Беседы с настоятелем

ХРАМЫ БЛАГОЧИНИЯ

НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ

ЛЮБЛЮ НАШ ХРАМ


Храм - это моя жизнь. Я не представляю жизни без храма. И наш храм для меня кажется мне самым лучшим, самым красивым, самым родным. Я его очень и очень люблю. Тут все мне родное: и батюшки, и все прихожане. Мы как одно целое, как одна семья. Каждый уголок в храме - все родное. Столько пришлось тут и слез выплакать и радости испытать. Люблю мой храм и благодарю Бога, что я здесь! 

Людмила Михайловна

_________


Я очень-очень люблю свой храм и для меня нет храма лучше, чем этот. От всей души я желаю нашему храму многолетия, чтобы он продолжал согревать души и сердца на многие лета вперед. Раиса Александровна

читать все комментарии

Добавить свой комментарий можно через гостевую книгу

 Гостевая книга 

Творчество наших читателей

Присылайте свои авторские стихотворения, рассказы, сказки,  фотографии вашего рукоделия на адрес semsobor@mail.ru с пометкой ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

        

Кронштадт


         Славный город Семипалатинск, который готовится в 2017 году отметить свой 300 летний юбилей,  в прежние годы был населен людьми удивительного происхождения и судьбы. Кроме того. Что наш город был административным, торговым, промышленным центром окружающего региона, Семипалатинск являлся и признанным духовным центром Прииртышья. Город украшали красивейшие православные храмы, жемчужиной среди которых по праву считался Знаменский кафедральный собор. В этом соборе хранился чудотворный образ Семипалатинско-Абалацкой иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Священным считалось место явления этой иконы – район Святого ключа, где в начале XX в. существовал женский православный монастырь. Среди семипалатинского священства так же можно отметить людей благочестивых исполненных различных дарований Святого Духа. Среди них, конечно же, первое почетное место должно уделить о. Евфимию Владимирову (É 1897г.), который явил свой жизнью подвиг  безграничной любви к Богу и ближнему. 

Можно в этом списке отметить и других семипалатинских священнослужителей, и это не только наши прославленные священномученики: Архиепископ Александр (Щукин), протоиереи Феодор Чичканов и Нестор Панин, иереи Виктор Климов и Андрей Гладких, но и люди, жившие в более раннюю эпоху – протоиерей Павел Любомудров, Священник Димитрий Алексинский, священник Соколов протоиерей Борис Герасимов. Несколько менее известным является имя протоиерея Александра Соловьева, который жил в Семипалатинске с  1897-1911г. Несмотря на то, что о. Александр пробыл в нашем городе непродолжительное время он успел оставить большой след своей деятельностью, ученостью, подвижничеством. Достаточно сказать лишь то, что в основном, благодаря ему мы знаем подлинную биографию о. Евфимия Владимирова, он же явился первым собирателем посмертных чудес батюшки Евфимия.

   О протоиерее Александре Ивановиче Соловьеве известно, что родился он 1 апреля 1870 года в семье диакона. В  1887г. возрасте  17 лет Александр Соловьев поступает в Сибирскую духовную семинарию, а через три года (в 1890г.), как лучший ученик в  Московскую Духовную Академию,  где обучался,  как стипендиат Троице-Сергиевой Лавры. Наверное, в жизни любого человека в процессе его духовного становления необходима встреча с духовно высоким наставником, который мог бы научить шествованию вслед заповедям Христовым. Таким человеком для студента Александра Соловьева стал протоиерей Иоанн Сергиев, более известный как святой праведный Иоанн Кронштадтский. В мае 1893г. будучи студентом третьего курса Академии А. Соловьев впервые посещает в  Кронштадте о. Иоанна Сергиева.  

Вот, что пишет сам О. Александр: «Помню счастливый день: один товарищ однокурсник, за несколько дней до окончания экзаменов в 1893г., подходит ко мне и говорит: не желаешь ли поехать в Кронштадт? Я охотно согласился». Поездка в Кронштадт, близкое общение со всероссийским батюшкой -  о. Иоанном, молитва и причащение из его рук сильнейшим образом повлияло на мировосприятие молодого студента Духовной Академии, на его последующую судьбу и жизненные ориентиры. Нельзя сказать, что путь А. Соловьева к священству был прямым и ровным, как всякого молодого человека его охватывали и сомнения. 

