Перед храмом Гроба Господня оказываешься совершенно неожиданно. Минуешь тесноту и шум торговой улицы, протискиваешься в узенькую калитку, и вдруг – ты перед воротами, к которым стремился всей душой, и в то же время совершенно не готов здесь оказаться.
Первое, что поражает – крошечные размеры площади. Когда в Великую Субботу видишь по телевизору эту площадь, загруженную народом, то кажется, что тут огромные пространства; на самом же деле постройки христианского квартала плотно обступили храм, не давая возможности составить сколько-нибудь полное представление о его архитектурных формах.
Взгляд впервые попавшего сюда человека сразу окунается в темный проем открытой внутрь тяжелой двустворчатой двери.
Тот, кто шагнет со света в ее темноту, не вернется назад: он уже никогда не будет таким как прежде. Войдя, можно так и остаться стоять, прижав руки к груди, сдерживая бешеную колотушку сердца.
Идем ко входу в Храм и проходим мимо десятой станции (по правую сторону от входа), которая называется - придел деления риз. Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс 21:19).
Не знаю у кого как, но у меня перед глазами сразу встает икона Благовещения, то есть явления Деве Марии Ангела, на которой Пресвятая Богородица изображена с веретеном в руках. Она прядет. Из этой пряжи Она выткет потом хитон для Своего любимого единственного Сына.
Этот хитон, как и остальную одежду, будут жадно делить воины, распявшие Иисуса:
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет… Так поступили воины.(Евангелие от Иоанна, 19-я глава)
Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня, на этом именно месте распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что (Мк 15:24). Они разделили между собою, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, то есть без шва, и они пожалели рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.
Это место находится там, где сейчас находится армянский престол. Вот он, алтарь.
Сегодня этот алтарь принадлежит Армянской Церкви.
Но, несмотря на это, представители и другой христианской конфессии могут помолиться на этом месте или совершить в этом алтаре, на каменном престоле, Божественную литургию.
Армянские священнослужители совершают молитву в приделе Разделения риз Христовых
На фотографии – фрагмент Царских врат Свято-Троицкого Измайловского собора.
Мы видим Богородицу с веретеном в руке.
С юга во дворик выходит православное Гефсиманское подворье, где хранится круглый год икона Успения Богоматери (плащаница), износимая торжественно в Успенские дни на Гробницу Ее. Рядом вплотную мечеть, которая собственно и есть мечеть Омара, на месте, куда этот первый мусульманский завоеватель Иерусалима отошел помолиться в то время, как осматривал с патриархом Софронием Храм св. Гроба. На вопрос патриарха, почему он не молился в Храме, а счел нужным значительно отойти от него, халиф ответил, что, раз помолившись в Храме св. Гроба, он этим навсегда присвоил бы его себе, и мусульмане не дозволили бы более христианам приблизиться к Храму. Об этом великодушии халифа долгое время гласила надпись на доске на стенах мечети.
Мы подхоим ко входу в Святой Храм Гроба Господня. Фасад Храма св. Гроба существует с XII века, со времен крестоносцев. И ворота и окна были украшены барельефами на евангельские темы, но частью разрушились, частью похищены.
Слева от могучих деревянных дверей одна из трех колонн, подпирающих арку, расколота снизу доверху.
По преданию, много веков назад, когда православным было отказано в проведении Пасхальной службы, при которой сходит Благодатный огонь, колонну рассекло небесное пламя. Это произошло в Великую субботу 1579 г. Тогда армяне подкупом добились позволения им одним быть в Храме Воскресения Христова в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм. При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую субботу.
Во все века находились паломники, которые оставляли надписи о своем посещении величайшей святыни христианского мира. Эта запись на колонне содержит дату - 1389 год. Но гораздо чаще на стенах Храма можно увидеть безымянные кресты, вырезанные в камне - память о паломниках, преодолевших трудный и опасный путь и имевших счастье поклониться Гробу Господню.
Чуть левее Храма Гроба Господня находится башня, откуда спрыгнул турецкий воин Амир, под влиянием этого чуда уверовавший в Господа и не разбившийся, ибо камни размягчились, как воск. Его следы до сих пор видны на камне. За эту веру он был казнен мусульманами усекновением главы.
Следы турецкого воина Амира
Человек в галстуке - хранитель ключа от Храма
Ключи от Храма Гроба Господня с середины XIX века хранятся у двух мусульманских семейств, которые закрывают его с наступлением сумерек, и отпирают в 23 часа по просьбе одной из трех служащих в нем христианских конфессий.
Во все века находились паломники, которые оставляли надписи о своем посещении величайшей святыни христианского мира. Эта запись на колонне содержит дату - 1389 год. Но гораздо чаще на стенах Храма можно увидеть безымянные кресты, вырезанные в камне - память о паломниках, преодолевших трудный и опасный путь и имевших счастье поклониться Гробу Господню.
Входящий в Храм прямо перед собой видит Камень Помазания, вокруг которого всегда толпа людей. Но мы сейчас не будем сбиватьс Крестоного Пцти Спасетля.
Итак, «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Иоан.19:17) Подъем на Голгофу находится у самых дверей Храма.
Считается, что именно здесь Мария Египетская пыталась войти в храм в праздник Воздвижения Креста Господня, но невидимая сила не допускала ее. Наверху находится греческая капелла преподобной Марии Египетской.
Склонившись, пройдем под низкой аркой, и по 18 крутым ступеням поднимемся на Голгофу.
Ступеньки, ведущие на Святую Голгофу
Само слово "Голгофа" означает "череп", потому что верхушка этого холма действительно похожа на череп. Сегодня гора Голгофа убрана в футляр великолепного храма.
