В современном мире существует целое научное направление, которое занимается на первый взгляд таинственным предметом – историософией. С историософскими книгами мы сталкиваемся довольно часто. Так, например, даже в романе «Война и мир» читатель может встретить осмысление прошлого Российской империи, а современные интеллектуалы зачитываются «Концом истории» Фрэнсиса Фукуямы. Историософия — это попытка дать ответ на предельно важный вопрос: почему произошло то или иное событие и каков главный смысл истории для меня лично и для всего человечества в целом?
Всегда ли существовала философия прошлого? Нет, не всегда. Древность авторских историософских текстов не знала. В сознании человека античности, не знавшего Библии, исторической хронологии не существовало. Самой распространенной теорией о течении истории была идея бесконечного цикла. В этих непрекращающихся круговращениях мир был приговорен к постоянному рождению и гибели. В истории нет никакого прогресса, в ней нет никакого смысла. От золотого века, прекрасного и процветающего, до железного, наполненного страданиями и лишениями: все события человечества разворачиваются в этом цикле, чтобы затем бесследно исчезнуть.
Только благодаря христианской культуре восприятие времени резко изменилось. На смену бесконечным циклам пришла совершенно иная модель понимания времени. Условно ее можно назвать «линейной». Христианская история — это огромный временной отрезок между Сотворением мира и Страшным Судом, и путь по этому отрезку наполнен глубочайшим смыслом — возвращением человека к Богу. Всемирная история для христиан – это огромное полотно, которое было соткано рукой Божьего Промысла. И в попытках осознать его, приоткрыть хотя бы ничтожную часть Божественного замысла о человечестве христиане создали философию истории.
Святой Блаженный Августин, Епископ Иппонийский. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. XII
Безусловно глубинным осмыслением истории человечества пронизаны все книги Священного Писания. Однако по своему назначению это были сакральные тексты и потому только задачам философии истории не отвечали. Непосредственно же у истоков многовековой традиции историософии стоит знаменитый святой древней Церкви блаженный Августин. Именно ему принадлежит первый авторский трактат о философии истории «De Civitate Dei» (лат. «О граде Божьем»), на написание которого ушло 14 лет. Чаще всего святого епископа знают как автора знаменитой автобиографической книги «Исповедь». Но, строго говоря, он не был здесь полноправным новатором. На несколько десятков лет его предвосхитил другой святой – святитель Григорий Богослов. Появление же «De Civitate Dei» блаженного Августина стало абсолютной сенсацией.
Вся человеческая история, по мысли святого, – это драматическое противостояние «двух градов»: «града Божьего» и «града земного». Первый – прообраз Церкви. Но «град Божий» – это не какая-то социальная структура. Граждане этого города объединились потому, что верны Богу и стремятся построить свою жизнь по Его заповедям.
Жители «града земного» — их полная противоположность. Они сознательно отказываются жить в согласии с Создателем, при этом всячески пытаются уничтожить или же затащить в свое общество «граждан Церкви». «Итак, два Града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а Небесный — любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе», – пишет святой.
Убийство Авеля Каином – точка отсчета появления этих двух «градов». Авель – первый гражданин «града Божьего», а Каин – «земного». Но не смотря на то, что «град земной» будет успешнее и могущественнее, что он будет идти путем экономического и политического прогресса, в конце концов «град Божий» восторжествует. Но произойдет это уже в «восьмой день недели», когда этот мир закончится и состоится Страшный Суд.
Концепция «двух градов» будоражила умы богословов и философов на протяжении многих веков. К ней постоянно обращались, с ней спорили, ее дополняли. А некоторые средневековые правители (например, Людовик Благочестивый) даже пытались построить управление своим государством, опираясь на политическую философию блаженного Августина. В нашем социуме полностью воплотить историософские идеалы святого невозможно, но ключевая мысль писателя остается верной как для всего человечества в целом, так и для каждого человека отдельно. Сквозь века ее по-своему повторил Федор Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «…красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
СЫСОЕВ Тихон