Вот, что он пишет сам: «Кончая курс в Духовной семинарии, я не мог даже представить себя в сане священника. У меня не лежало сердце к нему оттого ли, что семинарская наука  не дала мне живого примера, или потому, что я сам не мог еще разобраться в себе. Я содрогался от мысли, что, если не поступлю в Академию, мне придется вступить в жизнь и занять какое-нибудь место в ней. Неясно представлялось мне будущее служение и здесь – во время пребывания в Академии: рясу одевать не хотелось. Но съездил я в Кронштадт, увидел, как достойный пастырь действует среди нашей мятущейся жизни, и в моих убеждениях и стремлениях начался поворот на сторону священнического сана; этому же способствовали пребывания в стенах Лавры Преподобного (Сергия – А.С.), лекции по пастырскому богословию, занятия и беседы с товарищами»

В 1894г. в жизни А. Соловьева происходит большая утрата – умирает его отец, но перед смертью Александр успел поговорить с о. Иоанном Соловьевым, спрося его совета и благословения на принятия сана священства. Но  определяющим событием к принятию сана священства стал для Александра Соловьева второе паломничество в Кронштадт  к о. Иоанну. Поездка эта была предпринята студентами Академии в июне 1895г. специально для принятия благословения отца Иоанна на дальнейшую жизнь. Вновь, как и в прошлый приезд, была беседа с пастырем, участие в богослужении, исповедь и причастие. После очередной беседы «когда провожали отца Иоанна, то на одной из площадок лестницы я попросил у отца Иоанна благословения на принятие сана священства. «Бог благословит», - сказал он, благословляя меня. Тут же, на лестницы и еще кто-то из нас испросил благословения на тот же путь… не имею сведений о всех лицах этой группы, но знаю, есть из них принявшие монашество и священство…». 

18 мая 1897 года  выпускник Московской Духовной академии Александр Соловьев был рукоположен во священника. Местом его служения становится г. Семипалатинск, центр обширной области. «Воле Божией угодно было указать мне место служения вдали от родины. Воля Божия, по словам святителя затворника Феофана, складывает обстоятельства жизни так, что остается только, как бы скатиться под гору; так и меня обстоятельства и сердце повлекли в даль неведомую». Этой неведомой далью и был Семипалатинск. 

В Семипалатинске новоприбывший молодой священник сразу становится настоятелем  крупнейшего  в городе Знаменского собора. Это может быть объяснено тем, что о. Александр имел редкое по тем временам образование – закончил МДА.  Сразу после прибытия в город он активно участвует в городской жизни. Он становится одним из членов Строительного Комитета по постройке Никольского собора в Семипалатинске, участвует в освящении домовой церкви в здании мужской прогимназии19 октября 1899 года, в возрасте 29 лет о. Александр был посвящен в сан протоиерея. Строительство Никольского собора в Семипалатинске было завершено. Последний  правый придел новопостроенного Никольского собора был освящен  20 октября 1904г. протоиереем Александром Соловьевым в сослужении семипалатинского духовенства в честь пророка Осии и преподобномученика Андрея Критского. 

Во время совершения божественной Литургии протоиерей Александр произнес слово: «Благодарение Создателю: освящен с благословения архиерея второй  - последний придел этого святого нового храма. Помог Господь довершить Ему местоселение, дом молитвы. «Дому твоему подобает святыня господи в долготу дний»; святыне – храму дан великолепный подобающий вид при обширных его размерах… Как велика эта святыня - освященный храм? После молитв священнодействующего, на омовенный и напоенный благоуханиями Св. престол положен святой антиминс – плат со святыми мощами, в подражание первым христианам, совершавшим богослужения на гробах мучеников. Это является знамением видимого присутствия господа на Святом Престоле… Отныне здесь «о всех и за вся» за Божественной Литургией будет приносится в жертву – Агнец Божий. Возблагодарим же, братие, Господа за Его милости. Будем молиться и любить этот храм и при помощи и благодати Божией  будем ходить достойно своего звания, будем освящаться и очищаться, чтобы быть самим нам храмом Духа Божия».     

