В. Колотуши с протоиереем о. Феодором Проскуриным об иерее Евфимии. 1994 г.
В.К.: Батюшка, Вы не могли бы рассказать о местночтимом святом?
О. Феодор: Об отце Евфимии? Отец Евфимий Владимиров был человек очень глубокой духовной жизни. Один из тех, которые тихо, незаметно проводили свою жизнь, полностью посвящая ее Богу, полностью отдаваясь Ему. Для него служба не была просто работой, частью времени. Всем существом своим служил Богу. И в храме, и по выходе из храма, и ночью и днем - он всегда служил Богу.
Родился он в бедной семье, переехал в Восточно-Казахстанскую область из России. В Тобольске был сперва рукоположен в сан диакона, потом в сан священника. Служил в сельском приходе Восточно-Казахстанской области. Рано овдовел, остался с маленькой дочкой. Здесь в Воскресенской церкви, она еще называлась Казачьей, - освободилось место священника, ему предложили служить в ней. Но при этом прямо сказали, что в храм никто идти служить не соглашается - настоятель здесь с очень крутым характером. Не находился человек, который мог бы ужиться с ним. Отец Евфимий сказал: "Я уживусь". Это был промысел Божий. Он приезжает в Казачью церковь и начинает служить. И служит здесь всю жизнь. Приехал молодым человеком, а скончался старцем.
Как говорили, так и оказалось, настоятель был человек с довольно трудным характером. Служба совершалась не ежедневно, а только по субботним и воскресным дням. А о. Евфимий стал служить ежедневно. На свои деньги покупал вино, муку. Авторитет его сразу стал возрастать, люди уважали его, чтили, пекли ему просфоры. Его служение сразу же стало отличаться от служения других. Молитва его была очень действенной, сильной. Люди стали это замечать, стали к нему обращаться. В любое время, когда бы ни позвали его, он всегда шел. Был совершенным бессребреником, ни от кого ничего не брал даже те деньги, которые были у него, отдавал нищим. Сам жил очень скромно, бедно жил.
К нему тянулось очень много людей, и он тогда стал немного юродствовать, чтобы сбить свой авторитет. Но и в юродстве наблюдалась высокая духовная жизнь. Он предсказывал: "Когда я умру, похороните меня в ограде моего храма. Потому, что наступит скоро время, когда все храмы в городе будут разрушены (стр. 12). А мой храм будет стоять до скончания века". В день своей смерти он сказал звонарю: "Сегодня в час дня будет покойник, в час дня ударишь в колокол по покойнику ". Звонарь выполнил его просьбу и ударил в колокол. Ждет. Покойника нет. Когда пришел, увидел, что сам о. Евфимий умер. То есть он сказал, чтобы звонили по нему самому. В похоронах о. Евфимия принимало участие пять тысяч человек - невиданное скопление людей для старого Семипалатинска. Все духовенство приехало, архиереи. С сочувственным словом и горячей проповедью выступил местный священник, настоятель Знаменского собора Александр Соловьев, тоже человек духовной жизни, образованный. Он сказал, что на таких людях держится Русь Православная. Их мало, но на своих плечах они держат всю тяготу жизни. И молятся Богу. И ради таких людей Бог еще милует и спасает нас.
В.К.: Говорят, отец Иоанн Кронштадтский знал его?
О. Феодор: Да, отец Иоанн Кронштадтский, когда наши семипалатинцы приезжали к нему говорил им и всем сибирякам: "Что вы ездите ко мне, когда у вас есть о. Евфимий!" Он, очевидно и духовно знал его, Господь ему открывал. И от людей, которые приезжали к нему, рассказывали.
По молитвам о. Евфимия происходило очень много чудес. И больные исцелялись. Заказывали ему молебны - обязательно после молебна человеку становилось лучше. Он получал помощь. В Семипалатинске было несколько приходов, а люди со всего города шли к о. Евфимию. И он в нарушение… как тут сказать?…
В.К.: Географии?
О. Феодор: Да, географии городской - шел в разные приходы. Местное духовенство на него жаловалось, начальство вызывало, его штрафовали, его ругали… Он юродствовал и все равно продолжал по всему городу ездить и совершать требы. Потом на него махнули рукой.
Знаменский женский монастырь как раз входил в приход его церкви. Отец Евфимий часто совершал там службы на целебном источнике, молился там. И всегда говорил, что это место святое. "Приходите на это место, молитесь. Сама Пресвятая Богородица возлюбила это место".
"Открытие православного Семипалатинска. Местночтимый святой" // Свет Православия в Казахстане № 4 (13), 1994.