ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Что происходит в Рождество?

Рождественская ночь… Мы с семьей идем в храм на службу. Я впервые после своего крещения иду в храм на Рождество. А в воздухе такой мороз, что  через него звезды кажутся большие, разными огнями блесятят, в точь как у Шмелёва описано: "голубой хрусталь, и синий, и зеленый,  - в стрелках. И звон слышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо серебро. ...И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, вроде серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул". И такое только  в Рождественскую ночь бывает.

А праздник все ближе и ближе. Церковные песни уже видят грядущую к Вифлеему Деву, подготовляют к торжеству пастырей, собирают хоры ангелов, торопят от Персиды мудрецов Востока и ужасаются безумию Ирода, замышляющего убить Христа. Они уже полны предпраздневственного ликования и зовут к нему небо и землю...Найдется ли место около Его колыбели нам, бедным любовью, бессильными к своей слабой вере и решимости идти к Нему, как бы долог и тяжел не был путь?!

И как хочется сейчас оказаться там, в далеком, жарком Вифлееме, окунуться в прохладу святого вертепа и увидеть латинскую надпись на камне: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос» - маленькую вмятину на камне – место Рождества Спасителя и надпись вокруг неё: «здесь Слово стало Плотью». И распластаться на этом месте, слиться ним, уйти в эту скалу, на которой лежал Младенец Христос, истаять, исчезнуть в порыве безграничной благодарности и волнующего трепетного благоговения. Душа немеет.

А раньше мы жили без праздника. И мы дождались. Как вера без посягательств, как дороги в Иерусалим, как возвращенных в алтари икон и песнопений на клиросе. Дождались Рождества. И мы идем в Храм.

А в далеком Вифлееме сегодня, на Рождество, маленькая пещерка озарена светом и песней русских голосов наших монахинь из Горненского монастыря; свет и песня сливаются в удивительное состояние благодати, которое здесь, в Вифлееме, переживает каждый паломник. А на улице чумазые мальчишки выпрашивают шеккель и преданно смотрят в глаза всех идущих в сторону базилики.

И все же, наш рождественский мороз и вифлеемская духота завязаны в крепкий узел сильного ощущения Праздника. Как веры без посягательств, как дороги в Иерусалим, как возвращенных в алтари икон и песнопений на клиросе. Мы пойдем в Храм. Простоим на Всенощной. В радости простоим. Будем славить Христа, Пресвятую Деву Марию, подарившую миру Спасителя, и далекий святой вертеп с лампадами, озаряющими место рождения Сына Человеческого. 

И так красиво хор поет: «Таинство странное вижу и преславное небо, вертеп, престол Херувимский, Деву, ясли, вместилище. В них же возлеж Невместимый Христос Бог, Его же воспевающе величаем». (Ирмос Рождества)».

Мы стоим в сводчатых сумерках Воскресенского собора перед чудотворной иконой «Абалацкой иконы Божией Матери». Лик Пресвятой дышит из-под слоя потемневшей олифы — тёплые потоки воздуха исходят от большой иконы, колеблется пламя свечей, пахнет свежей пихтой…

Но вдруг – вся Вселенная всколыхнулась. «Вдруг предстал им Ангел» и тут же – «Многочисленное воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!»

«Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу вся земля, и с весельем воспойте люди: ибо Он прославился! (Ирмос)

Вся церковь воссияла, - все паникадила загорелись. Смотрю - …все так и замерло, так и взыграло сердце, слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке,… будто все Херувимы – Серафимы трубили с неба. И я почувствовал радость, что с нами Бог. А когда запели «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…» такое во мне радостное стало… и я будто увидал вертеп – пещерку, ясли и пастырей, и волхвов – и овечки будто стоят и радуются…

Народу полон собор. И все охвачены радостью праздника. Далеко не все еще и понимал, но общий праздничный подъем духа захватил и меня. И вот раздался диаконский бас:

- С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся: яко с нами Бог!

- Яко с нами Бог, - согласно подтвердил воскресенский хор.

- Услышите до последних земли: яко с нами Бог! - убедительно пророкотал тот же бас.

- Яко с нами Бог, - опять отозвался хор.

- Могущие, покаряйтеся: яко с нами Бог! - настаивал диакон.

В сочетании с непререкаемостью интонации все произреченное диаконом носило характер безусловной, бесспорной истины.

- Яко с нами Бог, - отозвалось уже не только на хорах, но и у меня в сердце.

Эти слова ложились бальзамом на душу, а если бы не было, ничего бы не было, никакого света-разума, а тьма языческая!

- Яко с нами Бог!

И почуялось, как вот так же - все разом - оживают, распрямляются, воскресают к жизни миллионы таких же, как я. Яко с нами Бог! Представилось: весь русский народ, обманутый, ограбленный, отравленный и оболганный, опоминается и приходит в себя. Яко с нами Бог!

Бог Слово сходит в эту ночь с Небес, чтобы стать на земле Младенцем, вырасти, испытать все немощи человеческого тела, умереть за людей, за каждого в отдельности и за всех вместе – и открыть дорогу на Престол Славы для вечной жизни человеку.

