Александр Ткаченко о Новом годе, Дед Морозе, святых и Кока -Коле
Накануне Нового года и Рождества предлагаем читателям журнала «Фома» запись радиобеседы Александра Ткаченко и Аллы Митрофановой на радио «Говорит Москва». Она была записана в самом конце 2010 года, но обсуждаемые темы остаются крайне интересаными до сих пор: в чем Разница между святителем Николаем, Санта Клаусом и дедом Морозом; как в России появилась ёлка; как дарить детям подарки и верить ли им в Деда Мороза. На эти и другие вопросы можно получить ответы, прочитав беседу или послушав ее аудиозапись
Митрофанова А.: Добрый вечер уважаемые слушатели, в эфире программа «Фома» - передача для тех, кто хочет верить. В студии я – Алла Митрофанова, и в гостях у нас Александр Ткаченко, обозреватель журнала «Фома», с которым мы говорим про Деда Мороза, Санта Клауса и святителя Николая. Каким-то образом три этих фигуры, одна из которых реальная, остальные уже имеют или не имеют к ней отношения, все связаны между собой, символизируют зимние праздники и соответственно, давайте мы с ними разберемся. Приближается Новый год. Саша, вообще праздник чувствуете?
Ткаченко А.: Это праздник, который всегда со мной.
Митрофанова А.: То есть у Вас каждый день – Новый год.
Ткаченко А.: Ну а как, Вы сами посудите, наступает Новый год.
Митрофанова А.: Так, и что?
Ткаченко А.: И что потом продолжается весь год? Вот этот наступивший новый год и продолжается до следующего нового года.
Митрофанова А.: верят ли Ваши дети в Деда Мороза.
Ткаченко А.: Верят.
Митрофанова А.: Как, серьезно?
Ткаченко А.: Одна серьезно.
Митрофанова А.: А ей сколько?
Ткаченко А.: 10.
Митрофанова А.: Остальные, наверное уже выросли?
Ткаченко А.: Остальные ну так, с улыбкой уже, да.
Как святитель Николай превратился в Санта Клауса
Митрофанова А.: Счастливые люди, вот я, например, в Деда Мороза перестала верить в три года, кошмар, правда? Я просто все про него поняла, я его узнала… Ну ладно, давайте для начала разберемся все-таки с Санта Клаусом, потому что, как я понимаю, к святителю Николаю он имеет более прямое отношение, а потом возможно, дойдем уже до Деда Мороза. Объясните, пожалуйста, вот святитель Николай и Санта Клаус, какое-то время назад все стали говорить на тему того, что между двумя этими фигурами есть какая-то связь, подчеркиваю, что одна из них вымышленная, другая реальная. Объясните, что за связь, пожалуйста!
Ткаченко А.: Это довольно долгая история, которая парадоксальным образом началась с эпохи реформации в Европе, а закончилась рекламной компанией Кока-колы в 30-х годах ХХ века.
в сущности тот образ Санта Клауса, который мы сегодня знаем – это целиком и полностью продукт имиджмейкеров Кока-Колы. Когда в эпоху реформации протестантские страны начали отказываться от почитания святых, постепенно культ святых здесь полностью прекратился, за исключением одной страны – Голландии, где почитали одного святого - Святителя Николая.
Причина очень простая – голландцы – это в значительной степени нация моряков, а святитель Николай, исходя из его жития, из легенд, которые о нем складывались, из народных поверий, всегда почитался именно как покровителя моряков. И такого ценного заступника, даже новая религиозная традиция не смогла отнять у людей, которые чувствовали, что им это покровительство необходимо. И этот культ сохранился, пускай не совсем официально, но на уровне народного почитания. Потом, потихонечку, вместе с переселенцами в Новый свет, этот культ перекочевал в Америку, в Нью-Амстердам, так он сперва назывался, сейчас этот город называется Нью-Йорк. Изначально этот город был голландской колонией. И там обычай встречать Санта Клауса, хотя у голландцев он назывался немножечко иначе, он назывался Ситер Клаас, не ручаюсь за точность произношения… потом постепенно на американской почве от трансформировался в Санта Клаус. Таким образом в Америке появился такой полумифический уже герой, от религиозной традиции эта история была оторвана и существовала уже исключительно в поле народного почитания.
