ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


ПОИСК ПО САЙТУ


О НАС, НАШЕМ САЙТЕ

Канон Богоявления

Св. Козьмы Маюмского

Песнь 1-я

Ирмос: Могучий на войне Господь открыл дно морской глубины, и по суше повел народ Свой, покрыв в ней противников, ибо Он прославился (Исх. 14-15 гл.).

На каноне - ирмосы поются, тропари же читаются. Между тропарями канона говорится: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе."

Царь веков, Господь, струями Иордана обновляет растленного Адама и сокрушает там главы гнездящихся змей, ибо Он прославился (Псл. 73:13-14).

Господь, воплотившийся от Девы, облекши невещественный огонь Божества в вещественную плоть, омывается водами Иордана, ибо Он прославился.

Господь, смывающий нечистоту людей, во Иордане очищается ради них, которым Он благоволил уподобиться; пребывая тем, чем был, Он просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос: Господь, дающий крепость царям нашим и возвышающий достоинство помазанников Своих, рождается от Девы и приходит для крещения. Мы, верные, будем восклицать Ему: нет столь святого, как Бог наш.

Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне Христова Церковь. Ибо водой и Духом у тебя родились сыны, с верой взывающие: нет столь святого, как Бог наш.

Предтеча громким голосом восклицает в пустыне: приготовьте пути Христу и исправьте стези для Бога нашего, с верой взывая: нет столь святого, как Бог наш (Ис. 40:3, Мт. 3:3).

Песнь 4-я

Ирмос: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (пророка Иоанна); когда Ты, свидетельствуя о Твоем Сыне, возгремел над многими водами (Иордана). Тогда пророк, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Псл. 28:3, 1 Кор. 1:24).

Видел ли кто, - восклицает проповедник, - чтобы очищали солнце светлое по естеству? Как же я омою водами Тебя, сияние Славы и образ присносущного Отца? И как я, трава, прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Евр. 1:3).

Моисей, приблизившись к Тебе, явил священное благоговение, которым был охвачен: когда он уразумел, что Ты говоришь из купины, тотчас закрыл лицо. Как же я открыто воззрю на Тебя, или возложу на Тебя руку? Ибо Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Исх. 3:6).

Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты - Христос, Божия премудрость и сила (Исх. 19:18, Ис. Нав. 3:16, Псл. 113:34).

Песнь 5-я

Ирмос: Иисус, Начальник жизни, идет разрешить осуждение первозданного Адама, и, как Бог, не имея нужды в очищении, ради падшего очищается в Иордане, где убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

Когда бесчисленное множество людей стеклось креститься от Иоанна, он стал среди них и возгласил предстоящим: кто внушил вам, непокорные, уклоняться от наступающего гнева? Принесите Христу достойные плоды; ибо, являясь ныне, Он дарует мир (Мт. 3:7, Иоан. 1:26).

Земледелец-Создатель, став посреди, как один из всех, испытует сердца; и, взяв в руки веятельную лопату, премудро очищает всемирное гумно, сожигая бесплодность, а плодоносным даруя вечную жизнь (Мт. 3:11-12).

Песнь 6-я

Ирмос: Голос Слова, светильник Света, заря и Предтеча Солнца восклицает в пустыне всем людям: покайтесь и заблаговременно очиститесь; ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от тления.

Христос, родившись нетленно от Бога и Отца, без скверны воплощается от Девы. И, как Предтеча учит, невозможно разрешить ремень Его обуви - сочетание Слова с нашим естеством. Он избавляет земнородных от заблуждения (Лук. 3:16).

Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов.

Песнь 7-я

Ирмос: Шумный ветер с росой и сошедший Ангел Божий сохранили невредимыми благочестивых юношей, брошенных в огненную печь. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностью пели: благословен Ты, преславный Господи и Боже отцов.

Как на небе, с трепетом и удивлением предстояли Ангельские силы у Иордана, созерцая непостижимое схождение Бога: Как Он, держащий в своей власти состав небесных вод, с плотью стоял в водах, Бог отцов наших (Быт. 1:7, Ис. 6:2-4).

