Иерей Евфимий Владимиров
(† 13 октября 1897г)
15 октября нынешнего – 1897года, при необычайном в нашем городе стечении народа, с обильными слезами опущен в могилу священник Воскресенской казачьей церкви отец Евфимий Владимиров.
Личность и пастырское служение почившего выделяются из ряда обыкновенных и достойны того, чтобы о них говорили во всеуслышание. Как в миру есть герои и гении, которым он строит памятники, так и в Церкви Христовой есть свои нравственные герои – подвижники, труженики, ревностные служители Богу и ближним, которые строят себе памятники в сердцах соприкасающихся с ними людей и получают награду в своем служении, в своем нравственном самосовершенствовании и приближении к Богу. Если подобные нравственные герои по своему христианскому смирению и не ищут земной славы, то правда и нравственная польза живущих требуют, чтобы их, как светочей не скрывали под спудом, чтобы память о них жила подольше. Ведь много значит для человека пример, и сердечную отраду ему может принести мысль: "пусть мы грешны, пусть наша жизнь кипит пороками и ложью, но есть все-таки на свете правда и свет - есть люди, которые среди нашей же обыденной жизни так недавно и успешно боролись с грехом, жили во имя света и правды".
Отец Евфимий был именно одним из нравственных героев, - безвестных и смиренных пастырей-простецов, которые живут больше для другого мира, одним из тех молитвенников-тружеников, которых так любит и ценит наш чуткий простой народ. Народная молва говорит, что известный отец Иоанн Кронштадтский отсылал сибиряков за молитвами к отцу Евфимию. Насколько эта молва верна, мы не ручаемся, но то, верно, что за тысячи верст знали о "батюшке Евфимии" (или отце "Ефиме" как его в простонародье называли), шли и ехали к нему, присылали по почте деньги с просьбою помолиться о здравии, или помянуть за упокой: все богомольцы, приходившие на Святой Ключ, знали отца Евфимия, а здешние горожане считали отца Евфимия тем молитвенником, которым держится благополучие нашего города; некоторые считали его и прозорливым…
Полная трудов и всякого рода лишений внешняя жизнь отец Евфимия ничем не отличалась от жизни его прихожан: помимо пастырских обязанностей он нес, если оставалось время, физический труд, вел свое хозяйство и был лично крайне нетребовательный , ограничивался самым малым и необходимым.
Послужной список отца Евфимия невелик. Сын диакона, исключенный из высшего отделения Липецкого духовного училища, отец Евфимий женился на сироте и десять лет прослужил на родине – в Усманском уезде Тамбовской губернии дьячком (так тогда называли псаломщиков).
В 1859г., с женой и четверыми детьми, в одной повозке, сам чуть не всю дорогу пешком, он совершил трудное путешествие с родины через г. Оренбург в г. Томск и принят был на службу в Томскую епархию. Год здесь он служил дьячком в Антоньевской станице Бийского округа; в 1860г. определен затем диаконом в г. Устькаменогорск к Троицкой церкви, через десять лет - в 1870г.рукоположен во священника в село Тарханское и в том же году овдовел; в 1878г., наконец, по желанию здешнего бывшего протоиерея (отца Михаила Богословского). отец Евфимий определился к Воскресенской казачьей церкви в г. Семипалатинск. Таким образом, на службе Церкви Божией отец Евфимий состоял почти пятьдесят лет и в г. Семипалатинске служил почти двадцать лет. За усердную и долголетнюю службу он был награжден набедренником и скуфьей.
Во всех приходах любили отца Евфимия; он уживался с самыми неуживчивыми и беспокойными людьми: его смирение и безответность побуждали всякого рода придирки, нападки, предубеждения. Нам рассказывали, например, такой случай, свидетельствующий о любви к нему прихожан: когда он жил в селе Тарханском, то единоверцы села Секисовки упросили и умолили его перейти в их приход, но как только тарханские прихожане узнали о том, то и старые и малые собрались в церкви, окружили своего пастыря, пали все на колени и со слезами просили "батюшка не оставь нас, батюшка похорони нас"! Мог ли отец Евфимий устоять против такой просьбы, когда вообще и во всей его жизни не в его характере было отказывать? - Что я поделаю, - говаривал он, - если меня просят?! Разве я могу отказать просящему?" Исполняя желание здешнего протоиерея, отец Евфимий буквально почти бежал от своих прежних любящих его прихожан, боясь их слез и сожалений.
