Тут же поправим, что крестное знамение есть самое важное молитвенное действие, как по своему значению, так и по своей благодатной силе. В крестном знамении содержится вкратце все христианское учение (Символ веры), ибо, изображая это знамение, мы в трех перстах правой руки выражаем свою веру в три Лица Пресвятой Троицы: Отца, и Сына, и Святаго Духа. Складывая персты воедино,
веру в Троицу единосущную и нераздельную, а, складывая персты ровно, веруем, что Троица есть равночестная. Кладя крест - свидетельствуем, что веруем в Господа Иисуса Христа, “Распятаго за ны (на кресте) при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна”. Складывая остальные два перста, веруем, что в Иисусе Христе два естества: божеское и человеческое, т.е. исповедуем Его, “от Отца рожденнаго прежде всех век” и “воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася”. Пригибая эти два перста сверху книзу (к ладони), веруем во Иисуса Христа, “нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес”.
Мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Так сложенные персты кладя на лоб (чело), просим освятить наш ум, наши мысли. Кладя на живот просим освятить наше сердце, наши чувства. Кладя на правое и левое плечо, просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела.
Осеняя себя крестным знамением, мы мысленно произносим: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Святую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Так велико значение (смысл) крестного знамения! Но так же велика и его благодатная сила.С того времени, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая непостижимая Божественная сила сообщилась Кресту, вселилась в него и осталась в нем навсегда. Крест так могуществен и силен оттого, что в христианской ведется с самой глубокой древности.Его установили святые Апостолы, и с того времени так крепко хранится этот обычай, что все молитвы начинаются и сопровождаются крестным знамением и благоговейными поклонами. Крест Христов, который мы изображаем на себе, не только дает великую силу нашей молитве, но и помогает отражать греховные искушения и страсти.
Крестное знамение нужно изображать на себе с верою в Распятого Господа, с благоговением и смиренным сознанием того, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие и почитанием претерпленных за нас крестных страданий и смерти. Только при этом условии могут быть угодны Господу и наша ревность к исполнению заповедей Господних, и наши молитвы, соединенные с крестным знамением. Обратим особое внимание, что Крест Христов только при условии правильного употребления и понятия о нем может быть всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов видимых и невидимых, так как он не сам по себе имеет силу, а только в соединении с живой верой и при правильном и благоговейном употреблении.
Кроме того, полагая крестное знамение, мы касаемся пальцами не груди, а живота. Иначе крест получается «перевернутый», и таки образом, происходит глумление над главной святыней христианства (верхняя часть вертикальной перекладины становится длиннее нижней). А это просто недопустимо. Необходимо также запомнить, что как нельзя произносить имя Господа нашего всуе, так и частое совершение крестного знамения не допустимо. Можно также заметить, как некоторые прихожане, еще не успев завершить крестное знамение, уже начинают совершать поклон. В этом случае крест, полагаемый нами на себе «ломается». Следует вначале завершить крестное знамение и лишь затем, опустив правую руку вдоль тела, совершать поклон.
КОГДА МОЖНО И НЕЛЬЗЯ СОВЕРШАТЬ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
О крестном знамении вне богослужения
Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.
И поэтому крестным знаменем осеняют себя, когда оделевают дурные помыслы и при любых искушениях, тем самым призывая помощь Божию.
Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближении ко всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам.
Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях. Обычно, если это не богослужение, при осенении крестным знамением, читается молитва «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
«Всегда запечатлевай себя крестом, и зло·не прикоснется к духу твоему. Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».
Православная мама, если её ребенок еще совсем маленький - сама должна осенять крестным знамением своего ребенка.
О крестном знамении за богослужением
Уставом Православной Церкви предусмотрены правила совершения крестного знамения без поклона и крестного знамения, сопровождающегося поясным или земным поклоном. Краткий свод их следующий: (весь этот свод запомнить новичку трудно, главное - ориентируйтесь на людей в храме – креститесь тогда, когда это делают другие прихожане. Со временем придет опыт и все запомнится само собой).
Крестное знамение не всегда совершается. В некоторые моменты богослужения положено только преклонение главы и без крестного знамения.
1. Крестное знамение не полагается:
при возгаласах священника «Мир всем»; «Благословение Господне на вас ... »; «Благодать Господа нашего ... буди со всеми вами»; «И да будут милости Великаго Бога ... со всеми вами»; а также при словах диакона «И во веки веков» перед Трисвятым.
Креститься не положено во время чтения или пения псалмов и стихир.
Не следует креститься подходя ко Святой Чаше, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу; руки должны быть сложены на груди крестообразно - правая рука поверх левой.
По принятии Святых Таин, неспешно, с благоговением поцеловать край Чаши и до принятия теплоты не креститься и не кланяться.
Преклоняют главу во время чтения Святого Евангелия за богослужением и на Великом входе.
На Великом входе при словах «И вас всех, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем» отвечаем с поклоном «священство (или архиерейство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».
Не принято в Русской Православной Церкви обычай складывать вместе ладони при общем благословении священником мирян в храме и, тем более, целовать их.
2. Крестное знамение полагается:
в начале и при окончании чтения Священного Писания; в начале чтения или пения стихиры, тропаря или псалма; при словах «аллилуиа».
В средине шестопсалмия (это когда чтец выходит на середину храма и при погашенных свечах и светильникахв храме читает псалмы. Середина чтения- трижды читается "Аллилуиа, аллилуия, аллилуия. Слава тебе Боже"; при чтении и пении Символа веры - при словах: «Верую», «И во Единаго Господа Иисуса Христа», «И в Духа Святаго»; на отпусте при словах «Христос, истинный Бог наш», «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», при поминовении празднуемых святых и на диаконском прошении «Спаси, Боже».
3. Крестное знамение сопровождается поясным поклоном:
при каждом прошении на ектениях; при словах священника или чтеца, воздающих славу Богу или Святой Троице; при чтении или пении «Приидите, поклонимся», «Святый Боже», «аллилуиа» на кафизмах и после псалмов на часах; по окончании пения стихиры, тропаря или псалма; при произнесении имени Пресвятыя Богородицы на прошении «Спаси, Боже»; при пении на утрени песни Богородицы, на каждом припеве, при слове «Величаем»; при окончании отпуста; при окончании Символа веры; на литургии при возгласах «Станем добре ... », «Победную песнь ... », «Приимите, ядите ... », «Пийте от нея ... », «Твоя от Твоих ... »; при возгласах «Господу помолимся» и «Ко святому ... помолимся»,' предваряющих какое-либо моление.
При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после прикладывания к святыне.
При прохождении по храму совершается крестное знамение с поясным поклоном против Царских врат.
Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Крестное знамение, поклоны и коленопреклонения надо совершать по окончании молитвословия, а не во время его чтения или пения.
Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.