Светлая неделя
нет поста в среду и пятницу
Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах, отделяющие алтарь от основного пространства храма, как бы открывая нам невидимый, духовный, Небесный мир. И только в этот, ни с чем не сравнимый, отрезок времени, верующие могут созерцать все происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом.
Каждый день – день великой радости и называется Святым днем. И после каждой после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом.
Отменяются однодневные посты по средам и пятницам.
Православным разрешается подниматься на звонницу и звонить в колокола.
Во дни Светлой седмицы чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяетс чтением Часов Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове, либо найти и распечатать здесь.
+ Часы Светлой Пасхи, читаемые вместо утренних и вечерних молитв
Особенности богослужений Светлой Недели:
В Светлый понедельник, Светлый вторник, Светлую среду и Светлый четверг:
8:00 – Божественная литургия. По окончании Крестный ход с выносом Артоса;
16:00 – Вечернее богослужение.
В Светлую пятницу:
8:00 – Божественная литургия. По окончании Крестный ход с водосвятием в честь празднования Иконы Божией Матери «Живоносный источник».
16:00 – Вечернее богослужение.
В Светлую субботу
8:30 - Божественная литургия. По окончании раздробление Артоса.
16:00 - Всенощное бдение.
Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до Дня Святой Троицы молиться стоя, – ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно в Великом Посту), символизируют недостоинство падшего человека. Но такое униженное переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, – и потому коленопреклонения отменяются.
В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. После литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя.
Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника.
После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.
Живоносный источник сегодня
В настоящее время храм находится в Стамбуле в районе Балыклы, который, судя по всему и получил свое название от Живоносного источника (Бвлыклы по-турецки значит рыбное). Там проводятся регулярные службы, рядом находится греческая больница и действующее кладбище. На территории храма имеются захоронения Константинопольских патриархов от середины XIX в.
Дворик замощен могильными плитами, вывезенными из Анатолии христианами, покидающими свои земли по закону об обмене населением между Грецией и Турцией 1924 г. Сам живоносный источник находится внутри храмового комплекса. В нем с незапамятных времен плавают золотые рыбки, число которых постоянно — семь. В 2008 г. во время своего визита в Стамбул в церкви Живоносного источника проводили совместную панихиду по усопшим Патриархам Константинопольским Вселенский Патриарх Варфоломей и Патриарх Московский Кирилл.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос – это большая святыня. Он символизирует Христа. Артос освящается в Пасхальную ночь, он стоит всю Пасхальную седмицу в храме, мы носим его Крестным ходом в ознаменование того, что Христос посреди нас.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Светлая седмица заканчивается на восьмой день - в неделю о Фоме. Этот день также носит название Антипасхи и Красная Горка. Почему - читайте здесь
Неделя о Фоме, Антипасха и второе воскресение после Пасхи – является престольным праздником нашего Храма, так как наш храм освящен в честь Воскресения Христова.
По уже сложившейся традиции, в день Престольного Праздника нашего Храма, Божественную литургию в Спасо-Воскресенском соборе вогзглавляет Правящий Архиерей нашей Епархии - Преосвященнейший Амфилохий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский
В этот день после Божественой литургии совершается Крестный Ход, а прихожане приглашаются на праздничную трапезу.