ОТ ПАСХИ ДО ТРОИЦЫ, СЕМЬ НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ПАСХИ
КАКИЕ НЕДЕЛИ (ВОСКРЕСЕНЬЯ) ПРАЗДНУЮТСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ПОСЛЕ ПАСХИ И ЧЕМУ ОНИ ПОСВЯЩЕНЫ?
В семь воскресных дней вспоминаются разные события
От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница (50 дней) и считаются Неделями «по Пасхе». Все семь недель православные приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!», перед вкушением пищи поют пасхальный тропарь.
Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи.
Со дня Святой Пасхи до Дня Святой Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.
Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня молитва «Достойно есть» заменяется на:
Ангел вопияше Благодатней: / чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся.
Святися, святися, / Новый Иерусалиме, / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися Сионе, / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о восстании Рождества Твоего.
Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.
В семь воскресных дней вспоминаются разные события.
Особо выделяется Неделя первая – СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА. Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом.
Это сплошная седмица, то есть неделя не имеет постных дней, кроме этого всю неделю можно звонить в колокола. Есть особенности и в правиле подготовки к причастию, вечерних и утренних молитвах - вместо молитвенного правила, также вместо Повечерия и Полунощницы поются или читаются Часы Пасхи (до утра субботы Светлой седмицы включительно). А каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю при подготовке к причастию заменяются каноном Пасхи.
Часы Светлой Пасхи, читаемые вместо утренних и вечерних молитв СМОТРИ, ЧИТАЙ и СЛУШАЙ ЗДЕСЬ
НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ, Фомина, АНТИПАСХА, Красная горка
Это второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию встрече с Воскресшим Христом святого апостола Фомы, а потому и называется Фоминым воскресеньем. Апостол Фома отсутствовал во время события Воскресения Христова и сказал, что не поверит в него, пока «не увидит на руках Его ран от гвоздей, и не вложит перста... в раны от гвоздей, и не вложит руки... в ребра Его». Но в следующее воскресенье вместе с прочими апостолами уже и Фома стал свидетелем явления Воскресшего Спасителя, Который для подтверждения того, что Он не призрак дал сомневающемуся апостолу возможность осязать Свое Воскресшее Тело.
После общения с Фомой, Господь сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
По мысли святых отцов, данная неделя посвящена неверию Фомы именно потому, что вера – это самое первое и самое главное условие встречи с Воскресшим Христом Спасителем.
Интересна история названия Антипасха. В первые века христианства на Пасху было массовое крещение оглашенных. После этого они всю неделю ходили в белых одеждах, это и дало название первой недели после Пасхи - Светлая. В день, когда белые одежды снимались новокрещенными, служба проводилась как повторение пасхальной, то есть была вместо Пасхи - Антипасха.
С этой недели начинается череда недель "По Пасхе", которая идет в течение всего церковного года.
Название Красная горка не имеет такой точной привязки. Слово «красный» у славян имело значение «красивый» и в этом значении широко употреблялось. Поэтому Пасха, конечно, сразу стала называться Красной. И если первая праздничная неделя после Пасхи носила скорее духовный характер, то как раз время после Антипасхи заполнялось душевными гуляниями. На Руси всегда места для гуляний выбирались на пригорках, там водились хороводы, устраивались игры, поэтому слово "горка" всегда связывалось с отдыхом, развлечением. Во время гуляний на Красную горку часто использовались красные яйца, как символ вечно возрождающейся жизни.
С Красной горки начиналось время сватовства и молодежных гуляний. Эта неделя была своеобразным праздничным аккордом хождений в гости к родственникам, перед началом весенних полевых работ.
На эту неделю приходится важное событие, на девятый день после Пасхи - Радоница (подробнее об этом дне),– время молитв за усопших и посещения мест их захоронений – хождение к ним «в гости». Когда мы приходим к своим умершим близким поделиться радостным известием и говорим «Христос Воскресе».
С этой недели питание идет по обычной годовой традиции – среда и пятница являются постными днями.
НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. Мироносицкая. СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
Эта неделя после Пасхи посвящена памяти СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Именно мироносицы и праведные Никодим и Иосиф, как мы видим это из Евангелия, не отказались от Христа даже тогда, когда он был оставлен Своими ближайшими учениками и последователями. Они не побоялись быть с Ним возле Креста, не побоялись забрать Его мертвое Тело у Пилата, дабы оказать Ему последние почести и похоронить Его. Они не побоялись прийти к Его гробу тогда, когда все потеряли веру в Него и тем самым более других проявили свою любовь ко Христу. Поэтому Православная Церковь и вспоминает подвиг жен-мироносиц, Иосифа и Никодима в третье воскресенье после Пасхи, так как именно они явили свою веру во Христа не просто словами, но делом: искренней любовью и преданностью Божественному Учителю.
НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ. о РАССЛАБЛЕННОМ
Четвертая неделя после Пасхи посвящается воспоминанию исцеления Господом Иисусом Христом некоего РАССЛАБЛЕННОГО при Овчей купели. Данным Евангельским сюжетом Святая Церковь, прежде всего, напоминает нам, что все мы – расслабленные, потому что каждый из нас болен – болен грехом. Грех – это и есть та расслабленность, которая разрушает целостность человека и только смерть и Воскресение Христа исцеляет человека, освобождая его от власти греха и смерти.
На этой неделе задумаемся о том, как важно для того, что бы пойти за Христом, сначала довериться Ему и встать (начать).
В среду четвертой недели совершается особый праздник - Преполовение Пятидесятницы (подробнее), весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.
Пятая неделя после Пасхи именуется НЕДЕЛЕЙ О САМАРЯНЫНЕ и посвящена воспоминанию беседы Христа с самарянкой у колодца Иакова, когда простодушное сердце самарянки открыто приняло слова Христа, подобные чистой воде. Главная мысль данного евангельского повествования заключается в том, что только Христос и Его Божественное учение является истинным Источником живой воды, текущей в Вечность.
Все религии, которые существовали до Христа и которые существуют сейчас или еще только появятся никогда не смогут утолить духовную жажду человека, ведь только в христианстве, только в лоне Святой Православной Церкви возможно приобщение к Вечности как воссоединение с Самим Богом, то есть, обожение.
Шестая неделя после Пасхи называется НЕДЕЛЕЙ о СЛЕПОМ, так как посвящена воспоминанию исцеления Господом нашим Иисусом Христом некоего слепого человека. При чем не просто слепого, то есть человека, утратившего зрение, а слепорожденного. Евангельский сюжет об исцелении слепого очень важен для нас: он напоминает нам о том, что человеческая слепота бывает двух родов – слепота телесная и, что страшнее всего, слепота духовная. И очень часто физически слепые люди в духовном плане оказываются намного зрячее чем те, кто считает себя таковым, но при этом не видит своей самой главной проблемы – греховности, которая, словно стена отделяет нас от Бога. И до тех пор, пока мы не преодолеем свою духовную слепоту, Бог будет закрыт от нас и недостижим.
Кстати, это чудо было совершено в субботу, что послужило своеобразным вызовом фарисеям и стало образом состояния каждого уверовавшего во Спасителя
В четверг шестой неделию т.е. на 40-й день после Пасхи празднуется праздник ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (подробнее об этом празднике).
С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.
НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯ. о ПЕРВОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ
Неделя седьмая названа в память о Первом Вселенском соборе. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь.
После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (подробнее об этом празднике) Далее читается Трисвятое.