«Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), – писал Екклесиаст. Близость Великого поста, от которого нас отделяют уже даже не дни, но часы, заставляет сегодня сказать: пришло время спасаться. Спасаться по-настоящему, без всяких «я забыл» или «я не знал», без наших обычных «завтра» и «в другой раз». Пришло время спасаться явно, реально, изо всех сил. Именно это помогает понять нам Церковь, предлагая в нынешнее воскресенье такие апостольские слова: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11–14).
Почему «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»? Потому что Великий пост есть само спасение в действии. В это время Церковь дает возможность всякому постящемуся почувствовать запах святости. Посещение уникальных великопостных богослужений, частое причащение, глубокая исповедь, чтение Писания, по-монашески скудная трапеза, внимательность к каждому своему слову и мысли, покаянный настрой души... Эти подаренные Богом средства отверзают перед нами двери спасения, и сквозь приоткрывшуюся щель мы угадываем очертания мира иного, так мало знакомого нам. В эти дни небо опускается на землю.
«Ныне ближе к нам спасение» также и потому, что каждая минута земной жизни приближает нас к ее окончанию. А мысль о смерти для христианина должна вмещать в себя не только страх Суда Божьего, но и надежду на спасение. Смерть – это встреча с Иисусом Христом, а значит со спасением. Именно так переводится с еврейского языка имя нашего Господа. Вот почему спасение для всякого христианина становится все ближе и ближе по мере приближения к смерти.
И еще потому «ныне ближе к нам спасение», что каждый день должен быть для нас ступенькой духовного роста. Мы пришли в мир, чтобы возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Христианство есть явление не статичное, но динамичное. Христианство – это вечное движение вверх, движение ежедневное и нескончаемое.
«Ночь прошла, а день приблизился». Апостол Павел употребляет очень содержательный образ, открывающий великий простор для толкований. «День приблизился», ибо над неправедной землей взошло Солнце Правды – Христос. Закончилась ночь – время ожидания Спасителя. Или: приближение дня есть появление нового типа человека, просвещенного светом истины. Имя ему – христианин. Человек ветхий должен отойти в прошлое вместе с рассеивающейся ночной тьмой. Как неудобно в светлое время суток носить ночную одежду, так и нельзя сейчас, во время новозаветное, жить по желаниям и мыслям человека ветхого. Днем не должно быть никакой тьмы. Солнце Правды взошло, и теперь все другое.
Поэтому апостол говорит дальше так: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».
Смысл этой фразы замечательно раскрывает свт. Феофан Затворник: «Грехи суть темные дела, потому что во тьме творятся и в тьму погружают творящего их, в тьму неведения, ослепления, страстности и плотяности чувственной. Добродетели же суть оружие света, потому что каждая добродетель, утверждаясь в сердце, поражает противоположную страсть греховную, которая иначе и поражена быть не может, как сею противоположною ей добродетелию. Добродетель поставляет человека в светлое состояние» (Толк. на Рим. 13 гл.).
Вот оружие христианина, воюющего «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12)! Оружие добродетели предлагает нам Священное Писание! Не сталь клинка и не рукоять пистолета, но христианские дела, соединенные с духом сокрушенным и смиренным. Имеющий такое оружие воюет уже не человеческой силой, но Божией.
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти».
В связи с этими стихами вспоминается замечательный случай. Много лет назад жил на свете один молодой человек. Он был крещен, но прожигал жизнь в пороках и разврате. Это его мучило, но сил изменить свою жизнь не было. Однажды юноша пошел погулять в сад. Во время прогулки вновь задумался о своем беспутстве. Он говорил себе: «Когда же? Когда же наконец? Всё завтра да завтра – почему же не сегодня? Почему не сейчас положить конец этой порочности?» Вдруг он услышал как будто детский голос, говоривший: «Бери и читай; бери и читай». Молодой человек подумал было, что это фраза из детской игры и где-то рядом шалят дети, но не мог вспомнить ни одной игры с такими словами. А на скамейке в саду, неподалеку, он оставил книгу Посланий апостола Павла. Мужчина подбежал к скамье, схватил книгу, открыл наугад и прочел: «Не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Как только он закончил читать это предложение, какой-то свет убежденности влился в его сердце и все сомнения рассеялись. Отныне он стал христианином и подвижником.
Этот молодой человек впоследствии сделался знаменитым церковным писателем, известным нам сегодня под именем Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Одна фраза из нынешнего апостольского чтения перевернула всю его жизнь. Через эти слова Сам Бог говорил с Августином. Два стиха из тринадцатой главы Послания к римлянам стали для него письмом от Владыки мира.
Текст письма сегодня и перед нашими глазами. Что он скажет нам? Будет ли он для нас очередным нравственным назиданием, проходящим мимо ушей, или и в наши сердца также вольется «свет убежденности»?
Нам нужно научиться читать всю Библию как письмо, написанное лично нам от Иисуса Христа (а это так и есть). Если говорится: «ныне день спасения» – значит прими эти слова как адресованные лично к тебе, христианин. Сказано отбросить пьянство, распутство, ссоры и зависть – значит тебе, тебе сказано, никому другому. Пишется про оружие добродетели – приобрети это оружие. Не смей нарушить Божье слово! Владыка к тебе говорит!
Если слова Писания оживут для нас, тогда спасение реально приблизится к нам. Любая самая кромешная тьма отступит, и светом Христовым засияют проснувшиеся души. Благодать Великого поста, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», да сотворит со всеми нами чудо этого пробуждения, чтобы через полтора месяца к опустевшему гробу Воскресшего Христа подошли хоть и уставшие от поста, но внутренне обновленные люди и подарили друг другу самые главные в мире слова: «Христос Воскресе!!!»
Сергей Комаров
http://pravlife.org/content/na-puti-k-samym-glavnym-slovam