О службе отца Евфимия здесь в Семипалатинске, конечно, знают многие старожилы. Он первый ввел в Воскресенской церкви ежедневное богослужение, и за двадцать лет его службы в теперешней довольно благоукрашенной Воскресенской церкви нельзя узнать прежней скудости и бедности.
Кто не знал здесь батюшку отца Евфимия? Его можно было часто встретить на улице: то он едет, кого исповедовать или крестить, то он выслушивает наболевшее горе у встретившей и остановившей его старушке, то служит молебен и т.п. "Я, ведь, походный священник", - говорил он о себе. Он нам и теперь представляется в своей поношенной и полинялой рясе, со своими старческими и тусклыми глазами и охрипшим голосом, Которым однако он так отчетливо и прочувственно читал церковные молитвы и возгласы представляется при отправлении христианских треб, неутомимый, благодушный, бескорыстный… Нельзя не рассказать такой характерный, не раз будто бы повторявший, случай : служит отец Евфимий, с иконой Божией Матери по домам прихожан молебны; вот он видит знакомую женщину и обращается к ней, называя её по имени и отчеству: "что Матерь Божию заносят к тебе?" "Да, батюшка, - отвечает та, - у меня нет денег, заплатить нечем" "Ну, так Матерь Божия заплатит за тебя" - говорит батюшка и служит у ней на дому молебен.
«Матерь Божия заплатит, Матерь Божия сохранит» вот в каких простых словах этот простой пастырь выражал свою глубокую веру и когда безмездно трудился, и когда неутомимо шел и ехал совершать молитвы по зову прихожан, и когда безбоязненно и самоотверженно напутствовал и обряжал заразных больных (например, холерных, во время холеры)! Умер отец Евфимий 70-ти лет(только двух дне не доставало до 70-ти лет. День его похорон совпал со днем его Ангела.
Мы помещаем здесь слово, произнесенное над гробом отца Евфимия :это слово хотя отчасти может характеризовать личность этого смиренного и достойного пастыря.
***
«Блажен его же избрал и приял еси Господи!»
(прокимен при отпевании священников).
Не радость и веселое торжество мы собрались, братие, здесь в храме. Мы собрались затем, чтобы дать последнее целование ревностному служителю этого храма, навсегда проститься с ним. Нас созвал сюда не колокольный звон, а безгласный во гробе лежащий почивший пастырь… Да, всю ценность близкого человека мы обыкновенно сознаем - чувствуем лишь расставаясь с ним, лишаясь его. Невольно сжимается наше сердце при обыкновенных временных прощаниях с друзьями или родными. И слова утешения о скором свидании или переписке в этих случаях просятся на уста. И как не болеть сердцу теперь, когда знает, что разлучаемся навсегда, провожаем в вечность, откуда нет возврата, и кого провожаем? Человека всем нам близкого, дорогого, незаменимого нашего труженика - отца духовного, нашего общего молитвенника! Где же нам искать утешения в нашем горе, в нашей безутешной разлуке, в нашей тяжелой утрате? Что может нам сказать в облегчение предстоящий гроб и сомкнутые уста почившего молитвенника? Гроб и уста его безмолвны. Но не безмолвно и не бесследно служение почившего. Теперешнее многочисленно собрание его духовных чад и знакомых, общее сожаление, нескрываемые обильные слезы и рыдания – все эти выражения сочувствия к батюшке Евфимию, о чем говорят как не о любви и доброте самого этого смиренного священника, о чем говорят, наконец, как не о том, что это был достойный любимый пастырь?
Да, братие, личность и жизнь покойного таковы, что в них самих мы найдем и утешение и урок для себя. Хорошие люди, как говориться, нужны и Богу, и для нас должна служит отрадою мысль, что почившему там в стране надзвездной будет хорошо.
