СКОРО ПРАЗДНИК

30 октября - память Священномученику Александру, архиепископу Семипалатинскому, служившему в нашем соборе

+++++++++++

4 ноября - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени … ...дальше 

Молитва и Акафист, читаемые пред иконой Божией Матери "Казанская" 


+ ВИДЕО акафист

+++++++++++++


21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных


В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство

Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31)  ...дальше

Престольный праздник Воскресенского собора и храма в пос. Шульбинск

Расписание богослужений

ОСНОВНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ в НОЯБРЕ


Александр Ткаченко о Новом годе, Дед Морозе, святых и Кока -Коле

Накануне Нового года и Рождества  предлагаем читателям журнала «Фома» запись  радиобеседы Александра Ткаченко и Аллы Митрофановой на радио «Говорит Москва». Она была записана в самом конце 2010 года, но  обсуждаемые темы остаются крайне интересаными до сих пор: в чем Разница между святителем Николаем, Санта Клаусом и дедом Морозом; как  в России появилась ёлка; как дарить детям подарки и верить ли им в Деда Мороза. На эти и другие вопросы  можно получить ответы, прочитав беседу или послушав ее аудиозапись   

Митрофанова А.: Добрый вечер уважаемые слушатели, в эфире программа «Фома» - передача для тех, кто хочет верить. В студии я – Алла Митрофанова, и в гостях у нас Александр Ткаченко, обозреватель журнала «Фома», с которым мы говорим про Деда  Мороза, Санта Клауса и святителя Николая. Каким-то образом три этих фигуры, одна из которых реальная, остальные уже имеют или не имеют к ней отношения, все связаны между собой, символизируют зимние праздники и соответственно, давайте мы с ними разберемся. Приближается Новый год. Саша, вообще праздник чувствуете?

Ткаченко А.: Это праздник, который всегда со мной.

Митрофанова А.: То есть у Вас каждый день – Новый год.

Ткаченко А.: Ну а как, Вы сами посудите, наступает Новый год.

Митрофанова А.: Так, и что?

Ткаченко А.: И что потом продолжается весь год? Вот этот наступивший новый год и продолжается до следующего нового года.

Митрофанова А.: верят ли Ваши дети в Деда Мороза.

Ткаченко А.: Верят.

Митрофанова А.: Как, серьезно?

Ткаченко А.: Одна серьезно.

Митрофанова А.: А ей сколько?

Ткаченко А.: 10.

Митрофанова А.: Остальные, наверное уже выросли?

Ткаченко А.: Остальные ну так, с улыбкой уже, да. 

Как святитель Николай превратился в Санта Клауса 

Митрофанова А.: Счастливые люди, вот я, например, в Деда Мороза перестала верить в три года, кошмар, правда? Я просто все про него поняла, я его узнала…  Ну ладно, давайте для начала разберемся все-таки с Санта Клаусом, потому что, как я понимаю, к святителю Николаю он имеет более прямое отношение, а потом возможно, дойдем уже до Деда Мороза. Объясните, пожалуйста, вот святитель Николай и Санта Клаус, какое-то время назад все  стали говорить на тему того, что между двумя этими фигурами есть какая-то связь, подчеркиваю, что одна из них вымышленная, другая реальная. Объясните, что за связь, пожалуйста!

Ткаченко А.: Это довольно долгая история, которая парадоксальным образом началась с эпохи реформации в Европе, а закончилась рекламной компанией Кока-колы в 30-х годах ХХ века.

в сущности тот образ Санта Клауса, который мы сегодня знаем – это целиком и полностью продукт имиджмейкеров Кока-Колы. Когда в эпоху реформации протестантские страны начали отказываться от почитания святых, постепенно культ святых здесь полностью прекратился, за исключением одной страны – Голландии, где почитали одного святого - Святителя Николая.

