Воскрес ли Христос на самом деле?
Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.
Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому следует еще прибавить, что в тот же день Господь вместе с двумя учениками совершил путешествие в селение Эммаус, отстоявшее от Иерусалима на 60 стадий "Человек с пробитыми ногами, пишет доктор медицины А. Шистов, - не только не мог пройти на третий день до Эммауса, но, с медицинской точки зрения, он не мог бы стоять на ногах раньше месяца после снятия его с креста".
Наконец, одна подробность, отмеченная святым Иоанном, очевидцем последних минут жизни Спасителя, не оставляет сомнений в действительной смерти Христа. Воины, придя к Иисусу и увидев Его умершим, - повествует апостол Иоанн, - не перебили, у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Дело в том, что удар копья, очевидно, разорвал предсердие, откуда вытекшая кровь оказалась смешанной с серозной жидкостью, - симптом несомненной смерти, как утверждают медики.
Второе возражение: да, Христос умер на кресте, но Он не воскрес, а после смерти похитили тело Его, и был распущен слух о Его воскресении.
Но кто же мог похитить тело Спасителя? Книжники? Первосвященники? Фарисеи? Не может быть, потому что при первом известии о мнимом воскресении Христа они, как заинтересованные в опровержении подобных слухов, показали бы всем Его труп и этим, бесспорно, положили бы конец всяким слухам и предположениям. Может быть, воины римской стражи похитили Спасителя? Нет. Они совсем не были заинтересованы в этом. При той железной дисциплине, которая царила в войсках, они никогда не решились бы на это. Остается, следовательно, признать, что сами ученики Христа похитили тело своего Учителя и потом распространили слух о Его воскресении. Если этого не могли сделать ни первосвященники, ни воины, то апостолы, тем более, не отважились бы на это. Люди, объятые страхом и ужасом, не могли через несколько часов на глазах стражи проникнуть в пещеру и похитить тело Христа.
За проповедь о воскресении Спасителя апостолов преследовали, мучили, сжигали на кострах, распинали на крестах. Спрашивается, какой же был для учеников расчет прибегать к обману? Как эта ложь могла укрепиться в сознании людей и, не обнаруживая себя, продержаться целые столетия? Если апостолы распространили ложные слухи о воскресении Христа, то как им могли поверить? Как этому поверили Матерь Христа и Его братья? Кроме того, такая выдумка могла бы появиться в том случае, если бы апостолы ожидали воскресения своего Учителя. Но в том-то и дело, что они о воскресении Христа даже и не помышляли, и когда Господь предупреждал их, что Ему надлежит быть убитым и затем воскреснуть, они даже не понимали Его - так далека была от них эта мысль. Если даже допустить, что ученики похитили останки своего Учителя, то можно с уверенностью сказать, что такой их план оказался бы бесплодным.
Третье возражение. Оно самое распространенное и, нужно заметить, наиболее необоснованное. Говорят: Христос умер и не воскрес, т.е. стал призраком. Но в тексте Евангелия читаем следующее: Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. Мысль о призраке мелькнула и в уме апостолов, когда они увидели. Но Спаситель Сам опроверг эту мысль, предложив им осязать Себя и потребовав пищи.
Мы веруем в Воскресение потому, что после смерти Его видели воскресшим. Без Воскресения Христова невозможно объяснить тот перелом, какой произошел в душе апостолов. Ведь ученики Христа до последнего момента не знали, зачем приходил Божественный Учитель, не понимали Его учения, предостерегали Его от ожидающих Его страданий. И вдруг через какие-нибудь три дня они поняли учение Христа так глубоко, как, может быть, никому из наших современников не удавалось постичь. Из слабых, запуганных людей они вдруг становятся смелыми, убежденными проповедниками нового учения, за торжество которого они отдали свою жизнь. Ни один факт не оставил столь глубоких следов в истории, как этот. Вся история последующих веков представляет развитие и распространение христианских идей, центральной из них является весть о Воскресении. Если весть о Воскресении была не более чем обман или игра воображения, то, каким образом все человечество могло находиться под гипнозом этого обмана целые столетия? Чтобы ни говорили противники христианства, мы все-таки с твердым убеждением и радостной верой скажем: "Христос Воскресе!"
Отсюда должно сделать и дальнейший вывод: если существует бессмертие, то вся жизнь приобретает глубокий смысл, как подготовительный период к будущей вечности. Если же бессмертия нет, то жизнь - не что иное, как странная, непонятная бессмыслица, нелепость. Для чего, - скажем словами апостола, - и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?.. Станем есть и пить, ибо завтра умрем. Конечно, не стоит, если нет воскресения, нет бессмертия. И для неверующих в будущую жизнь на все мучительные вопросы: "для чего? зачем?" - ответа нет.
Автор: Святитель Василий Кинешемский