Канон на Рождество
(В русском переводе)
На всенощной под Рождество Христово поются два канона, которые принадлежат знаменитым песнописцам 8-го века: св. Косьме Маюмскому и св. Иоанну Дамаскину. Оба канона, насыщенные возвышенными и глубокими мыслями, живыми изображениями и величественными оборотами речи, вполне соответствуют торжеству праздника.
В каноне св. Козьмы господствует мысль, что Христос, вочеловечившись, пребывает, как и был, Богом. Проникнутый этим событием, писатель канона с восторгом и благоговением прославляет сошедшего на землю Богочеловека, приписывая Ему имена, свойства и действия, которые усвоены Ему древними Пророками. Вдохновенный писатель возбуждает и других к радости и достойной встрече новорожденного Царя славы, начиная канон словами св. Григория Богослова: "Христос раждается, славите." (из проповеди св. Григория Богослова Рождество), и в конце канона повторяя слова св. Златоуста: "Таинство странное вижу и преславное." Святой Иоанн Дамаскин в своем каноне изображает те спасительные действия, которые произошли для рода человеческого от явления Сына Божия во плоти, ясно раскрытые в Новозаветных книгах. Мы приведем здесь в русском переводе только канон Косьмы Маюмского.
"Каноны" всегда имеют девять "песней," но 2-я песнь существует только в великопостных канонах.
Песнь 1-я
Ирмос: Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу вся земля, и с весельем воспойте люди: ибо Он прославился.
Человек, сотворенный по образу Божию, растлел вследствие преступления, всецело подвергся порче и лишился высшей Божественной жизни. Но его восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился.
Творец, видя гибель человека, созданного Его руками, приклонив небеса, сходит и принимает все существо его, воистину воплотившись от божественной чистой Девы, ибо Он прославился.
Будучи мудростью, Словом, силой, Сыном и сиянием Отца, Христос Бог, тайно от всех сил, сколько их ни есть выше мира и на земле, вочеловечившись, обновил нас, ибо Он прославился.
Песнь 3-я
Ирмос: Сыну Христу Богу, нетленно рожденному от Отца прежде веков и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, будем восклицать: Возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи.
Бренный Адам, причастный высшего дыхания жизни, и по обольщению жены подвергшийся тлению, видя Христа от Жены, восклицает: Ради меня уподобившийся мне, свят Ты, Господи.
Христе, ставший сообразным нашему бренному составу и с воспринятой уничиженной плотью соединивший Божественное естество, ставший человеком и пребывший Богом, и возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи.
Веселись Вифлеем, царственный город среди городов Иудеи: ибо воцарился над всеми Христос, явно из тебя происшедший и возвысивший достоинство наше, пасущий Израиля с плеч Херувимских.
Песнь 4-я
Ирмос: Жезл от корня Иессеева и цвет от него, Христос! Ты пророс от Девы, Препрославленный. Воплотившись от безмужной, Ты пришел, Невещественный и Боже, как с горы, осененной чащей: слава силе твоей, Господи (Ис. 11:1, Авв. 3:3).
Христе, Которого в древности Иаков преднарек надеждой народов, Ты воссиял от племени Иудова и пришел ниспровергнуть могущество Дамаска и хищничество Самарии, заменяя заблуждение богоугодной верой. Слава силе твоей, Господи (Быт. 49:10, Ис. 8:4).
Ты, Владыка, воссияв, как звезда от Иакова, исполнил радости мудрых наблюдателей звезд и учеников древнего прорицателя Валаама, приведенных к Тебе, как начаток язычников, и явно принял их. Слава силе Твоей, Господи (Чис. 24:17).
Ты сошел, Христе, в Девическое чрево, как дождь на руно и как капли росы, капающие на землю; Ефиопия и Фарсис, Аравийские острова и Сава, владеющие всей землей мидийцев, припали к тебе, Спаситель. Слава силе твоей, Господи (Суд. 6:37).
Песнь 5-я
Ирмос: Будучи Богом мира и Отцом милосердия, Ты послал нам Ангела Великого Совета, подающего мир; посему мы, ночью пробудившись и быв приведены к свету боговедения, славословим Тебя, Человеколюбче (Ис. 9:6).
Ты, Христе, подчинившись Кесареву повелению вписаться в число подданных, освободил нас, рабов врага и греха; обнищав же во всем ради нас, посредством сего самого единения и общения Ты обоготворил бренного человека.