Митрофанова А.: к Рождеству какое это все имеет отношение?
Ткаченко А.: А здесь уже нужно вспоминать о Деде Морозе.
Санта Клаус и Дед Мороз
Ткаченко А.: Дед Мороз – это совершенно отдельная традиция, тоже фольклорная, тоже народная. Причем довольно устойчивая. Так сложилось, что практически во всех народах мира, которые сформировали какую-то более или менее внятную культуру, которую можно исследовать, фольклорную я имею в виду, можно найти в той или иной форме прототип такого новогоднего деда. Я не беру какую-нибудь юго-восточную Азию, хотя…Так вот, свой Дед Мороз есть даже в Монголии. У японцев есть свой зимний дед. На мой взгляд – это какая-то фольклорная фигура, общая для всех.
Митрофанова А.: Просто на европейской почве это все трансформировалось в Санта Клауса?
Ткаченко А.: Совершенно верно.
Митрофанова А.: Произошло слияние двух образов.
Ткаченко А.: На европейской почве в силу того, что Рождество праздновалось зимой, этот зимний дед потихонечку перекочевал поближе к Рождеству. А потом, когда появился Санта Клаус, где Дед Мороз, а где Санта Клаус, отличить стало уже невозможно. Потом постепенно в той Голландии, а потом и в Америке Санта Клаус всех прочих дедов…
Митрофанова А.: Вытеснил.
Ткаченко А.: Естественным образом, да, вытеснил….
Митрофанова А.: Своей харизмой.
Ткаченко А.: Но Дед Мороз, на мой взгляд, это никак не производное от святителя Николая, или от Санта Клауса – это уже совершенно другая история.
Загадки жития святителя Николая
Митрофанова А.: Скажите, пожалуйста, по поводу реальной истории святителя Николая. Мы знаем, что на Рождество есть такая традиция на Западе, я думаю, что многие в фильмах это видели, когда в трубу от камина пролетает тот самый Санта Клаус, влетает в квартиру и оставляет подарочки в чулках. Я даже представить себе не могу, что эта традиция каким-то образом может быть связана с реальным святителем Николаем по одной простой причине. Вот святой, который таким образом попадает в дом, через дымоход, как-то не в это верится с большим трудом. Что там было в реальности, можете сказать?
Ткаченко А.: Вы знаете, что там было в реальности, сказать сегодня не может никто, потому что это было очень давно, и строго документированных каких-то фактов к сожалению с тех пор не сохранилось. Но могу с полной определенностью сказать, что в житиях некоторых святых встречаются такие эпизоды, по сравнению с которыми залезание на крышу и бросание подарков через дымовую трубу покажется просто невинными детскими шалостями.
Митрофанова А.: А Вы этому верите, когда в житиях такие эпизоды описаны, вообще не совместимые с силой притяжения, например, и с другими законами, которые действуют в нашем мире?
Ткаченко А.: Я говорю сейчас не о чудесных проявлениях каких-то, а о степени юродства. Вы же сказали невозможно, чтобы православный епископ, то есть глава церкви какой-нибудь обширной местности по ночам лазил по крышам и бросал что-то в дымовые трубы. А я вам говорю: почему бы и нет. Я вам могу привести такие примеры из житий святых, что это как раз бы полностью соответствовало епископскому достоинству. Что было на самом деле – судить трудно, но в житиях сохранилась такая история: в городе, где святитель Николай был епископом.
Митрофанова А.: В Мирах Ликийских.
