ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

ПОИСК


[О селении Преображенка.]

X.

В казачьей Букони я познакомился с священником-миссионером Буконского стана Киргизской миссии о. Ефремом Елисеевым, который встретил меня очень радушно и предложил съездить вместе в Преображенский поселок, устроенный недавно из новокрещенных киргиз.

Поселок лежит в семи верстах от казачьей и в 2 от татарской Букони. В поселке намечены две улицы, вдоль которых и разбросано около 20 маленьких домиков из сырцового кирпича. Повсюду работают делают кирпичи строятся семей 16 живет еще в Букони, но о. Ефрем при первой возможности и их переведет в Преображенский поселок. Обстановка в домиках русская: столы, скамейки, образа в углу и пр. Когда мы обходили поселок, все киргизы вскакивали и очень почтительно подходили к о.Ефрему под благословение, а две киргизки обратились даже и ко мне…

о.Елисеев служит буконским миссионером с 1892г. он родом из Казани и прекрасно говорит по-киргизски. По его словам, когда он приехал в Буконь, крещеных киргизов было  только 40 человек. Это конечно, немного, но по словам о. Елисеева христианская проповедь среди киргизов дело в высшей степени трудное…Степные киргизы крестятся очень редко, большинство Преображенских новокрещенных –джетаки из казачьих поселков. Особой неприязни киргизы-магометане к своим крещенным  собратьям не выражают, хотя и зовут их презрительным именем «чукунча» (от глагола чукымак - клевать), намекая этим на употребление крестного знамения и поклоны Зато по словам миссионера , с нескрываемой враждой относятся к крещеным киргизам татары и чалаказаки.

В поселке вся жизнь новокрещенных проходит под наблюдением миссионера, который настойчиво приучает их жить на русский лад. Обстановка в домиках, одежда еда – все должно быть такое же как у русских крестьян. Старания эти, с внешней по крайней мере,  стороны , не остаются, кажется, без успеха. Мальчики и девочки обучаются в устроенной в поселке 3-классной школе. Преподаются закон Божий, арифметика, русский и киргизский языки, причем в 1-м и отчасти во 2-м классе преподавание происходит на киргизском языке, в 3-м на русском. Киргизские книги употребляются исключительно с русским алфавитом и без всякой, по возможности, примеси татарских и арабских слов. Учитель в школе – крещеный татарин, окончивший курс в казанской миссионерской школе Братства Св. Гурия. Из школьников составлен хор, который во время богослужения поет по-русски и киргизски.

В Преображенском поселке живет четыре семьи русских переселенцев; по словам миссионера, совместная жизнь крещеных киргиз с такими переселенцами была бы лучшим средством для того, чтобы оградить киргиз от их прошлого уклада жизни. Как ни плохо жилось джатакам до крещения, степь манит их к себе, случаи бегства крещеных не особенно редки. Шесть человек бежало даже в Китай, и миссионер лично ездил туда  (кажется в Кульджу) для возвращения бежавших.

Положение поселка в административном отношении еще не выяснилось. Пока всем без исключения заведует миссионер: он и священник, и администратор, и по временам даже судья… Это разумеется в высшей степени неудобно, и самому о.Елисееву хотелось бы чтобы Преображенский поселок был поставлен в те же условия, что и русские переселенческие поселки.

Устройство Преображенского поселка обошлось , конечно, очень недешево. Устроен он почти исключительно на миссионерские суммы. В поселке во время моего посещения (в августе 1898г) строились церковь, прекрасный дом для миссионера и причетника,  а школа с помещением для учителя, была почти готова. Громадную помощь для постройки всех этих зданий оказали частные пожертвования. Миссионер, по его словам, разослал  в разные концы России до 4 тыс. писем с просьбами об этих пожертвованиях.

Главным занятием новокрещенных предполагается сделать земледелие. Пахотные земли делятся на участки по числу семей; на каждую семью приходится около 6 десятин (в двух местах). Значительная часть земли остается пока без употребления, за невозможность провести арыки.



КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