Облако и море, в которых законодатель Моисей крестил некогда странствующий народ, прообразовали чудо божественного крещения. Море было образом воды, а облако - Духа, Которыми, освящаясь, мы взываем: благословен Ты, Господи Боже, во веки (1 Кор. 10:1-2).

Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославлять Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие - Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки.

Песнь 8-я

Ирмос: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, в котором Иордан имел принять в струи свои невещественный огонь и объять крещающегося плотью Творца, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Оставь всякий страх, - сказал Искупитель Предтече, - и, повинуясь, приступи ко Мне, ибо Я благ по существу; покорись Моему велению и крести Меня, сошедшего, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты - Бог мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

На Иордане Троица явилась: Ибо высший в Божестве Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный; и Дух почил на равном Себе, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки.

Песнь 9-я

Ирмос: Никакой язык не в силах восхвалить Тебя достойно, и даже небесный ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица. Но, как благая, прими нашу веру: Ты знаешь нашу любовь, согретую Богом. Ибо Ты - предстательница христиан. Тебя мы величаем.

Приди своим духом, Давид, к просвещаемым и пой: приступите ныне к Богу и просветитесь верой. Падший Адам, этот нищий, воззвал, и пришедший Господь услышал его. Он обновил растленного в струях Иорданских (Псл. 33:6-7, Еф. 2:4-5).

"Измойтесь и очиститесь," - говорит Исаия, "перестаньте делать зло пред Господом. Жаждущие же, идите к воде живой." Ибо Христос окропляет животворной водой прибегающих к Нему с верой и крестит Духом в жизнь нестареющую (Ис. 1:16 и 55:1; Иез. 36:25. Иоан. 4:14).

Хранит нас, верных, благодать и печать крещения! Ибо как в древности евреи избавились от гибели, когда их пороги были помазаны кровью, так и для нас эта божественная баня возрождения сделается избавлением, и так мы узрим незаходящий свет Троицы (Исх. 12:7-13, Тит. 3:5).

 

СКОРО ПРАЗДНИК

30 сентября в народе зовут «всесвятные бабьи именины». Это день памяти святых мучениц отроковиц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. 


+++++++++++

8 октября – день преставления преподобного Сергия Радонежского


 основателя Свято-Троицкого монастыря – будущей Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, великий чудотворец и в то же время образец иноческого смирения. Именно он благословил войско великого князя Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле.

++++++++++++

На следующий день 9 октября церковь отмечает преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова




одного из ближайших последователей Иисуса Христа. Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия, ему Он доверил заботу о Своей Матери. Апостол не претерпел мученическую кончину, как другие ученики Христа, он прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. По завершении своего земного пути Иоанн велел своим ученикам положить его в могилу живым и засыпать землей, однако на следующий день могила оказалась пустой.


++++++++++


14 октября 


великий праздник (одна Божественная Литургия)

 Покрова Пресвятой Богородицы

В 860 г. русские дружины с моря подступили к Константинополю. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу в окружении сонма ангелов и святых. Богоматерь простерла Свое головное покрывало над молящимися, защищая их «от враг видимых и невидимых». Вскоре после этого русские дружины сняли осаду и покинули Константинополь – по некоторым сведениям, корабли раскидало сильной бурей. Любопытный факт: греческая церковь не отмечает это событие, тогда как на Руси праздник Покрова, установленный в XII веке князем Андреем Боголюбским, – один из наиболее почитаемых богородичных праздников, не входящих в круг двунадесятых.

Много раз являлась Пресвятая Богородица отдельным великим святым, обычно в сопровождении одного или двух апостолов Христовых, а преподобному Серафиму Саровскому являлась и одна. Но никогда и никому не являлась Она в такой славе, как в Константинопольском Влахернском храме, в этот великий праздник, именуемый Ее Покровом ... дальше 

Расписание богослужений

ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в СЕНТЯБРЕ