Причина очень простая – голландцы – это в значительной степени нация моряков, а святитель Николай, исходя из его жития, из легенд, которые о нем складывались, из народных поверий, всегда почитался именно как покровителя моряков. И такого ценного заступника, даже новая религиозная традиция не смогла отнять у людей, которые чувствовали, что им это покровительство необходимо. И этот культ сохранился, пускай не совсем официально, но на уровне народного почитания. Потом, потихонечку, вместе с переселенцами в Новый свет, этот культ перекочевал в Америку, в Нью-Амстердам, так он сперва назывался, сейчас этот город называется Нью-Йорк. Изначально этот город был голландской колонией. И там обычай встречать Санта Клауса, хотя у голландцев он назывался немножечко иначе, он назывался Ситер Клаас, не ручаюсь за точность произношения… потом постепенно на американской почве от трансформировался в Санта Клаус. Таким образом в Америке появился такой полумифический уже герой, от религиозной традиции эта история была оторвана и существовала уже исключительно в поле народного почитания.

Митрофанова А.: к Рождеству какое это все имеет отношение?

Ткаченко А.: А здесь уже нужно вспоминать о Деде Морозе.

Санта Клаус и Дед Мороз

Ткаченко А.: Дед Мороз – это совершенно отдельная традиция, тоже фольклорная, тоже народная. Причем довольно устойчивая. Так сложилось, что практически во всех народах мира, которые сформировали какую-то более или менее внятную культуру, которую можно исследовать, фольклорную я имею в виду, можно найти в той или иной форме прототип такого новогоднего деда. Я не беру какую-нибудь юго-восточную Азию, хотя…Так вот, свой Дед Мороз есть даже в Монголии. У японцев есть свой зимний дед. На мой взгляд – это какая-то фольклорная фигура, общая для всех.

Митрофанова А.: Просто на европейской почве это все трансформировалось в Санта Клауса?

Ткаченко А.: Совершенно верно.

Митрофанова А.: Произошло слияние двух образов.

Ткаченко А.: На европейской почве в силу того, что Рождество праздновалось зимой, этот зимний дед потихонечку перекочевал поближе к Рождеству. А потом, когда появился Санта Клаус, где Дед Мороз, а где Санта Клаус, отличить стало уже невозможно. Потом постепенно в той Голландии, а потом и в Америке Санта Клаус всех прочих дедов…

Митрофанова А.: Вытеснил.

Ткаченко А.: Естественным образом, да, вытеснил….

Митрофанова А.: Своей харизмой.

Ткаченко А.: Но Дед Мороз, на мой взгляд, это никак не производное от святителя Николая, или от Санта Клауса – это уже совершенно другая история. 


Загадки жития святителя Николая 

Митрофанова А.: Скажите, пожалуйста, по поводу реальной истории святителя Николая. Мы знаем, что на Рождество есть такая традиция на Западе, я думаю, что многие в фильмах это видели, когда в трубу от камина пролетает тот самый Санта Клаус, влетает в квартиру и оставляет подарочки в чулках. Я даже представить себе не могу, что эта традиция каким-то образом может быть связана с реальным святителем Николаем по одной простой причине. Вот святой, который таким образом попадает в дом, через дымоход, как-то не в это верится с большим трудом. Что там было в реальности, можете сказать?

Ткаченко А.: Вы знаете, что там было в реальности, сказать сегодня не может никто, потому что это было очень давно, и строго документированных каких-то фактов к сожалению с тех пор не сохранилось. Но могу с полной определенностью сказать, что в житиях некоторых святых встречаются такие эпизоды, по сравнению с которыми залезание на крышу и бросание подарков через дымовую трубу покажется просто невинными детскими шалостями.

Митрофанова А.: А Вы этому верите, когда в житиях такие эпизоды описаны, вообще не совместимые с силой притяжения, например, и с другими законами, которые действуют в нашем мире?

Ткаченко А.: Я говорю сейчас не о чудесных проявлениях каких-то, а о степени юродства. Вы же сказали  невозможно, чтобы православный епископ, то есть  глава церкви какой-нибудь обширной местности по ночам лазил по крышам и бросал что-то в дымовые трубы. А я вам говорю: почему бы и нет. Я вам могу привести такие примеры из житий святых, что это как раз бы полностью соответствовало епископскому достоинству. Что было на самом деле – судить трудно, но в житиях сохранилась такая история: в городе, где святитель Николай был епископом.

