ПРИХОДЫ БЛАГОЧИНИЯ

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ церковный округ



КАРТА приходов



ХРАМЫ СТАРОГО ГОРОДА


Погибшие Храмы Семипалатинска




Их было много в нашем городе - храмов, свечами взметнувшихся в прииртышское небо и несших людям свет Православной веры. Ставились они основательно, на века, разрушены же были почти в одночасье злой волей человеческой.


Церковь во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских

Знаменский собор

 Александро-Невская церковь

Никольская церковь

Благовещенская церковь

и другие...

ПОИСК


В начале ХVIII в. завершилось присоединение Западной Сибири к Русскому государству. Стремясь к упрочению своих позиций в этом регионе и обновлению безопасности восточных границ, царское правительство основало ряд русских городов и острогов: Тюмень, Тобольск, Тару, Тошок и другие. Будучи военно-административными и торговыми центрами региона, они вместе с тем способствовали усилению экономических и культурных связей между народами, населяющими территорию, и русским народом. Так, в первой половине  ХVIII в русские землепроходцы – рядовые служивые и промышленные люди подошли к степям Прииртышья. Этот обширный и богатый край был населен кочевниками-казахами и подвергался частым опустошительным набегам джунгар, стремившихся установить свое господство в этом районе.

В целях дальнейшего расширения колонизации края царское правительство в начале ХVIII в. решило овладеть верховьем Иртыша и землями, лежащими за ним на Восток. Важность закрепления в этом регионе, являющимся ближайшим плацдармом для установления прочных экономических и политических связей с Индией, Китаем, Афганистаном, Персией и другими странами.

В 1718 г на берегу Иртыша Василием Чередовым была основана крепость Семипалатинская, которая со временем разрослась, и встал вопрос о снабжении жителей крепости продовольствием. Значительная часть жителей крепости Семипалатинской, а затем и города Семипалатинска была связана с сельским хозяйством – занимались хлебопашеством на арендных землях обширной Бельагачинской степи, растянувшейся в 30 верстах от города.

В середине 60-х годов ХIХ века присоединение Казахстана к России было завершено. Завершение присоединения Казахстана к России совпало с реформой 1861 г. и последующими буржуазными реформами, способствовавшими развитию капитализма в стране.

По временному положению 1868 г. вся земля в Казахстане объявлялась собственностью и передавалась в использование казахских общин. Личной собственностью признавались только те земельные участки, которые были пожалованы царем «ханским потомкам»

В конце 1881 г. царское правительство ввело «Временные правила по применению в киргизские степи сельских обывателей», то есть крестьян России. На основании этого закона крестьяне-переселенцы должны были получать на новых местах до 30 десятин земли на душу и различные льготы. Однако уже 1883 г. переселение крестьян из России снова было приостановлено.

В 1889 г. царское правительство издало новый закон о порядке и условиях переселения крестьян из России на окраины.

После голода 1891-1892 гг. в России переселение крестьян в Казахстан очень сильно возросло. Увеличилось число крестьян переселившихся в Казахстан самовольно. Из центральных районов России направлялись ходоки в Казахстан, каждые выбирали место, а затем по согласованию с уездным начальством переселялись по несколько семей из одной деревни.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Бельагачинской степи, в которой жители города Семипалатинска занимались земледелием, купец Сартов построил заимку и начал сдавать свои земли в аренду. Место, где была построена заимка, было очень удобно выбрано, вокруг заимки были участки земли пригодные для возделывания зерновых и для выращивания овощей. С севера на юг протекал ручей, который получил название Джура. В 1898 г. на берегу этого ручья были построены первые дома русских переселенцев из Тамбовской губернии. Дома были деревянные, так как лес находится рядом в 8 км. К этому времени земли Сартовой заимки были объявлены государственными. А самого Сартова уездная полиция разыскивала за связь с конокрадами. По свидетельству современников расположенные недалеко от села, овраги служили убежищем для конокрадов округи. Первые поселенцы занимались земледелием, они выращивали рожь и ячмень. Земли, которые они возделывали под эти культуры, давали урожаи, значительно превышающие те которые они получали у себя на родине. Урожаи овощей и размеры некоторых видов овощей, таких как капуста, огурцы, во много превышали, те которые они видели в России. После первой зимовки, которая прошла в теплых избах и за сытным столом, переселенцы начали писать письма своим родственникам в Россию.