Этот храм огромный, в нем множество переходов, комнат… Здесь сохранены все реликвии, имеющие отношение к Смерти и Воскресению Христовым.
И мы проходим в южную (правую) части Голгофы, где находится католическая капелла Одиннадцатая Станция - Прибитие к Кресту
Хочу молчать, за всех и вся смиряясь,
Вбирать в себя целительную боль.
Не словоблудить, знаньем надмеваясь, -
Кровоточить безмолвно пред Тобой.
Язык мой косен. Спутаны напевы,
Любое слово ложью отдает.
Обвисли четки безнадежно в левой,
Но сердце чует, знает Твой приход.
Моё неутолимое Желанье!
Прими немое воздаянье рук.
Слова, понятья поглотит мочанье,
Лишь Ты и я, и никого вокруг.
О тишина! О мрак Богопознанья,
Затмивший жалкий человечий свет.
Истаял я от Твоего дыханья... иером.
Роман (Матюшин)
Тринадцатая станция - Снятие тела Иисуса с Креста. Латинский алтарь, посвящённый Скорбящей Богоматери. "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Под стеклом, на алтаре, установлена деревянная статуя Богородицы. Временами на глазах Богоматери появляются слезы.
И мы уже на подходе к тринадцатой станции - Место смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Скала является точным указанием на место, где подвергся мукам Христос. В северной части алтаря, где был установлен крест с распятым Христом, находится обломок скалы с серебряным кольцом, обозначающим место, где был установлен крест, черными кругами обозначены места, где находились кресты с распятыми разбойниками.
Вот это Распятие Господа нашего Иисуса Христа! Эта склоненная на грудь с невыразимою мукою глава; эти распростертые по крестному древу и прободенные гвоздями руки! О эта мертвенная бледность, надвигающаяся на ланиты «Краснейшего из сынов человеческих», эти уста, вещавшие миру новое слово, которые теперь раскроются только единый, и последний, раз, чтобы произнести последний возглас: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».
А над Ним — еще, быть может, более скорбный образ: Бог Отец, взирающий на крестную муку Сына. На простом каменном престоле воссел величественный седоволосый Старец, и все в Нем и в воздухе вокруг говорит о Его необоримой силе... Чувствуется, что одной мысли Его довольно для того, чтобы легионы Ангелов слетели на землю, сняли со Креста Единородного Сына Божия, облекли Его в царскую порфиру и вознесли на небо для сидения одесную Отца. Но Он безмолвно смотрит на Страдающего и страдает.
И это сочетание скорби и безграничного могущества потрясает... Эти руки, из ничего сотворившие вселенную, теперь не дрогнут, чтобы помочь распятому Сыну. Все окаменело, и застыли неподвижно верные Серафимы, готовые творить волю Посылающего и с ужасом взирающие на муку Голгофы и на оставление Сына... И вы, замерев, взираете на эту величайшую в мире трагедию….
В одичалом покаянном крике
Что-то рвется и дрожит в груди.
Все плывет: иконы, свечи, лики
И распятье где-то впереди.
О, душе, куда идем с тобою -
В ад иль в рай, ты поскорей реши.
Снова сердце в переливном вое
Наизнанку вырвет плоть души.
Солнце прячет свет, тепло и ласку,
Шепот ветра стал похож на стон.
Я еще не смею верить в Пасху,
Потому что ныне страждет Он.
Прибит на крест моей неправдой,
Чем опрадвюсь пред Тобой?
Моя поруганная Радость,
Моя распятая Любовь!
В Твоей любви спасенье чаю,
Молясь, прошу только о том,
Чтоб жизнь минутою молчанья
Прошла перед Твоим Крестом.
А на Распятье непрестанно
Глядит Превысшая Небес,
И со скорбящим Иоанном Сораспинается Тебе.
И я стою, свидетель третий,
Повесив на плечо клобук,..
О Боже мой, я весь проказа!
Целуя Твой кровавый пот,
Гвоздинный целуя язвы,
Рыдаю горько, аки Петр.
Иеромонах Роман
Из колючего камня сложенный холм со страшным именем стал точкой, где исполнились все предсказания и повернулась ось истории. Тело холма треснуло от вершины до самого основания - и эту трещину можно видеть и осязать сегодня, недоверчивый Фома даже может вложить в нее руку… Но самого холма можно не увидать: он укрыт, как в гигантском ларце, внутри постройки, объединившей десяток церквей. Каждый приходит сюда со знаками своей веры, такими различными, но с одной кричащей дырой в сердце и с одним Именем, которое под сводами Храма страшно произнести вслух… И то, что было до последней запятой известной, тысячи раз воспроизведенной в воображении историей, здесь приобретает выпуклость и зримость почти невыносимую. Прикасаясь к месту действия, обжигаешь не только ладони, но и душу - до кровавых волдырей. А главное - ничего не прошло и не притупилось, все как тогда: и толпа, жаждущая знамений, и религиозная нетерпимость, и древние пророчества, въевшиеся в камень. Царственный город по-прежнему ждет своего Царя - ожидание все так же чревато смертью (А. Пищулин).
Наклонившись под алтарь, через отверстие можно коснуться самого камня скалы. Мероприятие рискованное - ощущения довольно неприятные даже у людей, не считающих себя особо верующими. От онемения в пальцах и головокружения до чего-то наподобие электрического разряда.
Так исполнилось древнее пророчество: "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем и мы ни во что не ставили Его. Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали. Как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца. Веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; но за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня будет исполняться рукою Его" (Ис 53, 3-11).