Митрофанова А.: В Мирах Ликийских.

Ткаченко А.: Да, в провинции Лики в городе Мира жил бедняк, у которого выросло трое дочерей и он попал в какую-то очень затруднительную финансовую ситуацию. Времена были суровые, всей семье грозили какие-то очень серьезные репрессии, и он от отчаяния уже собрался своих дочерей отдать в публичный дом на вот такой заработок, потому что ничего другого не видел для себя.

Митрофанова А.: И об этом узнал, соответственно епископ.

Ткаченко А.: И об этом стало известно епископу Николаю и он, уж не знаю каким образом – через трубу, или как-то еще, тайком ночью стал подбрасывать этой семье деньги. И вот так вот за несколько приемов он выдал приданое каждой дочке и позволил этой семье  решать свои финансовые трудности, которые чуть не толкнули этого несчастного отца на такой жуткий шаг. Это такой достаточно известный житийный факт, который во всех житийных списках присутствует и никем никогда не оспаривалась. Я думаю, что история с Санта Клаусом, который в трубу кладет подарки, она именно на этом базируется. И ничего здесь нет такого сверхъестественного, здесь как раз все вполне исторично.

 

Почему святителя Николая так почитают на Руси

Митрофанова А.:  святитель Николай никогда не был в России, не родился здесь, не был русским человеком и к Русской Православной Церкви по географическому принципу, если угодно, отношения не имел, жил он вообще в другой стране. Почему в таком случае  именно этого святого так почитают у нас в России, почитали на Руси, и вообще он считается чуть ли не первым помощником во всех делах?

Ткаченко А.: А тут мне кажется очень коротко все и ясно. Можно пытаться найти какое-то историческое объяснение этому факту, исследовать, когда на Руси впервые были переведены и опубликованы списки жития святителя Николая, как они распространялись, а мне здесь видится гораздо более простое объяснение. Такое почитание выросло из молитвенного опыта.

Вы посмотрите, вот сейчас, где больше всего свечек стоит в православных храмах во время богослужения?

Митрофанова А.: Ну да, и кстати говоря, был анекдот: если спросить у какой-нибудь не очень образованной гражданки в церкви, что такое Святая Троица, она скажет, что это Господь Иисус Христос, Богородица и святитель Николай. Это тоже показатель такого почитания

Ткаченко А.: Мне думается, что в силу понятности, в силу какой-то близости к простому народу, к домашности, если можно так выразиться жития святителя Николая. Он стал особо близок к людям простым, не книжным, коих тогда было подавляющее большинство. Ну, посмотрите, он же не был философом, он не был богословом по большому счету. Его богословие заключалось в его жизни, в его поступках. Он богословствовал поступками и делами, и этот язык во все времена был понятен именно людям простым, которых и в церкви, и в обществе всегда было большинство. Поэтому люди и обращались к нему чаще, чем к Василию Великому, или Григорию Богослову.

 

Зачем нужны святые

 Митрофанова А.: А вообще почитание святых – это… ведь иногда бывает так, что люди какому-то святому молятся горячее, чем Господу Богу, нет в этом какого-то язычества с Вашей точки зрения?

Ткаченко А.: Поскольку я православный, а не протестант, то я должен сказать, что вот эта вот связь между почитанием святых и язычеством, она действительно присутствует, только в другом качестве. Если говорить о почитании святых, то впервые церковная история упоминает о нем в эпоху гонений. Что это было? Представьте себе, христианская община, живут люди, причем живут люди, которые официально объявлены вне закона, которых в любой момент по первому же доносу могут схватить, кинуть в тюрьму и если они не отрекутся от своей веры – подвергнут их пыткам, а потом мучительной смерти. Вот что такое христианские общины первых веков христианства. И почитанием святых в тот период являлось почитание останков своих собратьев во Христе, которые за исповедание веры были казнены. После казни община эти останки собирала, хоронила, и к этим мученикам, убиенным языческой властью, обращалась в своих молитвах, не как к каким-то абстрактным небожителям, а как к людям, которые еще вчера жили рядом с ними, которые вместе с ними причащались от одной чаши, которые для них родные. Не было тогда такой централизованной системы церковного почитания того или иного святого. Каждая община имела своих мучеников, каждая община в молитвенном своем обращении обращалась именно к тем христианам, которые пострадали за Христа…