В 1898-90 гг. село, которое получило название Зимовье, быстро разрасталось. Потянулись ходоки из России, Украины, Белоруссии. Из воспоминаний Бондаревой Марии Михайловны: «Мой отец Климук Михаил Евграфович и дядя Климук Иван Евграфович в 1898 году пошли из Белоруссии в Казахстан в поисках лучшей жизни, по железной дороге до Барнаула, а потом пароходом до Семипалатинска. Облюбовав участок земли в деревне Зимовье, они возвратились на родину в Белоруссию. А в 1899 году вместе в семьями и нехитрым домашним скарбом перебрались в Зимовье. Уездный переселенческий отдел выдал землю по 20 десятин на каждую семью, а также денег на приобретение скота. Первую зиму пережили на квартире у поселенцев Легкунец, а на следующий год срубили себе дома, так как проблемы с лесом не было. Переселенческий отдел уезда выделил лес для построек домов и хозяйственных построек. Выделенный участок земли обработали и засеяли рожью, а осенью собрали урожай почти 170 пудов с одного гектара.

Известия о хороших урожаях зерновых очень быстро разлетались по округе, и в 1900 году в Зимовье проживало 40 семей, которые входили в состав сельскохозяйственной общины. Сельскохозяйственная община занималась распределением земли под посевы и сенокосы, огороды. На своих участках выделенных общиной крестьяне высевали все культуры, которые были необходимы для жизни. В степи высевали рожь и ячмень, пшеницу и овес, на огородах возле своих домов выращивали картофель, коноплю и лен, а на общественном огороде каждый на своем выделенном участке выращивал капусту, морковь, репу, огурцы, помидоры. Эти огороды находились в северной части села недалеко от слияния оврагов в одно русло. Их называли Третьяковскими – овраги сходились в одно русло с трех сторон. Каждый переселенец обрабатывал свою землю, выращивал урожай, излишки продавал или обменивал на необходимый товар. Но были, и такие которые использовали на своей земле труд батраков, это Адаричев, Блынский.

После поражения первой русской буржуазно-демократической в России наступил период столыпинской аграрной реформы. Царское правительство попыталось путем реформ, проводимых сверху разрешить исторически неизбежные задачи буржуазного развития страны и тем самым устранить условия, подготовившие буржуазно-демократическую революцию. Этой задачи и служила практика Столыпина. Вместе с этим царское правительство стремилось путем насильственного разрушения крестьянской общины расширить Третьяковской монархии, создать себе прочную опору в деревне в лице кулака.

9 ноября 1906 г. был издан указ о выделении крестьян из общин на хутора. Столыпинский земельный отдел разрешал каждому крестьянину получить свой надел в собственность и выделиться из общины. Этот закон был особенно выгоден крестьянам-кулакам, по дешевой цене скупавших у крестьян бедняков землю.

Земля принадлежала государству и называлась кабинетской. Крестьянам она сдавалась в аренду в неограниченном количестве. Жители села Толстолытко и Скоробогатов по просьбе крестьян обратились к правительству с прошением, чтобы земли нарезали на каждый двор и закрепили как собственный надел. Правительство удовлетворило просьбу крестьян в 1908 году.

Земли нарезали одинаково, по семь гектар на каждого мужчину, как на бедных, так и на богатых, не обращая внимания на национальность. Но казахи почти не занимались земледелием, их основным занятием было скотоводство. Техническая обработка земли была очень низкой. Орудия труда у крестьян примитивными.

Всеми делами в селе ведал староста. В селе также было волостное управление: писарь, волостной, пристав. Надежной опорой властей всегда была церковь. Неслучайно поэтому в 1910 году в селе была построена церковь, и назвали её в честь праздника Покрова – Покровской. В этот же год дали название и селу. Так как в уезде была уже Покровка, село стали именовать Ново-Покровкой.