Ткаченко А.: Да, в провинции Лики в городе Мира жил бедняк, у которого выросло трое дочерей и он попал в какую-то очень затруднительную финансовую ситуацию. Времена были суровые, всей семье грозили какие-то очень серьезные репрессии, и он от отчаяния уже собрался своих дочерей отдать в публичный дом на вот такой заработок, потому что ничего другого не видел для себя.
Митрофанова А.: И об этом узнал, соответственно епископ.
Ткаченко А.: И об этом стало известно епископу Николаю и он, уж не знаю каким образом – через трубу, или как-то еще, тайком ночью стал подбрасывать этой семье деньги. И вот так вот за несколько приемов он выдал приданое каждой дочке и позволил этой семье решать свои финансовые трудности, которые чуть не толкнули этого несчастного отца на такой жуткий шаг. Это такой достаточно известный житийный факт, который во всех житийных списках присутствует и никем никогда не оспаривалась. Я думаю, что история с Санта Клаусом, который в трубу кладет подарки, она именно на этом базируется. И ничего здесь нет такого сверхъестественного, здесь как раз все вполне исторично.
Почему святителя Николая так почитают на Руси
Митрофанова А.: святитель Николай никогда не был в России, не родился здесь, не был русским человеком и к Русской Православной Церкви по географическому принципу, если угодно, отношения не имел, жил он вообще в другой стране. Почему в таком случае именно этого святого так почитают у нас в России, почитали на Руси, и вообще он считается чуть ли не первым помощником во всех делах?
Ткаченко А.: А тут мне кажется очень коротко все и ясно. Можно пытаться найти какое-то историческое объяснение этому факту, исследовать, когда на Руси впервые были переведены и опубликованы списки жития святителя Николая, как они распространялись, а мне здесь видится гораздо более простое объяснение. Такое почитание выросло из молитвенного опыта.
Вы посмотрите, вот сейчас, где больше всего свечек стоит в православных храмах во время богослужения?
Митрофанова А.: Ну да, и кстати говоря, был анекдот: если спросить у какой-нибудь не очень образованной гражданки в церкви, что такое Святая Троица, она скажет, что это Господь Иисус Христос, Богородица и святитель Николай. Это тоже показатель такого почитания
Ткаченко А.: Мне думается, что в силу понятности, в силу какой-то близости к простому народу, к домашности, если можно так выразиться жития святителя Николая. Он стал особо близок к людям простым, не книжным, коих тогда было подавляющее большинство. Ну, посмотрите, он же не был философом, он не был богословом по большому счету. Его богословие заключалось в его жизни, в его поступках. Он богословствовал поступками и делами, и этот язык во все времена был понятен именно людям простым, которых и в церкви, и в обществе всегда было большинство. Поэтому люди и обращались к нему чаще, чем к Василию Великому, или Григорию Богослову.
Зачем нужны святые
Митрофанова А.: А вообще почитание святых – это… ведь иногда бывает так, что люди какому-то святому молятся горячее, чем Господу Богу, нет в этом какого-то язычества с Вашей точки зрения?
Ткаченко А.: Поскольку я православный, а не протестант, то я должен сказать, что вот эта вот связь между почитанием святых и язычеством, она действительно присутствует, только в другом качестве. Если говорить о почитании святых, то впервые церковная история упоминает о нем в эпоху гонений. Что это было? Представьте себе, христианская община, живут люди, причем живут люди, которые официально объявлены вне закона, которых в любой момент по первому же доносу могут схватить, кинуть в тюрьму и если они не отрекутся от своей веры – подвергнут их пыткам, а потом мучительной смерти. Вот что такое христианские общины первых веков христианства. И почитанием святых в тот период являлось почитание останков своих собратьев во Христе, которые за исповедание веры были казнены. После казни община эти останки собирала, хоронила, и к этим мученикам, убиенным языческой властью, обращалась в своих молитвах, не как к каким-то абстрактным небожителям, а как к людям, которые еще вчера жили рядом с ними, которые вместе с ними причащались от одной чаши, которые для них родные. Не было тогда такой централизованной системы церковного почитания того или иного святого. Каждая община имела своих мучеников, каждая община в молитвенном своем обращении обращалась именно к тем христианам, которые пострадали за Христа…
Еще вчера он был здесь, то бишь почитание святых в древней церкви не носило характер какого-то отвлеченного спиритуализма, в котором может быть протестантские теологи упрекали католическую церковь, а это было общение со своими собратьями, которых древняя церковь не воспринимала как мертвых, потому что обращаться к человеку даже в молитве можно только тогда, когда веришь, что он жив.