За этой чисто внешней стороной деятельности протоиерея Александра не забыто было и то ради чего строились и освящались храмы, произносились проповеди и совершались службы. Жизнь о. Александра в Семипалатинске, была жизнью духовной, жизнью молитвенной. Приехав в наш город, он успел застать в живых известного подвижника старца о. Евфимия Владимирова, который служил вторым священником в Воскресенской (казачьей) церкви. Это был человек святой жизни, который достиг праведности трудным путем смирения себя, любовью к Богу и ближнему. О. Александр прибыл в Семипалатинск в год смерти о. Евфимия и знал его не долго, но именно ему было поручено говорить надгробное слово при похоронах о. Евфимия. Видимо, это были люди одного жизненного склада, потому о. Александр мог смело утверждать: «мое надгробное поучение было выражением не моего только чувства, а и всех окружавших гроб; мне, по крайней мере, говорили после, что я, верно, понял и писал о почившем».

«Лично о. Евфимия  я встречал, как говорил и в надгробном поучении, раз 5, не более. Меня, как человека, только что приехавшего, нового, удивляла ревность пастырская в о. Евфимии: при своих немолодых летах он постоянно при деле: поспевает служить и в церкви, и  в  домах и в поселках (их пять, числилось при Воскресенской церкви); его имя часто поминалось. Поразили его простота в одежде и обращении, благодушное настроение , любовь и доброта, светившиеся в старческих глазах его поразился я и его смирением, когда он, мой духовник и почтенный старец, смиренно поднялся со стула, когда я, беседуя с ним зачем-то встал. Помню еще, что во время общей беседы на Святом Ключе, он сказал одну фразу, которая для беседующих, может быть, была незаметна, но навсегда врезалась в моей памяти, так как коснулась тайников моей души». 

Еще ранее о. Александр более подробно писал об упоминаемом тут случае. «Смирение о. Евфимия, его незлобивая бескорыстная и любвеобильная душа прямо тянули к себе. У меня является сожаление о том, что Господь не привел мне подольше пожить с батюшкой о. Евфимием, пользоваться его советами, укрепляться его молитвою, и испросить у него, как  у пророка Илии, милости - его терпения в пастырском трудничестве, а главное его смирения, простоты и веры. Мне и теперь припоминается один незначительный случай, обнаруживающий смирение о. Евфимия. 

Незадолго до  его смерти он удостоен был  скуфьи. Заезжает он ко мне в дом с приглашением побывать у него в его доме. Во время разговора  с ним я зачем-то поднялся со своего стула (мы оба сидели), смотрю и о. Евфимий сложил руки, и встал со своего стула. Я был  просто поражен его поступком:  как и зачем почтенный старец, мой духовник, встает передо мной? Ведь я не начальник его, он может и должен ждать оказания внимания со стороны других, младших. Простите, читатель, у меня и теперь при воспоминании этого поступка навертываются слезы».

Получив блестящее духовное образование и будучи лично знаком со многими духоносными людьми о. Александр активно пробует себя на поприще духовного книгописания. В 1900г в Семипалатинске издается его обширный труд «Старчество (по учению святых отцев и аскетов)» (Семипалатинск, 1900г). Книга была подготовлена еще в 1899г. и состояла из 160 страниц. Интересно  то, что труд о. Александра написан на основе многих творений святых отцов древности и нового времени, бесчисленными  цитатами из которых украшены все работы  нашего автора. Кроме того, как уже упоминалось Протоиерей А. Соловьев был лично знаком с некоторыми святыми и праведными людьми своего времени.  

Вот, что отмечает сам автор: «Пишущему эти строки два раза студентом Духовной Академии при­шлось побывать у радетеля скорбных и сильного молитвенника о. Иоанна в Кронштадте и быть очевидцем этой издалека прибывшей многотысячной тол­пы, жаждавшей видеть, испросить помощь и благо­словение «от батюшки»». Согласно книге «Адрес-календарь Семипалатинской области на 1910г» протоиерей Александр Соловьев был настоятелем Знаменского собора в Семипалатинске и  возглавлял Благочиние  Градо-Семипалатинского Знаменского собора  куда входили четыре храма в Семипалатинске. А так же законоучителем в городской женской гимназии т семипалатинском пятиклассном городском училище. Кроме того, он являлся председателем Семипалатинского отделения Епархиального училищного совета, так же был помощником  председателя Общества вспомоществования нуждающимся учащимся  в Семипалатинских мужской и женской гимназиях.