Еще вчера он был здесь, то бишь почитание святых в древней церкви не носило характер какого-то отвлеченного спиритуализма, в котором может быть протестантские теологи упрекали католическую церковь, а это было общение со своими собратьями, которых древняя церковь не воспринимала как мертвых, потому что обращаться к человеку даже в молитве можно только тогда, когда веришь, что он жив.

Митрофанова А.: Вот молитва – это получается разговор такой, между человеком и святым. Или как?

Ткаченко А.: Ну, разговор, это когда общение носит обоюдный характер. Молитва – это скорее обращение людей, которые пребывают еще здесь на земле, к святым, которые окончили путь на Земле и находятся уже где-то не здесь, находятся с Богом.

Митрофанова А.: Ну понятно, что гонения прекратились,  при императоре Константине Великом (начало IV века) христианство уже было легализовано, а дальше оно вообще стало официальной религией Римской империи, объясните мне, пожалуйста, что там потом происходило? Вот христианство выходит из катакомб, христиане там сидели, молились. Потом все, стало можно говорить открыто о своей вере. Культ почитания святых сохраняется. Каким образом? Что –то может быть там меняется, трансформируется?

Ткаченко А.: Когда гонения прекратились, почитание святых начало носить не то, чтобы несколько другой характер, оно стало более широким по интенциям, так скажем…

Митрофанова А.: Это как?

Ткаченко А.: Почитание мучеников в церкви осталось. Мученики семя церкви – это непреложный закон на все времена, но в связи с распространением христианства по пространству империи, которая объявила христианство имперской религией, церковь столкнулась с необходимости посвящения огромного количества язычников, причем язычников по большей части с очень низкой культурой, книжной культурой, людей простых, не способных к осмыслению каких-то богословских тонкостей и вероучительных истин христианства. А чем характеризовалось язычество во все времена? Многобожием. Если говорить очень упрощенно, то там за каждой нуждой человек обращался к отдельному божеству, которое персонально специализировалось именно на этом роде услуг, то есть для того, чтобы

 получить хороший урожай –обращаются к одному божеству, чтобы исцелиться от болезни к другому, для того, чтобы бесплодная женщина получила потомство – к третьему и так далее. Этот языческий политизм в сознании людей сидел очень крепко и для того, чтобы сделать их переход к христианскому мировоззрению более мягким, для того, чтобы они не уходили в подполье и тайком не молились своим богам, официально приняв имперскую религию, церковь предложила им культ святых, которые бы могли им эту их нужду в каких-то бытовых нуждах житейских… вернее в этой нужде могли бы заменить им вот этих языческих божеств, которых они почитали до того.

Митрофанова А.: А что значит церковь предложила, это значит, что несколько людей собрались и решили – будет так?

Ткаченко А.: Это значит, что просто епископ сказал: братья и сестры, вот у нас есть, допустим, святой Антипа. Если у кого-то болят зубы – обращайтесь к нему, он поможет. И в этом не было лжи, не было лукавства, потому что действительно, если обращаться к святому с какой-то житейской нуждой – естественно ждать от него помощи, потому что святых то подбирали для этой замены языческих культов как раз по эпизодам их жития, то есть если святой в своей земной жизни нечто делал для людей, то уж тем паче он будет людям в этой области помогать и после того, как он преставился и теперь на небесах живет, и имеет перед Престолом Божьим гораздо больше возможностей, ходатайствовать за людей, которые к нему обращаются на земле. То есть тут логика…

Митрофанова А.: Я в этом смысле не могу не спросить у Вас опять же о святителе Николае, возвращаемся к нашему основному разговору. Дело в том, что о нем часто говорится в связи с   путешествующими. Человек едет куда-то, либо в плавание, либо летит куда-то, либо еще каким-то иным образом предпринимает путешествие, молятся обычно святителю Николаю, почему?