Митрофанова А.: Вот молитва – это получается разговор такой, между человеком и святым. Или как?
Ткаченко А.: Ну, разговор, это когда общение носит обоюдный характер. Молитва – это скорее обращение людей, которые пребывают еще здесь на земле, к святым, которые окончили путь на Земле и находятся уже где-то не здесь, находятся с Богом.
Митрофанова А.: Ну понятно, что гонения прекратились, при императоре Константине Великом (начало IV века) христианство уже было легализовано, а дальше оно вообще стало официальной религией Римской империи, объясните мне, пожалуйста, что там потом происходило? Вот христианство выходит из катакомб, христиане там сидели, молились. Потом все, стало можно говорить открыто о своей вере. Культ почитания святых сохраняется. Каким образом? Что –то может быть там меняется, трансформируется?
Ткаченко А.: Когда гонения прекратились, почитание святых начало носить не то, чтобы несколько другой характер, оно стало более широким по интенциям, так скажем…
Митрофанова А.: Это как?
Ткаченко А.: Почитание мучеников в церкви осталось. Мученики семя церкви – это непреложный закон на все времена, но в связи с распространением христианства по пространству империи, которая объявила христианство имперской религией, церковь столкнулась с необходимости посвящения огромного количества язычников, причем язычников по большей части с очень низкой культурой, книжной культурой, людей простых, не способных к осмыслению каких-то богословских тонкостей и вероучительных истин христианства. А чем характеризовалось язычество во все времена? Многобожием. Если говорить очень упрощенно, то там за каждой нуждой человек обращался к отдельному божеству, которое персонально специализировалось именно на этом роде услуг, то есть для того, чтобы
получить хороший урожай –обращаются к одному божеству, чтобы исцелиться от болезни к другому, для того, чтобы бесплодная женщина получила потомство – к третьему и так далее. Этот языческий политизм в сознании людей сидел очень крепко и для того, чтобы сделать их переход к христианскому мировоззрению более мягким, для того, чтобы они не уходили в подполье и тайком не молились своим богам, официально приняв имперскую религию, церковь предложила им культ святых, которые бы могли им эту их нужду в каких-то бытовых нуждах житейских… вернее в этой нужде могли бы заменить им вот этих языческих божеств, которых они почитали до того.
Митрофанова А.: А что значит церковь предложила, это значит, что несколько людей собрались и решили – будет так?
Ткаченко А.: Это значит, что просто епископ сказал: братья и сестры, вот у нас есть, допустим, святой Антипа. Если у кого-то болят зубы – обращайтесь к нему, он поможет. И в этом не было лжи, не было лукавства, потому что действительно, если обращаться к святому с какой-то житейской нуждой – естественно ждать от него помощи, потому что святых то подбирали для этой замены языческих культов как раз по эпизодам их жития, то есть если святой в своей земной жизни нечто делал для людей, то уж тем паче он будет людям в этой области помогать и после того, как он преставился и теперь на небесах живет, и имеет перед Престолом Божьим гораздо больше возможностей, ходатайствовать за людей, которые к нему обращаются на земле. То есть тут логика…
Митрофанова А.: Я в этом смысле не могу не спросить у Вас опять же о святителе Николае, возвращаемся к нашему основному разговору. Дело в том, что о нем часто говорится в связи с путешествующими. Человек едет куда-то, либо в плавание, либо летит куда-то, либо еще каким-то иным образом предпринимает путешествие, молятся обычно святителю Николаю, почему?