Вот Дева, как в древности предсказано, зачав во чреве, родила Бога вочеловечившегося и пребывает Девой. Через Нее примирившись с Богом, мы грешные, с верою воспеваем Ее, как истинную Богородицу.
Песнь 6-я
Ирмос: Иону, как младенца из чрева, морской зверь извергнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, прошло, сохранив Ее нетленной; ибо, Само не подвергшись тлению, Оно сохранило и Матерь нетленной.
Во плоти пришел наш Христос Бог, Которого Отец родил из чрева прежде денницы ("денница" - утренняя звезда или заря; поэтическое указание на вечность Мессии, см. Пс. 109-й. Правящий пречистыми силами полагается в яслях скота и повивается пеленами, но раздирает многозапутанные узы прегрешений.
Из Адамова естества рожден Сын, юный Отрок, и дан верным. Он - Отец и начальник будущего века, и называется Ангелом Великого Совета (Троицы. Он - Бог крепкий, содержащий все творение в Своей власти (Ис. 9:6).
Песнь 7-я
Ирмос: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презревши нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем. Но стоя среди пламени пели: Благословен Ты, Боже отцов (Дан. 3 гл.).
Пастухи, играющие на свирели, удостоились чудного явления света; ибо слава Господня озарила их, и Ангел восклицал: Воспойте, ибо родился Христос, Бог отцов благословенный.
Внезапно, после слов Ангела, небесные воинства стали восклицать: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Христос воссиял Бог отцов, благословенный.
"Что значит это слово? - говорили пастыри, - пойдем, посмотрим на случившееся, на божественного Христа." Придя же в Вифлеем, поклонились Ему вместе с Родившей, воспевая: Боже отцов, Ты благословен.
Песнь 8-я
Ирмос: Росоносная (росо-носная - орошающая). Огонь вавилонской печи, куда были брошены три отрока, вместо того, чтобы опалять, прохлаждал их, (см. Дан. 3:50) печь явила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых ею юношей, как и огонь Божества - утробу Девы, в Которую сошел. Посему воспевая воскликнем: Все творение да благословит Господа и превозносит во все века.
Дочь вавилонская влечет к себе из Сиона плененных отроков Давидовых, а сама посылает с дарами своих сынов, волхвов, поклониться Дочери Давидовой, принявшей в себя Бога. Посему, воспевая, воскликнем: Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века.
Плачевные песни заставили детей Сиона отложить музыкальные инструменты, ибо они не могли ликовать в чужой стране. Но воссиявший в Вифлееме Христос рассеивает всякое обольщение и музыкальное благозвучие Вавилона. Посему, воспевая, воскликнем: Все творение да благословит Господа и превозносит во все века (Пс. 136).
Вавилон овладел добычей и богатством плененного царства сионского. Христос же путеводною звездой привлекает в Сион его сокровища и царей-звездочетов. Посему, воспевая, воскликнем: Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века (4 Царств 24 гл.).
Песнь 9-я
Ирмос: Вижу необычайное и дивное таинство: пещеру - небом, Деву - престолом Херувимским; ясли - вместилищем, в котором возлежит невместимый Христос Бог, Которого, воспевая, величаем.
Волхвы, видя выдающееся течение новой, необыкновенной звезды, озаряющей небеса, убедились, что для нашего спасения родился Христос Царь в земле Вифлеемской.
Когда волхвы говорили: Где новорожденное Дитя - Царь, о Котором звезда свидетельствует? Ибо мы пришли поклониться Ему. Тогда Ирод богоборец пришел в яростное смятение, замышляя убить Христа.
Выведал Ирод время появления звезды, под руководством которой волхвы в Вифлееме поклонялись с дарами Христу. Ею же направляемые в свое отечество, они оставили осмеянным лютого детоубийцу.
Итак, Рождественские гимны напоминают молящимся, как в эту памятную ночь всякое творение поспешило принести Царю-Спасителю свои дары: небо - звезду, земля - вертеп, пустыня - ясли, Ангелы - пение, пастухи -- поклон, волхвы - подарки. Поэтому и нам следует приходить к Нему не с "пустыми руками," но принести Ему то, что ценнее всего, - наше чистое, верующее сердце. Ведь, "для того высокий Бог явился на земле, чтобы нас на небеса вознести!"