Священномученик протоиерей Александр Дагаев (†1920)
Выпуск телепередачи Православного ТелеВЕдения "Благочестие" г. Усть-Каменогорск
Беседа с Преосвященнейшем Владыкой Амфилохием, епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским на тему:
«Священномученик Александр Дагаев»
Дагаев Александр Владимирович родился 10 апреля 1862 года в городе Бийске, в семье священника Владимира Дагаева.
Учился в Томской Духовной Семинарии, которую окончил по первому разряду в 1884 году. Был рукоположен в сан диакона Преосвященнейшим Макарием, Епископом Бийским. Служил на приходах г. Бийска и Барнаула, в 1892 году указом Преосвященнейшего Макария был назанчен настоятелем Градо-Устькаменогорского Покровского собора и благочинным церквей Змеиногорского уезда.
В Усть-Каменогорске проживал в собственном доме в Мечетском переулке, почти рядом с собором.
В 1906 году за труды по строительству Трех-Святительской церкви, по благословению правящего архиерея, от прихожан был преподнесен золотой наперсный крест с камнями, в качестве награды. Был награжден Императорскими орденами - орденом св.Владимира IV ст., орденом св.Анны III и II степ., медалью в "Память Царя 1881-1894", медалью 25 лет Церковно-Приходских школ, медалью в память 300-летия Дома Романовых, и крестом на Владимирской ленте в память 300-летия Дома Романовых.
Дом священника Александра Дагаева
Александр Дагаев был наверное самой яркой фигурой в дореволюционном Усть-Каменогорске. Очень активный, несколько нервического склада – которым он возможно был обязан имеющимся у него по одной из версий кавказским корням.
о. Александр с женой и первенцем
По воспоминаниям старожилов г.Усть-Каменогорска, о.Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия, искренне любящим Бога и свою Родину. Он неукоснительно соблюдал церковный устав и, как благочинный, был в меру строг. А в свободное время увлекался изучением истории Церкви и Российского государства, и игрой на музыкальных инструментах, что было любимым занятием его многочисленной семьи.
о. Александр с семьей
В период, последовавший после 1917 г., о. Александр твердо отстаивал Православную веру и монархию. Он открыто обличал с церковного амвона богоборческую, антихристианскую направленность большевизма, призывал народ стоять за Истину, быть со Христом, отстаивать православную веру. Отец Александр имел огромный авторитет среди жителей г.Усть-Каменогорска и прилегающих к нему областей, его проповеди оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ. Имеющиеся факты позволяют судить о отце Александре, как о человеке с активной жизненной позицией, не замыкающимся в своей деятельности в одних религиозных рамках. Нам известно и о его политических симпатиях – в публичных дискуссиях отец Александр неоднократно подчеркивал свою приверженность некоторым постулатам партий Конституционных Демократов и Социал-Революционеров.
Семья священника в саду у своего дома в г. Усть-Каменогорске. Во втором ряду - слева - отец Александр Дагаев. В центре - протоиерей Владимир Дагаев (его отец). Жена - Степанида Алексеевна и дети
После убиения большевиками летом 1918 г. настоятеля Троицкой Крепостной церкви г. Усть-Каменогорска протоиерея Сергия Феноменова, о. Александр занял его место настоятеля этой церкви.
В крепости, при которой была церковь, имелись казематы, где содержался арестованный в этом же году солдатами армии Колчака революционер Яков Ушанов, боровшийся в 1917-1918 гг. за установление большевистской власти в г. Усть-Каменогорске. Протоиерей Александр неоднократно посещал Якова Ушанова в его заточении, беседовал с ним, увещевал отказаться от революционных убеждений. не проливать братской крови и покаяться. Но обращения священника не нашли отзыва в сердце ослепленного безумными идеями революционера. В 1920 г. при отступлении армии Колчака Яков Ушанов был сожжен солдатами в топке теплохода.
Вскоре после падения колчаковской власти в г. Усть-Каменогорске последовала расправа над протоиереем Александром Дагаевым. Большевики не могли больше допустить, чтобы его обличительные проповеди достигали ума и души народа. Он был для них опасен. Они мстили ему за его верность истине и за смерть своего товарища, к которой он был не причастен.
11 января 1920 г. к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.
Смерть произошла в Сакенькеном логу (следующий за Шмелевым лог, где ныне расположено городское кладбище) – святого, а с ним еще 50 человек генерал-майора Петра Никандровича Веденина с офицерами, городского голову Сидорова, хозяина типографии Горлова (которому мы обязаны сохранившемся до сих пор открытками с видами Усть-Каменогорска 100-летний давности) и других, порубили шашками, а затем по зимнему Усть-Каменогорску, по чистому снежку протащили окровавленное тело Протоиерея привязав его к лошади.
Икона священномученика Александра Усть-Каменогорского
Через два месяца матушку Степаниду Алексеевну Дагаеву, вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука. Пальцы усеченной десницы о. Александра были сложены для иерейского благословения.
Останки священномученика отдали Степаниде Алексеевне для погребения, и она похоронила его.
После расправы над о.Александром из страха подвергнуться той же участи, многие отвернулись от его семьи. Степанида Алексеевна вынуждена была уехать в г.Павлодар, где скончалась в 1932 г.
По одной из версий, о.Александр был похоронен матушкой возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где он долгие годы был настоятелем. В 1930-е годы церковь была разрушена, в настоящее время на ее месте городской парк. Возможно что в этом случае, на самом деле, речь идет о более раннем захоронении другого Священнослужителя. Поскольку существует и другая версия, полностью подтвержденная в настоящее время православными историками нашего города, согласно которой о. Александр был похоронен на городском кладбище. А следовательно искать могилу отца Александра нужно именно там.
Отец Александр оставил глубокий след в сердцах православных Усть-Каменогорцев, память о нем сохранилась и до сегодняшнего дня.