Бог пришел. Он - Эммануил. «Бог среди нас» - «с нами Бог»: обещание исполнено! Но не следует ли нам задуматься на мгновение о тех столетиях, когда люди жили ожиданием, так никогда и не увидев исполнения своей надежды; с такой верностью, с таким мужеством перед лицом опасности, готовые, если умереть, но не изменить своей вере своей уверенности, что Бог верен?

И вот – где мы? Какова наша вера в другие обещания, какова наша верность Живому Богу, давшего их нам? Неужели мы не можем уподобиться самому хрупкому из людей Ветхого Завета? Они жили чаянием, - мы живем в пределах уверенности  вещей уже случившихся и в ожидании их исполнения. Мы – народ Божий, но народ такого Бога, Который уже среди нас. Он – Один из нас, если только мы – Его.

И когда мы слышим «Христос рождается, славите!» -  то здесь не говориться, что Христос родился и потому мы должны Его славить. Нет. «Христос рождается» – сейчас. Это значит, что Боговоплощение есть  вечно живое событие в бытии всего мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Христос действительно постоянно рождается, и местом рождения Его – тем самым вертепом, той самой пещерой, теми яслями, в которых Он возлег, – является наше сердце!

Вот где постоянно происходит Рождение Христа Спасителя! Рождество Христово, совершившееся две тысячи лет назад в Вифлееме, - и  для нас близкое жизненно-спасительное событие.

Будем надеяться и молиться о том, что  Божественный Свет озарит наши души, огонь Веры растопит лед в сердцах человеческих, а Божественная Любовь наполнит нас радостью. Подобно тому, как Рождество Христово явилось событием, положившим начало новой «нашей» эры, так и рождением Богомладенца Христа в яслях каждой уверовавшей души стало для человека началом новой личной эры – жизни  в единении с Богом.

И помни, что Он не возгнушался возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях твоей души почить Своею благодатью и Своим миром, если только ты покаянием и верой повергнешь себя пред Ним.

Иначе, душа наша уподобится древнему Вифлеему. В котором не нашлось дома, который бы приютил Родившегося нас ради и нашего спасения.

И пусть услышит мир: Яко с нами Бог!

Такое вот открылось мне тогда милостью Рождшегося Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. И с тех пор каждый раз, когда на меня наваливается уныние, я вспоминаю это молитвословие и испытываю такой же духоподъемный восторг и уверенность в том, что со мной Бог.

По старинному народному поверью, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый Рай! В это время открывается взорам праведных людей. И если кто о чем помолится, все исполнится – сбудется!

О великая, таинственная ночь! О светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, стало быть, я забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность,… ибо что иное вечность блаженная, как вечная радость младенца пред лицем Божием!

А ночь Рождества длится, длится… Разошедшиеся из церквей отошли на отдых,  а по миру ходит благодать Божественного Младенца. И вступает Он туда, где готовы принять Его, входит в дом тех христиан, которые рассказали своим детям, что ночью придет посетить их Младенец Христос, входит в кельи подвижников, стоящих на молитве, и дает им живую весть о Себе, стучится в те сердца, которые еще не узнали Его или знали и забыли, и старается всех привлечь к Себе…

…Живи на земле, повелевай, царствуй и побеждай, Младенец, родившийся в тихом Вифлееме…

Идешь из церкви - все другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь на небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она…над садом! Каждый год - над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая...

Встревоженная ангельским пением, ночная тьма снова сомкнулась. И будет еще торжествовать, пока ее окончательно не разорвет Свет Христова Воскресения. А в это время Матерь - Дева склонилась над Ним в изумлении перед необъятностью явленной миру тайны. Человек и Бог явился миру. И это знала только Она. То были единственные часы неомраченной еще радости. Она переживет то, что никогда не переживала и не переживет ни одна женщина.

А на моих окнах мороз. Тоненькие филигранные прожилки таинственного узора... Захочу, увижу в нем силуэты бредущих ночной дорогой волхвов и маленькую звездочку, предвестницу Праздника.

А вот и - завтра. Такой мороз, что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над городом  - в дыму, как в детстве, висит над храмом пунцовым шаром. Будто и оно дымится… Вот уже и проходит день. Вот уже и елка горит - и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то музыка играет, веселье, петарды… В детской горит лампадка. Красный язычок пламени отражается на замерших окнах. И так хорошо, так уютно. А в темноте - звезды. Светит большая звезда над тем же садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.  

СКОРО ПРАЗДНИК

30 октября - память Священномученику Александру, архиепископу Семипалатинскому, служившему в нашем соборе

+++++++++++

4 ноября - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени … ...дальше 

Молитва и Акафист, читаемые пред иконой Божией Матери "Казанская" 


+ ВИДЕО акафист

+++++++++++++


21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31)  ...дальше

Престольный праздник Воскресенского собора и храма в пос. Шульбинск

Расписание богослужений

ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в НОЯБРЕ