Фотокарточка со св. Иоанном Кронштадтским. Возможно, что среди 

окружения святителя есть и о. Александр Соловьев 


  Духовную связь с о. Иоанном Кронштадтским о. Александр Соловьев продолжал поддерживать. Вот, что сам он пишет: «Из нового места своего служения (Семипалатинска – А.С.) мысль моя часто уносилась в Кронштадт. Много раз приходилось писать мне о. Иоанну в Кронштадт, просить его молитвы за болящих и недугующих».  28 марта 1901 г. протоиерей Александр получил ответное письмо от отца Иоанна Кронштадтского,  в 1900 г. Кронштадтский пастырь прислал в дар о. Александру полное собрание своих сочинений с подписью: «На братскую память». «Но драгоценнее для меня и выше другого подарка не могло быть, как полученная от него в день нового , 1901 года епитрахиль, им ношенная  и для меня конечно бесценная». С 5 по 27 сентября о. Александр совершает третье последнее свое паломничество в Кронштадт. 

8 марта 1901г. т, просить его молитвы за болящих и недугующихдра не забыто былование - закончил едомуюже путь... и стремленияхн Как видно существовала связующая нить между Кронштадтом и Семипалатинском, в своих священных молитвах святой праведный Иоанн Кронштадтский поминал семипалатинцев, а в нашем городе какое-то время хранилась епитрахиль Кронштадтского Батюшки. Вероятно, связи между нашим городом и Кронштадтом были не единичны, неслучайно ведь, по преданию  о. Иоанн Кронштадтский отсылал сибиряков  приезжающих к нему за молитвами к о. Евфимию Владимирову в Семипалатинск. На страницах нашего издания ниже мы помещаем воспоминания о третьем путешествии о. Александра Соловьева в Кронштадт. Для нас важно то, что это паломничество он совершил из Семипалатинска, будучи настоятелем Знаменского собора.

В руках игумен Иосиф (Еременко) держит ту самую епитрахиль, когда-то принадлежащую св. пр. Иоанну Кронштадтскому

В 1911 года жизнь протоиерея Александра существенно изменяется - он переводится к служению на должность настоятеля Успенского кафедрального собора  г. Омска. На этом его плодотворная деятельность в Семипалатинске заканчивается.

 



Протоиерей Александр Соловьев. Три раза в Кронштадте у отца Иоанна – с. 241.

Протоиерей Александр Соловьев. Три раза в Кронштадте у отца Иоанна – с. 259-260.

Там же.

Протоиерей Александр Соловьев. Три раза в Кронштадте у отца Иоанна – с. 263.

Протоиерей Александр Соловьев. Три раза в Кронштадте у отца Иоанна – с. 264.

В.Н. Кашляк. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2004. – С. 234.

В.Н. Кашляк. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2004. – С. 239-240.

Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (по случаю 10-летия кончины) //Омские епархиальные ведомости. - № 23, 1907г. - С.37.

Протоиерей Александр Соловьев. Священник о. Евфимий Владимиров. (по случаю 10-летия кончины) //Омские епархиальные ведомости. - № 23, 1907г. - С.37.

Протоиерей Александр Соловьев. Батюшка о. Евфимий Владимиров. (по случаю 5-летия со дня его смерти) //Омские епархиальные ведомости. - № 22, 1902г С. 14

Протоиерей Александр Соловьев. Старчество по учению святых отцев и аскетов. – М., 1995. –с.5

Адрес-календарь Семипалатинской области на 1910г. Семипалатиск, 1910. - С.30.

Адрес-календарь Семипалатинской области на 1910г. Семипалатиск, 1910. - С.49-50,63.

Протоиерей Александр Соловьев. Три раза в Кронштадте у отца Иоанна – с.264.

Протоиерей Александр Соловьев. Три раза в Кронштадте у отца Иоанна – с.264.

ПОКЛОНЮСЬ КО ХРАМА


СВЯТОМУ ТВОЕМУ...





Здесь вы узнаете о людях, которые трудятся  и служат в нашем храме, взгляните на жизнь храма как бы изнутри.





Единым духом






Трудясь молюсь





От славы мира к Богу...





Как дома







Та же мучка...






ЖИЗНЬ НАШЕГО ПРИХОДА



ПОИСК  ПО САЙТУ