Господь иногда жизнь продлевает – надеется, что может он еще как-то поживет, пострадает, что-то поймет в жизни, может, совесть в нем проснется и опять вернется к истокам своей жизни. И мы должны трудиться над этим – а это труд души, потому что когда мы плывем за своими помыслами, за своими чувствами греховными, нас, как многие из нас выражаются, и это правильное слово – "нас несет".
"Вот понесло" значит кого-то осуждать начали, на кого-то ругаться, начали злиться и так далее – пребывать вот в каком-то греховном чувстве: либо гнева, либо зависти, либо того же блуда и так далее, и так далее… Нас несет буквально по волнам, то есть никакого усилия от нас это не требует.
А быть христианином – это всегда усилие, это всегда тормозить, это всегда поворачиваться в другую сторону, это всегда плыть против течения, это всегда делать против себя, против своей воли. Почему так тяжело? Да потому что мы грешные. Грешнику легко грешить – в этом такая трагедия, драма нашей человеческой жизни. И можно было бы вполне отчаяться, если бы не Господь, если не Всемилостивый Господь, который нас и встречает, и готов нам опять вернуть нашу одежду, утверждающую нас в сыновнем достоинстве, в усыновлении самому Богу, и перстень нам на руку дает, и тельца упитанного заколает!
Только подумать о том, какую пищу нам Церковь предлагает – нам, грешникам, которых вообще-то по канонам в Церкви не то что уполовинить, вот это большое наше собрание, – а вообще оставить, может, два десятка человек, а остальных всех туда, даже не в церковный двор, а туда – за железный забор, туда вот, к общественному туалету поближе. Вот это по правилам церковным какое место наше мы должны занимать – мы, все с вами. Это не только справедливо – это канонично вполне. Вот это наше место там… А мы – нас Господь, по милости Своей, не то, что в храм вводит, не то, что нас питает нашим благодатным Богослужением, а еще готов и очистить нас на исповеди, если мы принесем свое покаяние, если мы действительно хотим исправиться, а не просто батюшке пожаловаться на свою грешную жизнь!
"Вот, батюшка, знаете – я такой грешник, вот и это у меня грешно…" Батюшка конечно покивает – батюшка такой же, собственно, грешник, поэтому сочувствует: "Да, дескать и я грешник, а может в чем еще и погрешней"; батюшке неудобно как-то это обсуждать – врач-то не говорит о своих болезнях больному, вот, так поговорили, покивали и все. Этого недостаточно. Нужно, чтобы было покаяние. Ведь покаяние – это есть не чувство, потому что есть специальный термин, называется – покаянное чувство. И это важный компонент, но все же покаяние это не есть покаянное чувство. Поэтому так вот продолбить свою грудь, чтобы из нее что-то выжать такое душевное, такое сострадательное самому себе – этого недостаточно. Нужно очень спокойно и трезво заставить себя выполнить Волю Божию. Нужно заставить себя исправить свою грешную жизнь. И конечно для этого нужна Сила Божия, нужно Бога об этом молить.
Протоиерей Димитрий Смирнов
По материалам православных сайтов.