По воспоминаниям старожила села Цыганкова Михаила Федоровича, 1907 года рождения.

- Население села было небольшое, улиц не было, дома располагались в беспорядке, были маленькие, даже не дома, а избушечки. Деревянные дома были только у богатых, зажиточных. Со временем прошла нарезка земли под усадьбы и стали строить дома по плану. В Ново-Покровке были частные магазины у Блынского, Адаричева, Пастушкова, Шамова. Товаров в магазине было много. Если в магазине берешь много вещей, дают даже что-нибудь бесплатно, в подарок. Где сейчас находится техникумовский гараж, была хорошая больница (здание это сохранилось). По праздникам люди ходили в церковь. Церковь была деревянная, а в 1928 году её сожгли. Находилась она там, где раньше стоял пятиэтажный дом, это место и сейчас видно. Были в селе частные мельницы, где мололи муку, была одна маслобойка, где били подсолнечное масло.

Там, где раньше находился хлебозавод, был деревянный клуб. По субботам и воскресениям там проходили вечеринки, частыми были народные гулянья. Были хорошие озера: Селянинское и Добрун. Всем селом чистили озера, мусор вывозили на лошадях. На месте нынешнего пожарного депо стоял дом Скрипова Федора, большой добротный. Затем он отдал его под школу. А самое главное – народ был тогда дружный, как одна семья, все вместе.

Уже тогда в селе велась борьба за трезвость, пьяниц не было. Народ был вежливым по отношению друг к другу, дети почитали взрослых. И до сих пор старожилу помнится большой базар, там собиралась уйма народу. Он находился на том месте, где сейчас стоит большая больница. Продавали всякую всячину. Каждое воскресенье из города привозили карусель, качели, народ веселился от души. Устраивали всеобщие гуляния.

Наше село было небольшое, но чистое, утопало в зелени. Весной зеленая трава как ковер покрывала землю, летом село тоже было все в зелени.

Название улиц в Ново-Покровке не было, каждый край села получал название от народа. Раньше улица Советская названия не имела. Конец улицы Советской по направлению к техникуму назывался Ярковским краем, по фамилии кулака Яркова. Когда улицам стали присваивать названия, то Советской улицу назвали потому, что на ней размещались почти все советские учреждения, организации. Улица Чокан Валиханова (Школьная) называлась Церковной. Название она получила оттого, что на ней находилась деревянная церковь, а рядом были построены поповские дома. Они и сейчас ещё сохранились. Улицы Садовая и Кирова назывались Хохлатским краем.

Конец улицы Кооперативной назывался Нахаловским краем. Сейчас улица Кооперативная называется улицей имени Юрия Гагарина. Была ещё одна улица, которая называлась Оторвановской, край Оторвановки был расположен в конце усадьбы Атрохова.

Для выращивания овощей необходима вода. Джура же не могла обеспечить водой огороды, расположенные на её берегу. Неоднократно на сходе поднимался вопрос о постройке водоема на Джуре, но из-за отсутствия денег откладывался. Житель села, Бугаев Петр Макарович, проживавший на берегу Джуры начал строительство дамбы перегораживающей Джуру. Строительный материал представлял из себя щиты, плетенные из лозы, навоз из-под скота и земля. За два года дамба была построена, и воды Джуры накапливались в озере, которое получило название «Бугаевка». «Бугаевка» позволила увеличить площади огородов под овощи и картофель. На берегу озера была установлена мельница, в которой мололи зерно не только жители села Ново-Покровка, но и со всей округи. Из Михайловских озер расположенных в 25 км на восток от села привезли рыбу и запустили в озеро, и уже через год была организована артель по ловле рыбы, которая продавалась на ярмарках и базарах села.

В 1916 году в селе проживало около полутора тысяч человек. Большую часть села представляли середняки. В октябре 1917 года, когда в России произошла революция, на окраины она пришла в конце года.

 

КАРТА ПРИХОДОВ СЕМИПАЛАТИНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