Ткаченко А.: Это очень трудно опять же с определенностью сказать, как именно вот эта форма почитания святителя Николая зародилась, и на чем она была основана, я читал несколько версий, одна из них то, что родители святителя Николая в свое время владели несколькими кораблями – это был их семейный бизнес такой, и он до того, как стал священником,  как-то в этом участвовал. Потом, есть версия более распространенная о том, что когда он учился в Александрии и предпринимал очередное путешествие через Средиземное море на Александрию, на корабле, где он плыл, упал с мачты матрос. По одной версии он упал на палубу и разбился, по другой в воду. И будущий святитель Николай молитвой его воскресил. Причем строго-настрого запретил ему об этом рассказывать, но матрос оказался словоохотливым, и эта история получила широкое распространение. Что здесь является правдой, что здесь является той мифологией, я судить сейчас не берусь. Но тут ведь значим другой факт, понимаете, не важно, откуда все это взялось, важно почему это столько столетий существует, поддерживается в разных культурах, в разных народах. Ну, представьте, где голландцы, а где мы. Но, тем не менее, что у голландцев Никола покровитель моряков, что у нас. Мне кажется, здесь ответ однозначный, во все времена во всех народах христианских моряки обращались к святителю Николаю за помощью в трудные времена, и он им помогал. И вот память об этой помощи как раз и является подлинной основой почитания моряками и путешествующими святителя Николая. А исторические корни этого события тут, наверное, не очень важны.

 

Кто такой Дед Мороз

Митрофанова А.: Вместе с тем, если мы возьмем того же Санта Клауса, Вы в начале программы сами сказали, что это такой персонаж, который детям, которые себя хорошо вели – дарит подарки, а тем, кто плохо себя вел, тех он наказывает. Откуда взялось в рождественской традиции такое отношение к Санта Клаусу? Что тех, кто плохо себя вел в течение года, он будет наказывать? У деда Мороза, кстати тоже такое есть. И сколько себя помню в детстве, хотя в деда Мороза уже не верила, но мне говорили: если будешь себя плохо вести, дед Мороз не придет, или накажет.

Ткаченко А.: Вы знаете, если со святителем Николаем еще можно пытаться как-то анализировать ситуацию, то с дедом Морозом, по-моему, это вовсе безнадежное занятие. Откуда что взялось в деде Морозе…

Митрофанова А.: Мифология…

Ткаченко А.: Ну я могу предположить, что в основе двойного действия деда Мороза лежит, обычное, присущее падшему человеческому естеству представление о справедливости. Как в ветхозаветном законе было определено – око за око, зуб за зуб. То есть делает человек что-то хорошее – получает воздаяние благое, делает человек что-то плохое – получает соответственно то, что получает. И когда Санта Клаусу, на том этапе, когда он еще как-то ассоциировался у людей со святителем Николаем, начали приписывать такое двойное воздаяние…. Мне думается, это как раз тоже были отголоски языческого понимания справедливости. Потому что евангельское понимание совсем в другом заключается.

Митрофанова А.: А в чем оно заключается? Вместо справедливости любовь?

Ткаченко А.: Святитель Игнатий Брянчанинов в своем объяснении евангельских блаженств в том месте, где речь идет о правде Божьей, прямо говорит, что правда Божья была явлена в его безграничном милосердии. То есть он не делает разницы между милосердием и правдой Божьей. И сам греческий термин, вернее греческое слово, которое в Евангелии употребляется для определения правды Божьей и праведности «dikaiosyne»…

Митрофанова А.: Смысл в том, что вместо справедливости милосердие в христианстве, да?

Ткаченко А.: Да, в Новом завете же прямо написано, подражайте мне, как я подражаю Христу, будьте, как Отец Ваш небесный, который не делает различий между добрыми и злыми и на добрых и злых посылает дождь и солнце.


Когда Санта Клаус перестал быть похожим на святителя Николая

Ткаченко А.:  Точку отсчета, когда Санта Клаус перестал быть святителем Николаем в полной мере. Это был 1823 год, когда преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур придумал для своих детей стихотворную сказку «Рождество на пороге». В ней он изобразил Санта Клауса таким добрым пузатым эльфом, который приезжает на восьми оленях, залезает через дымоход, как раз то о чем Вы спрашивали.

