Удивительное дело: почти две тысячи лет, несмотря на смену исторических, культурных, политических эпох человечество с удивлением и любопытством принимает весть о Пришествии в мир Христа. Святое Евангелие — книга, повествующая об этом Событии — продолжает вновь и вновь переиздаваться наибольшим в мире миллиардным тиражом. Даже саму историю планеты Земля после этого События человечество громко окрестило Новой Эрой.
С того времени споры о Христе не прекращаются. Многие в Него верят, многие сомневаются, многие отвергают и даже убивают тех, кто проповедует о Нём. Но при этом во все времена мало кто не интересовался Им. В определённом смысле практически каждый человек хоть раз в своей жизни задается целью мысленно «пойти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось». Кто-то выходил из этого Вифлеема равнодушным, кто-то — заинтересованным. Для очень большого числа людей эта первая встреча со Христом становилась определённым рубиконом, разделяющим жизнь на «до» и «после». А многие даже решались никогда больше не покидать Иисуса, следуя за Ним, куда бы ни позвал их Евангельский зов. Но все же большинство, совершив своё мысленное путешествие в Вифлеем и увидев Богочеловека Христа, возвращались в свой обычный мир, переполненный повседневной суетой, и больше о Нём не вспоминали… Так что же всё это время люди видят в Вифлееме? Почему первая встреча с Иисусом оказывает на них такое феноменально противоположное действие?
Кого-то Христос удивляет своей необычной проповедью. Ведь ни до, ни после Него никто не смог создать более совершенного учения. Чью-то душу трогают повествования о чудесах и исцелениях, которые Он творил. Ведь часто люди начинают искать Христа только тогда, когда все человеческие средства не приносят успеха, и остаётся надеяться только на чудо. И почему-то лишь немногие, повстречав в своей жизни Христа, замечают в Нём самое главное. Об этом главном воскликнул когда-то человечеству апостол Иоанн Богослов. И мы видели и свидетельствуем, — говорит он, — что Отец послал Сына Спасителем миру (1 Ин. 4, 14). Спаситель — вот Кого мы увидим в Вифлееме. Этот беззащитный Младенец, этот известный Учитель из Назарета, этот униженный и распятый на Кресте Человек, этот воскресший и победивший смерть Бог — это наш Спаситель! Все это нужно было Ему совершить, чтобы нас спасти!
И именно здесь, на самом главном месте, человечество спотыкается о краеугольный камень. «А от кого, собственно, — задает оно вопрос, — или от чего Он нас спас?» Мы как страдали, так и страдаем, как умирали, так и умираем. Да и не только мы, а вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22). И многие не могли, не могут и, наверное, не смогут вместить, осознать своим умом то, что сделал для нас Бог, что Он изменил в судьбе целой Вселенной Своим Рождеством.
Чтобы понять, что изменилось, сперва нужно хорошо осознать, что же было. Беда в том, что большинство из нас совершенно глухо к духовности. Мы привыкли мыслить лишь земными, материальными категориями. Подобно простейшим амёбам, мы сводим смысл своего бытия к овладению источниками еды, к росту и размножению. Мало кто из нас по-настоящему задумывается о том, что кроме тела у нас ещё есть и душа. От того, что мы о ней забыли, она никуда не исчезла. Она не исчезнет даже и тогда, когда наше тело ничем не будет отличаться от чернозема. К великому ужасу, забывают о душе не один-два человека, а миллионы людей. Миллионы не ощущают в себе проявлений духовного! Бездуховным сейчас все чаще называют все наше общество. Именно это безразличие к душе не даёт нам ощутить во Христе Спасителя. Это обстоятельство превратило светлый День Рождества Христова во что угодно: в карнавал, Holyday, но только не в День начала нашего Спасения.
Два тысячелетия назад иудеи надеялись увидеть в Иисусе Того, Кто должен избавить Израиля (Лк. 24, 21). Но от чего Он их должен был избавить, они так и не поняли. Точно так же часто поступаем и мы, приходя в церковь как в магазин или поликлинику, требуя от Бога немедленного решения всех наших житейских проблем. Но если бы люди не старались от Бога чего-то требовать, а попытались тихо, в молчаливом внимании послушать, что Он нам говорит… Многие ли из нас по-настоящему прислушивались ко Христу, вещающему со страниц Евангелия глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68)? Зато сколько сил и разума человеческого потрачено на отрицание этих глаголов, так даже не дослушанных до конца!
Евангелие позволяет нам увидеть то, чего не видел глаз, услышать то, чего не слышало ухо, почувствовать то, что даже не приходило и на сердце человеку. Евангелие дает нам радость ощущения того, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Это нельзя описать земными образами, нельзя уловить физическими чувствами. Это может испытать только слушающий слово Его и верующий в Пославшего Его (Ин. 5, 24). Смысл Рождества познается только человеческой душой. Многие в эти дни «идут в Вифлеем, чтобы посмотреть, что там случилось». К сожалению, за сверкающими елями и дедами морозами мало кому удается заметить в Вифлееме Самого Христа. А Он тихо зовет нас: Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).
Наверное, поэтому так мало в окружающем нас мире осталось покоя… Мир без удержу шумит и спешит, и мы вместе с ним. Разве можно за этим шумом услышать тихий голос Бога? Но пусть каждый из нас в эти праздничные дни попробует остановиться, зайти в храм и тихо-тихо в нем постоять. Тогда вновь на земле может случиться великое чудо, вновь Ангелы запоют славословие Родившемуся Христу. Только родится Спаситель уже не в далёком Вифлееме, а в нашем сердце, в нашей душе.
Христос Рождается!
Автор: Игумен Климент (Вечеря)