Не преувеличивая и не в лестную похвальбу покойному, ибо что может значить для него, идущего к Престолу Всевышнего Судии Мздовоздателя наша похвала? Так не преувеличивая, скажем, что это был редкостный священник – служитель Богу и ближнему. Не много – всего раза четыре или пять и не на долго приходилось нам встречаться с почившим, но и одного разу было, кажется, достаточно, чтобы понять его и не забыть. Добродетельного человека скоро узнаешь: он прост – не двойственен подобно лукавому и грешному человеку . Душа подобных отцу Евфимию людей сразу видна, сквозь поношенную ветхую одежду у них как бы лучше еще просвечивает вечно светлое, чистое неветшаемое. Смирение отца Евфимия, его незлобивая, бескорыстная и любвеобильная душа прямо тянули к себе. Настроение его всегда было ровное; самосредоточенный, он избегал общества; Безответный, он не умел и не смел отказывать, если у него чего попросят, займет, да подаст нуждающемуся; страннолюбивый, он обращал свой дом в квартиру для богомольцев. О ближних он всегда был самого хорошего мнения Смех добродушный, легкую шутку над ближним он ставил себе в грех. Скажет что-нибудь безобидное и тут же прибавляет: "Господи, прости нас грешных!… Ох, грехи наши, грехи!" О своих прежних слабостях он не стыдился рассказывать - напротив, даже старался рассказывать. Памятование и воспоминание своих грехов, произношение имени Божьего, молитва, вот, кажется, что чаще произносили его уста. А какой незаменимый он был молитвенник! Отказывал ли он кому-нибудь в требоисполнении и молитве? Выражал ли он пред кем-нибудь какие-нибудь свои требования? И в полночь, и в непогодь и на чем придется: и в телеге, и верхом на лошади, на возу, он шел или ехал, иногда за десятки верст, туда, куда его звали, и тотчас же с полной готовностью.
А как служитель храма он был, можно сказать, неутомимым. "Я хочу, - говорил он нам, незадолго до смерти, в шутку, - Хочу жаловаться на своего сослуживца, на то, что он часто начинает служить и мне не дает". Литургию совершать он старался ежедневно. И болезнь не удерживала его от Богослужений. И умер он на своем посту: только что отслужил литургию и проводил, дрогнувший, на кладбище умершую старушку: пришел домой, сказал, что ему что-то нездоровится, (С. 14) прилег, не вкусив никакой пищи и, безмятежно, без всяких конвульсий, тихо, тихо заснул сном непробудным. Поистину замечательная и завидная для христианина кончина?! Смерть была уже для него ожидаемая и желанная гостья: давно он уже о ней поговаривал, сам все приготовил для своего погребения, приготовился исповедью и соединением со Христом в таинстве Евхаристии. Блаженная скорая и безболезненная кончина! Он умер так, как желал и как, дай Бог, каждому из нас. Пора было уже и отдохнуть этому труженику : не мало он потрудился за свою долгую жизнь; тяжка и горька она должно быть была у него: полная лишений и трудов сначала в положении псаломщика, диакона и, наконец, священника, когда ему при своей бедности приходилось еще заботится о сиротах-детях, сиротах-внуках и даже о чужих сиротах? Сам он видно был доволен своей долей и на свою жизнь не жаловался. Пора ему и собирать жатву со всего того, что он обильно и не скупо сеял на своей ниве пастырской! Мы веруем и надеемся, что там-то на небе он получит награду за свое трудное служение, там-то Господь вознесет его смиренного. Смирение и неутомимая пастырская ревность и будут служить для него теми крылами, которыми он принесется к Престолу Всевышнего. «Вселюся, -говорит Господь, - во смиренных» (Пс.33:19).
«Видел я однажды,- говорит Антоний Великий, все сети врага, распростертые на земле, и со вздохом вопросил: кто же избежит их? И услышал голос говорящий мне: смиренномудрие избегает их, они даже не прикасаются к нему» (Ант. Вел. 1-й т. Добротолюбия).
Помолимся же, братия, об упокоении этой смиренной, незлобивой , безответной и любвеобильной души. Да примет же с радостью и приведет ко Христу дух его Ангел его Хранитель, ныне воспоминаемый преподобный отец Евфимий Новый, да приобщит его своей славе и блаженству.
Господи, прими с миром душу смиренного нашего молитвенника новопреставленного иерея Евфимия. По молитвам его не оставь и нас!
В общем горе собравшихся при гробе почившего отца Евфимия православных здешних горожан и приезжих поселян, принимали участи е даже некоторые иноверцы. Нам доселе не приходилось видеть таких проявлений любви и уважения к почившему пастырю, какие мы видели здесь. Это действительно было тяжелое расставание духовных чад со своим любимым и незаменимым отцем-пастырем. С болью вырывавшееся слово: «батюшка», носило здесь свой настоящий смысл и раздирало душу и трогало сердца присутствующих. Не было у вас такого пастыря и не будет" - припоминаются нам слова, сказанные после отпевания расчувствовавшимся католиком-поляком. Да, действительно не много можно найти таких смиренных, безответных, бескорыстных священников-труженников, не много можно найти таких пастырей-подвижников не здесь только, а во всей нашей обширной Православной Руси!
Подвиг есть в сражении,
Подвиг есть в борьбе:
Высший подвиг в терпении,
В любви и мольбе,
Есть у подвига крылья
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилий,
Выше мраков земных
Семипалатинск 28 октября 1897г.
Священник Александр Соловьев.