ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

СТАТИСТИКА

счетчик посещенийраз смотрели эту страницу с 17 мая 2017 года

ПОИСК


ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ

Адрес: 070303, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Бескарагайский район, село Канонерка, ул.Гагарина , 40.

Телефон: 8-(72236)-92-950.

Проезд:  Проезд на междугородных автобусных маршрутах от Семея (Семипалатинска) по Павлодарской трассе - ок. 40 км. 

Настоятель: 

Время строительства храма: в 1990 году перестроен из радиоузла.

Богослужения проводятся:  по праздничным дням окормляется священниками Воскресенского собора.

Престол в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, освящен 13 декабря 1990 г. архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием - ныне митрополит Тульский и Ефремовский (Кутепов Андрей Николаевич).

 Престольный праздник: 28 (14) августа - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 Святыни: старинные иконы «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», «Архангела Михаила», «Пророка Илии», «Влмч. Пантелеймона» афонского письма, «Вознесение Господне», «Воскресение Христово», «прп. Серафима Саровского».

Воскресной школы нет.

История храма:

Православные христиане не могут жить без храма Божия. После постройки села, его жители составляли часть прихода Семипалатинского Знаменского собора. Священники Знаменского собора приезжали в Канонерку для совершения христианских треб, а для причастия Святых Христовых Таинств  канонерцы должны были приезжать в город. После принятия решения о строительстве Воскресенской церкви в Казачьей слободе Семипалатинска Канонерка, как и все, станицы и поселки по Иртышу вошли в состав прихода новой церкви. Воскресенский храм был построен в 1860 г, но уже в 1858г был создан приход храма, куда вошла и Канонерка.

Однако после перехода Канонерки в состав Воскресенского прихода положение не сильно изменилось. В связи с большой нагрузкой священники Воскресенской церкви могли бывать в селах составлявших приход не так часто как хотелось прихожанам. Канонерка в то время являлась крупнейшим сельским поселением в районе Семипалатинска. По данным 1872г. в селе проживало 983 человека.

Желание иметь в селе свою церковь побудило канонерцев обратиться к церковным и гражданским властям с просьбой о постройке в Канонерке собственного православного храма. По данным, которые приводит священник Борис Герасимов, храм в Канонерке был построен в 1877 на пожертвования прихожан – жителей села.

Храм был каменный из красного кирпича. По воспоминаниям местных жителей, для строительства по всей деревне собирали куриные яйца, которые использовались для постройки.

Сохранились имена некоторых священников служивших в канонерской церкви. В 1892г священником в Канонерки был о. Феодор Григорьевич Сидонский, а в 1910г известны священник Симеон Шангин и  псаломщик Константин Леопардов.

Мирное существование канонерской церкви было прервано событиями 1917г. Последующая Гражданская война, боевые действия, восстания, сильно повлияли на историю Канонерки. Для церкви в селе главная опасность исходила от еретиков-обновленцев и от постоянной угрозы закрытия храма.

Храм был закрыт в 1929г. и изъят у православной общины без всякой санкции.  30 марта того же года церковь было предложено вернуть верующим, но это не дало результата.  По рассказам жителей села, когда решили снимать кресты с храма, никто из местных жителей этого сделать не согласился, тогда прислали крестьян соседнего села, которые взялись за дело. Первые две попытки закончились падениями и травмами «добровольцев», лишь с третьей попытки удалось сбросить кресты на землю.

Церковь была превращена в клуб, там начали проводить танцы. Но, как вспоминают прихожане, танцевать в «клубе» было сложно – чувствовалось, что в помещении храма присутствовала какая-то сила. Однажды молодежь вернулась домой с танцев, но когда отошли от «клуба» увидели в окнах сияние. Подумав, что они забыли выключить свет, молодые люди вернулись. Каково же было удивление, когда, войдя под своды поруганного храма, они увидели, что электричество аккуратно потушено. Понять природу непонятного свечения комсомольцы так и не смогли.

Иконы из храма были вынесены, фрески заштукатурены. Выброшенные иконы верующие старались спасти, уносили их по домам, это было непростое и даже опасное дело, в верующих стреляли. До сих пор это видно на иконе Преображения Господня – там имеется пробоина от пули красноармейца. Видимо, спасая икону, пострадал и ее «спаситель».

Иконы прятали на чердаках, в других тайных местах, но спасти удалось не все. Многое было просто уничтожено. Рассказывают про одного сектанта-баптиста, который на глазах у многих рубил иконы топором и сжигал их в печи. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7), воздаяние этому человеку пришло вскоре. Маленький сын этого  человека во сне упал с русской печи и попал в котел с кипящей водой. Ребенок обварился до смерти.

В поруганном состоянии церковь стояла очень долго. Со стен отваливалась штукатурка, проявлялись фрески, это как бы обличало беззаконное дело совершенное новой властью. В церкви был клуб, потом хранилище, но последние годы церковь пустовала.

Но даже в тех условиях гонений за веру, старые прихожане рассказывают, что они по праздникам собирались по домам, пели духовные песни, молились под видом чаепития.

И во многом благодаря этим людям сохранилась и возрождается наша Церковь.

Имелась также отдельно стоящая колокольня, на которой был большой колокол. Внутри колокольни находился архив церковных книг.

Рядом с храмом был погост. За кладбищем был построен дом для священнослужителей - одноэтажное деревянное здание.

Во время репрессий, в храме сначала организовали клуб, позднее - склад, а затем здание храма стало бесхозным. К 70-м годам прошлого столетия он был продан на слом.

Но сломать его так и не успели в виду того, что по невыясненным причинам случился пожар. И Храм сгорел до основания.

На кладбище, где были захоронения верующих и строителей храма, построили школу в три этажа. Очевидцы рассказывали, что когда копали землю под фундамент, то выкапывали кости, черепа, находили золотые украшения: кольца, серьги, крестики.

Потом землю вывезли в неизвестном направлении, перезахоранивать вряд ли стали в то время.

Дом священника достоял до 1998-1999 г.г. В последнее время в нем находилась ветеринарная аптека. Рядом была пристройка, в которой располагалась музыкальная школа. С развалом совхоза в помещении короткое время была контора одного предпринимателя. Затем все продали на слом. Сейчас на этом месте лишь куча мусора. 

Храм был открыт в 1991 году при активном участии прихожан Зои Михайловны Рассказовой, Нины Фещук, Любови Ермакович, Валентины Барыкиной, Зинаиды Алексеевой, Екатерины Шебаршовой и многих других. 

Однако, несмотря на никакие трудности, приход существует и живет. А поруганные иконы до сих пор украшают собой стены храма.

История села Канонерка

КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