться там.
Андриенко С.Е.
ст. преподаватель воскресной школы
Июль 2006г.
Прот. Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. По случаю 5-летия со дня его смерти // Омские епархиальные ведомости № 21, 1902г. С. 7-8.
Священник Борис Герасимов. Дорогая могила // Омские епархиальные ведомости. - Октябрь 1903г. С. 11, 12.
Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. По случаю 5-летия со дня его смерти // Омские епархиальные ведомости № 21, 1902г. С. 7-8.