Ткаченко А.: Это очень трудно опять же с определенностью сказать, как именно вот эта форма почитания святителя Николая зародилась, и на чем она была основана, я читал несколько версий, одна из них то, что родители святителя Николая в свое время владели несколькими кораблями – это был их семейный бизнес такой, и он до того, как стал священником, как-то в этом участвовал. Потом, есть версия более распространенная о том, что когда он учился в Александрии и предпринимал очередное путешествие через Средиземное море на Александрию, на корабле, где он плыл, упал с мачты матрос. По одной версии он упал на палубу и разбился, по другой в воду. И будущий святитель Николай молитвой его воскресил. Причем строго-настрого запретил ему об этом рассказывать, но матрос оказался словоохотливым, и эта история получила широкое распространение. Что здесь является правдой, что здесь является той мифологией, я судить сейчас не берусь. Но тут ведь значим другой факт, понимаете, не важно, откуда все это взялось, важно почему это столько столетий существует, поддерживается в разных культурах, в разных народах. Ну, представьте, где голландцы, а где мы. Но, тем не менее, что у голландцев Никола покровитель моряков, что у нас. Мне кажется, здесь ответ однозначный, во все времена во всех народах христианских моряки обращались к святителю Николаю за помощью в трудные времена, и он им помогал. И вот память об этой помощи как раз и является подлинной основой почитания моряками и путешествующими святителя Николая. А исторические корни этого события тут, наверное, не очень важны.
Кто такой Дед Мороз
Митрофанова А.: Вместе с тем, если мы возьмем того же Санта Клауса, Вы в начале программы сами сказали, что это такой персонаж, который детям, которые себя хорошо вели – дарит подарки, а тем, кто плохо себя вел, тех он наказывает. Откуда взялось в рождественской традиции такое отношение к Санта Клаусу? Что тех, кто плохо себя вел в течение года, он будет наказывать? У деда Мороза, кстати тоже такое есть. И сколько себя помню в детстве, хотя в деда Мороза уже не верила, но мне говорили: если будешь себя плохо вести, дед Мороз не придет, или накажет.
Ткаченко А.: Вы знаете, если со святителем Николаем еще можно пытаться как-то анализировать ситуацию, то с дедом Морозом, по-моему, это вовсе безнадежное занятие. Откуда что взялось в деде Морозе…
Митрофанова А.: Мифология…
Ткаченко А.: Ну я могу предположить, что в основе двойного действия деда Мороза лежит, обычное, присущее падшему человеческому естеству представление о справедливости. Как в ветхозаветном законе было определено – око за око, зуб за зуб. То есть делает человек что-то хорошее – получает воздаяние благое, делает человек что-то плохое – получает соответственно то, что получает. И когда Санта Клаусу, на том этапе, когда он еще как-то ассоциировался у людей со святителем Николаем, начали приписывать такое двойное воздаяние…. Мне думается, это как раз тоже были отголоски языческого понимания справедливости. Потому что евангельское понимание совсем в другом заключается.
Митрофанова А.: А в чем оно заключается? Вместо справедливости любовь?
Ткаченко А.: Святитель Игнатий Брянчанинов в своем объяснении евангельских блаженств в том месте, где речь идет о правде Божьей, прямо говорит, что правда Божья была явлена в его безграничном милосердии. То есть он не делает разницы между милосердием и правдой Божьей. И сам греческий термин, вернее греческое слово, которое в Евангелии употребляется для определения правды Божьей и праведности «dikaiosyne»…
Митрофанова А.: Смысл в том, что вместо справедливости милосердие в христианстве, да?
Ткаченко А.: Да, в Новом завете же прямо написано, подражайте мне, как я подражаю Христу, будьте, как Отец Ваш небесный, который не делает различий между добрыми и злыми и на добрых и злых посылает дождь и солнце.