Митрофанова А.: Так вот кто залезает через дымоход.

Ткаченко А.: И кстати сам Мур не собирался свой опус публиковать. Текст  без его ведома отнес в газету один из его знакомых, и благодаря этому эта  история стала достоянием общественности. А первое художественное изображение Санта Клауса в 1862 году сделал карикатурист Томас Наст, 2,5 десятилетия он рисовал Санта Клауса для обложки одного популярного журнала.

Митрофанова А.: В смысле 2,5 десятилетия рисовал, он долго думал над этим образом?

Ткаченко А.: Нет, просто журнал…

Митрофанова А.: Каждый год заказывал ему по Санта Клаусу?

Ткаченко А.: Да, выходил на Рождество именно с этой картинкой. Но у этой картинки был существенный недостаток, она была черно-белая, то есть этот эльф на восьми оленях пузатый и красноносый, как мы его сейчас знаем, он был тогда в черно-белом изображении, в силу особенностей тогдашней полиграфии. В 1885 году издатель Луис Пранх перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. И здесь у Санты появилась роскошная красная шуба. Только красная.

И лишь в 1930 году компания Кока-Кола придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой. Художник из Чикаго Хедден Сандблом изобразил Санта Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы. Так родился современный образ Санта Клауса.

Митрофанова А.: Понятно.

Ткаченко А.: Уж не знаю, поздравить нас всех с этим фактом, или посочувствовать, но это уже реальная история.

 

Как появилась елка

Митрофанова А.: Давайте мы вернемся к теме Рождества Христова, Нового года. Знаете, есть такой интересный символ Рождества, который в советское время стал соответственно символом Нового года,  я говорю о елке, о зеленом растении, которое водворяется в доме и которое у нас настолько уже этот запах, так же, как и запах мандаринов, наверное, неотделим от новогодних и рождественских праздников, что непонятно, как бы без них мы вообще жили. Откуда эта елка взялась?

Ткаченко А.: Здесь уже проще ответить, потому что это уже такой бесспорный, как мне думается, факт, с которым согласны все исследователи этого вопроса. Елка пришла в Россию из Германии.

Митрофанова А.: Рассказывайте, как пришла, с кем пришла?

Ткаченко А.: По одному из преданий, еще в VIII веке, когда святой Бонифаций на землях будущей Германии проповедовал друидам, рассказывая о Рождестве Христовом, он для того, что их культ поклонения деревьям на самом деле пустой и не имеет за собой никакой антологической основы, он на их глаза срубил священный дуб, которому они поклонялись. По их верованиям тот, кто это сделает, должен был просто на месте погибнуть какой-то страшной смертью. И для того, чтобы их убедить, что все это на самом деле выдумки и суеверия, он поступил так решительно и определенно. И когда этот дуб падал, ну я думаю, он был поменьше, чем священное дерево в фильме «Аватар», но по преданию он на своем пути сломал все деревья, которые на траектории его падения угодили, за исключением маленькой елочки, которая между веток там осталась зеленеть, и очевидно это как-то было очень показательно в той ситуации, потому что святой Бонифаций, указывая на эту елку сказал, что вот так новая вера во Христа должна прорасти в ваших сердцах на месте упавшего языческого суеверия. Насколько это правда, тоже судить трудно. Но очень красивая легенда такая, милая, мне она очень нравится.

Митрофанова А.: Опять легенда.

Ткаченко А.: Ну а кто же Вам… фотографии что ли с места событий предоставить, так Вы же тоже скажете, а вдруг это фотошоп.

 

В чем разница между Богом и дедом Морозом?

Митрофанова А.: У Вас четверо детей, и у меня к вам вопрос как к многодетному отцу, можно ребенку объяснить, кто такой Бог?  Многие дети, например, глядя на иконы думают, что Бог нарисованный, потому что детское сознание имеет свои тоже определенные особенности. Как в тот момент, когда ребенок уже перестает верить в деда Мороза, как бы так подкараулить этот момент, чтобы он заодно и в Бога верить не перестал?