Когда Санта Клаус перестал быть похожим на святителя Николая
Ткаченко А.: Точку отсчета, когда Санта Клаус перестал быть святителем Николаем в полной мере. Это был 1823 год, когда преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур придумал для своих детей стихотворную сказку «Рождество на пороге». В ней он изобразил Санта Клауса таким добрым пузатым эльфом, который приезжает на восьми оленях, залезает через дымоход, как раз то о чем Вы спрашивали.
Митрофанова А.: Так вот кто залезает через дымоход.
Ткаченко А.: И кстати сам Мур не собирался свой опус публиковать. Текст без его ведома отнес в газету один из его знакомых, и благодаря этому эта история стала достоянием общественности. А первое художественное изображение Санта Клауса в 1862 году сделал карикатурист Томас Наст, 2,5 десятилетия он рисовал Санта Клауса для обложки одного популярного журнала.
Митрофанова А.: В смысле 2,5 десятилетия рисовал, он долго думал над этим образом?
Ткаченко А.: Нет, просто журнал…
Митрофанова А.: Каждый год заказывал ему по Санта Клаусу?
Ткаченко А.: Да, выходил на Рождество именно с этой картинкой. Но у этой картинки был существенный недостаток, она была черно-белая, то есть этот эльф на восьми оленях пузатый и красноносый, как мы его сейчас знаем, он был тогда в черно-белом изображении, в силу особенностей тогдашней полиграфии. В 1885 году издатель Луис Пранх перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. И здесь у Санты появилась роскошная красная шуба. Только красная.
И лишь в 1930 году компания Кока-Кола придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой. Художник из Чикаго Хедден Сандблом изобразил Санта Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы. Так родился современный образ Санта Клауса.
Митрофанова А.: Понятно.
Ткаченко А.: Уж не знаю, поздравить нас всех с этим фактом, или посочувствовать, но это уже реальная история.
Как появилась елка
Митрофанова А.: Давайте мы вернемся к теме Рождества Христова, Нового года. Знаете, есть такой интересный символ Рождества, который в советское время стал соответственно символом Нового года, я говорю о елке, о зеленом растении, которое водворяется в доме и которое у нас настолько уже этот запах, так же, как и запах мандаринов, наверное, неотделим от новогодних и рождественских праздников, что непонятно, как бы без них мы вообще жили. Откуда эта елка взялась?
Ткаченко А.: Здесь уже проще ответить, потому что это уже такой бесспорный, как мне думается, факт, с которым согласны все исследователи этого вопроса. Елка пришла в Россию из Германии.
Митрофанова А.: Рассказывайте, как пришла, с кем пришла?
Ткаченко А.: По одному из преданий, еще в VIII веке, когда святой Бонифаций на землях будущей Германии проповедовал друидам, рассказывая о Рождестве Христовом, он для того, что их культ поклонения деревьям на самом деле пустой и не имеет за собой никакой антологической основы, он на их глаза срубил священный дуб, которому они поклонялись. По их верованиям тот, кто это сделает, должен был просто на месте погибнуть какой-то страшной смертью. И для того, чтобы их убедить, что все это на самом деле выдумки и суеверия, он поступил так решительно и определенно. И когда этот дуб падал, ну я думаю, он был поменьше, чем священное дерево в фильме «Аватар», но по преданию он на своем пути сломал все деревья, которые на траектории его падения угодили, за исключением маленькой елочки, которая между веток там осталась зеленеть, и очевидно это как-то было очень показательно в той ситуации, потому что святой Бонифаций, указывая на эту елку сказал, что вот так новая вера во Христа должна прорасти в ваших сердцах на месте упавшего языческого суеверия. Насколько это правда, тоже судить трудно. Но очень красивая легенда такая, милая, мне она очень нравится.
Митрофанова А.: Опять легенда.
Ткаченко А.: Ну а кто же Вам… фотографии что ли с места событий предоставить, так Вы же тоже скажете, а вдруг это фотошоп.
В чем разница между Богом и дедом Морозом?
Митрофанова А.: У Вас четверо детей, и у меня к вам вопрос как к многодетному отцу, можно ребенку объяснить, кто такой Бог? Многие дети, например, глядя на иконы думают, что Бог нарисованный, потому что детское сознание имеет свои тоже определенные особенности. Как в тот момент, когда ребенок уже перестает верить в деда Мороза, как бы так подкараулить этот момент, чтобы он заодно и в Бога верить не перестал?
Ткаченко А.: Я сначала скажу, почему вообще мы своим детям эту байку про деда Мороза рассказывали в детстве. Ну странно же, казалось бы в православной семье и вдруг дед Мороз и все такое.
Митрофанова А.: Кстати, действительно странно, да.
Ткаченко А.: Мы исходили из того, что дети же растут не в какой-то резервации, не в какой-то изолированной культурной среде, где есть православное представление, а есть неправославное, во всем спектре проявления. Понятно было, что дети у нас будут учиться не в гимназии, не в православном каком-то лицее, или заведении, которые, слава Богу, сейчас существуют, а в обыкновенной районной школе со всеми остальными детьми, которые очень часто далеки и от религии, и от христианства в частности. Там будут елки, там будут деды Морозы, там будут вот эти все торжества новогодние, которые… ну я по себе помню, это одно и самых ярких впечатлений положительных, вот эти новогодние праздники, дед Мороз, Снегурочка, подарки, елки…
Мы подумали с женой, что было бы нечестно отнять у детей вот эту радость. Беды то здесь никакой нет, потому что для детей сказка и религия, как вы правильно сказали, это разные плоскости, они почти не пересекаются. Они существуют самостоятельно. Религиозные персонажи в сказке не действуют, и наоборот, сказочные персонажи в религиозное сознание не вплетаются, это я вижу очень четко и в своих детях, и в других с которыми знаком. И мы решили, пускай это будет, пускай это будет просто для того, чтобы у детей не возникал, выражаясь научно, когнитивный диссонанс. Чтобы не было вот этого конфликта мировоззренческого между тем, что празднуют их одноклассники, если говорить о школе, и то, как к этому празднованию относятся они. Поэтому мы ставили на Новый год елку, мы там ставили они у нас валеночки под эту елку, клали, мы им подарки, рассказывали, что вот дед Мороз прдарки принес и все такое.
Митрофанова А.: Так, а потом то как? Вот они перестали верить в деда Мороза, у них уже скепсис в голове образовался.
Ткаченко А.: Я не знаю, у нашей семьи скепсиса особого в голове не было.
Митрофанова А.: Вообще проблемы такой не стояло?
Ткаченко А.: Просто по мере взросления они поняли, что на самом деле эти подарки кладем мы, что у этих подарков есть определенный финансовый лимит, за который выходить бессмысленно в своих прошениях и так далее. Ребенок же, взрослея, все это анализирует и постепенно, по ироническим улыбкам нашим, где-то там… тут еще важный момент был, что мы не производили десакрализацию, мы не разоблачали деда Мороза, когда они подросли, мы просто потихонечку свели все это на шутку.
Я считаю, что здесь ничего плохого в религиозном смысле нет, постепенно просто дети понимают, что дед Мороз это миф, который раскрывал для них нашу с вами любовь в той форме, в которой их детскому восприятию было на тот момент наиболее доступно. И здесь никакого конфликта мировоззренческого у моих детей не произошло. Младшая девочка да, до сих пор, вот что бы попросить у деда Мороза, папа, я даже не знаю. Голубушка, ну кто же за тебя это может знать? Причем я не уверен, что она на сто процентов советуется со мной на предмет просьбы к деду Морозу, что здесь нет определенной доли детского такого хитрежа и лукавства, что папа, ну ты же понимаешь, да, а можно ли попросить у деда Мороза, скажем смартфон? Деточка, ну конечно можно, но я не думаю, что у деда Мороза смартфоны там в мешке штабелями лежат.
Источник : журнал ФОМА