Ткаченко А.: Я сначала скажу, почему вообще мы своим детям эту байку про деда Мороза рассказывали в детстве. Ну странно же, казалось бы в православной семье и вдруг дед Мороз и все такое.

Митрофанова А.: Кстати, действительно странно, да.

Ткаченко А.: Мы исходили из того, что дети же растут не в какой-то резервации, не в какой-то изолированной культурной среде, где есть православное представление, а есть неправославное, во всем спектре проявления. Понятно было, что дети у нас будут учиться не в гимназии, не в православном каком-то лицее, или заведении, которые, слава Богу, сейчас существуют, а в  обыкновенной районной школе со всеми остальными детьми, которые очень часто далеки и от религии, и от христианства в частности. Там будут елки, там будут деды Морозы, там будут вот эти все торжества новогодние, которые… ну я по себе помню, это одно и самых ярких впечатлений положительных, вот эти новогодние праздники, дед Мороз, Снегурочка, подарки, елки…

Мы подумали с женой, что было бы нечестно отнять у детей вот эту радость. Беды то здесь никакой нет, потому что для детей сказка и религия, как вы правильно сказали, это разные плоскости, они почти не пересекаются. Они существуют самостоятельно. Религиозные персонажи в сказке не действуют, и наоборот, сказочные персонажи в религиозное сознание не вплетаются, это я вижу очень четко и в своих детях, и в других с которыми знаком. И мы решили, пускай это будет, пускай это будет просто для того, чтобы у детей не возникал, выражаясь научно, когнитивный диссонанс. Чтобы не было вот этого конфликта мировоззренческого между тем, что празднуют их одноклассники, если говорить о школе, и то, как к этому празднованию относятся они. Поэтому мы ставили на Новый год елку, мы там ставили они у нас валеночки под эту елку, клали,  мы им подарки, рассказывали, что вот дед Мороз прдарки  принес и все такое.

Митрофанова А.: Так, а потом то как? Вот они перестали верить в деда Мороза, у них уже скепсис в голове образовался.

Ткаченко А.: Я не знаю, у нашей семьи скепсиса особого в голове не было.

Митрофанова А.: Вообще проблемы такой не стояло?

Ткаченко А.: Просто по мере взросления они поняли, что на самом деле эти подарки кладем мы, что у этих подарков есть определенный финансовый лимит, за который выходить бессмысленно в своих прошениях и так далее. Ребенок же, взрослея, все это анализирует и постепенно, по ироническим улыбкам нашим, где-то там… тут еще важный момент был, что мы не производили десакрализацию, мы не разоблачали деда Мороза, когда они подросли, мы просто потихонечку свели все это на шутку.

Я считаю, что здесь ничего плохого в религиозном смысле нет, постепенно просто дети понимают, что дед Мороз это миф, который раскрывал для них нашу с вами любовь в той форме, в которой их детскому восприятию было на тот момент наиболее доступно. И здесь никакого конфликта мировоззренческого у моих детей не произошло. Младшая девочка да, до сих пор, вот что бы попросить у деда Мороза, папа, я даже не знаю. Голубушка, ну кто же за тебя это может знать? Причем я не уверен, что она на сто процентов советуется со мной на предмет просьбы к деду Морозу, что здесь нет определенной доли детского такого хитрежа и лукавства, что папа, ну ты же понимаешь, да, а можно ли попросить у деда Мороза, скажем смартфон? Деточка, ну конечно можно, но я не думаю, что у деда Мороза смартфоны там в мешке штабелями лежат.

Источник : журнал ФОМА 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

6 недель + СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ


в 2023 г. 

27 февраля  - 15 апреля


СТРОГИЙ ПОСТ - вкушение рыбы только в праздники Благовещение и Вход Господень в Иерусалим

Петров Пост

в 2023 г.   

12 июня - 11 июля


не строгий пост - разрешается вкушение рыбы


Успенский Пост

(14 августа - 27 августа)




строгий пост




ПОИСК ПО САЙТУ